Сподвижник Петра Великого

Сподвижник Петра Великого

350 лет  назад родился фельдмаршал Михаил  Голицын
Гвардейцы Петра I (картина А. Е. Коцебу).
© wikipedia.org
350 лет  назад родился фельдмаршал Михаил  Голицын
' + '' + ' ' + ''+ ' Гвардейцы Петра I (картина А. Е. Коцебу).
28 ноября 2025, 11:01
Реклама

11 ноября (по новому стилю) 1675 года в роду Голицыных, «отсчитывавших колена» от основателя правящей династии Великого княжества Литовского — Гедимина, появился на свет еще один отпрыск, которого нарекли Михаилом. Его отец, боярин Михаил Андреевич Голицын, был курским воеводой и занимал высокие должности при царском дворе. В прежние времена столь знатное происхождение могло дать юному князю карт-бланш для быстрого продвижения по службе, но при Петре I одной родовитости стало уже недостаточно. Требовались усердие, способности, верность и храбрость. Михаил Михайлович Голицын в ходе долгой военной карьеры доказал, что этими качествами обладает, и в итоге стал одним из первых российских фельдмаршалов…

В лейб-гвардии Петра I

Начал служить Михаил Голицын в 12-летнем возрасте, будучи в 1687 году зачислен барабанщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Через 7 лет, в 1694 году, ему было присвоено первое офицерское звание прапорщика, а еще через год за отличие в Первом Азовском походе Петра I Голицын был произведен в поручики гвардии.

Участие в завершившемся успехом Втором Азовском походе (1696 год) стоило молодому офицеру ранения в ногу при штурме турецкой крепости, но было вознаграждено повышением в чине до капитан-поручика. А в 1698 году ему довелось доказать верность царю при подавлении бунта четырех стрелецких полков, пытавшихся возвести на престол старшую сестру Петра — царевну Софью, фаворитом которой был родственник Михаила — Василий Голицын.

Но настоящему взлету карьеры князя поспособствовало начало Северной войны. В печально знаменитой битве под Нарвой подчиненные Михаила вместе с остальными гвардейцами стойко отразили на своем участке все атаки шведов, не допустив тем самым полного разгрома русской армии. Сам Голицын проявил личную доблесть и продолжал сражаться, несмотря на два ранения. Его заслуги не остались незамеченными: сразу после Нарвы он стал майором, а через очень короткое время — подполковником.

Фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын (портрет К.Л. Христинека).
© wikipedia.org
Фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын (портрет К.Л. Христинека).

В ноябре 1702 года, командуя Семеновским полком, Голицын отличился при взятии сильной шведской крепости Нотебург. Ее осада продлилась 3 недели, но не дала результата, а предпринятый первый штурм окончился неудачей. Голицын готовил полк к повторному штурму, когда от Петра прибыл гонец с приказом отступать. «Скажи государю, что я теперь принадлежу только одному Богу», — до дерзости смело ответил Голицын и повел своих бойцов на приступ. Другие полки поддержали храбрый порыв семеновцев, и после 12-часового ожесточенного штурма Нотебург был взят. Исходя из принципа «победителей не судят», Петр не только простил Голицыну ослушание, но и наградил гвардейцев специальной золотой медалью, а главному виновнику пожаловал чин полковника.

Голицын участвовал во взятии Ниеншанца, Нарвы и Митавы. В 1706 году царь в полной мере воздал должное его полководческим способностям, присвоив князю звание генерал-майора и поручив ему командование целой дивизией в составе лейб-гвардии Семеновского, а также Ингерманландского, Вятского и Черниговского пехотных полков. В новом качестве Голицын  не разочаровал Петра, поэтому через год в подчинение ему был передан и лейб-гвардии Преображенский полк. Впереди, однако, были решающие сражения с главными силами шведов, возглавляемыми их королем Карлом XII…

В роли полководца

Случай убедить царя в том, что его доверие Голицыну оказалось не ошибочным, представился в 1708 году. В июле Карл XII одержал победу над русскими полками во главе с Борисом Шереметевым и Аникитой Репниным у городка Головчин. Петр был жутко разгневан, посчитал главным виновником поражения Репнина и разжаловал его в рядовые. А шведы между тем заняли Могилев.

Местность (небольшие поляны, разделенные болотами) не способствовала концентрации сил шведов в одном полевом лагере, что было бы правильно с их стороны ввиду присутствия русской армии в непосредственной близости. Но Карл XII относился к противнику свысока, поэтому позволил 5-тысячному отряду генерала Карла Рооса разбить отдельный лагерь в трех километрах от места расположения своих главных сил. Петр I решил наказать противника за такую оплошность.

10 сентября (по новому стилю) 1708 года лагерь Рооса был атакован с одной стороны 8 пехотными батальонами во главе с Голицыным, с другой — 30 эскадронами кавалерии под командованием генерал-лейтенанта Гебхарда Флуга. Но конница к началу атаки опоздала. Это позволило сбитым с позиций шведам избежать полного разгрома. Узнав о подходе высланных Карлом XII сильных подкреплений, Голицын прекратил преследование отступающего противника.

Схема сражения при Добром (из военной энциклопедии Сытина).
© wikipedia.org
Схема сражения при Добром (из военной энциклопедии Сытина).

Тем не менее Петр остался доволен исходом битвы. «Я как начал служить, такого огня и порядочного действия от наших солдат не слыхал и не видал (дай, боже, и впредь так!) и такого еще в сей войне король шведский ни от кого сам не видал», — писал царь об этом сражении. Храбро и грамотно командовавшего пехотой Голицына он наградил орденом Святого Андрея Первозванного.

Через месяц, 9 октября (по новому стилю), Голицыну довелось отличиться вновь. В сражении при Лесной, закончившемся разгромом шедшего на соединение с армией Карла XII сильного корпуса Адама Левенгаупта, князь возглавлял гвардейскую пехотную бригаду, состоявшую из Семеновского и Преображенского полков и двух батальонов Ингерманландского полка. Она занимала место в центре первой линии и, образно говоря, цементировала русский строй.

В результате победы при Лесной огромный шведский обоз из 8 тысяч повозок не дошел до места назначения и стал русским трофеем. Вместо жизненно необходимых армии продовольствия и боеприпасов Левенгаупт привел к королю только 6,5 тысячи голодных ртов (половину вышедшего из Прибалтики корпуса). Петр впоследствии назвал битву у Лесной «матерью Полтавской виктории», а сыгравшему в ней важную роль Голицыну присвоил звание генерал-поручика и предложил самому выбрать для себя награду.

«Прости Репнина», — ответил царю Голицын. Он считал, что князь Репнин, разжалованный в солдаты за неудачу в Головчинском сражении, достоин вновь стать генералом. Петр был весьма удивлен этой просьбой, так как знал о неприязненных отношениях между Голицыным и Репниным. «Что значит вражда личная между нами, когда отечество и ты, государь, нуждаетесь полезными людьми?» — пояснил свою позицию проситель. Петр не смог отказать. Аникита Репнин был помилован, и бывшие недруги помирились.

Ну а потом была Полтава! Голицын командовал в этом эпохальном сражении гвардией. Когда шведы были сломлены и обратилась в бегство, он вместе с Александром Меншиковым преследовал их, настиг у переправы через Днепр возле Переволочны и принудил остатки брошенной Карлом XII армии к сдаче в плен.

Полтавская победа (картина А.Е. Коцебу).
© wikipedia.org
Полтавская победа (картина А.Е. Коцебу).

С 1714 года Голицын командовал войсками в Финляндии. 2 марта (по новому стилю) 1714 года он одержал победу при Лапполе и был за это произведен в генерал-аншефы. Не обошли его стороной и первые морские победы России. В битве при Гангуте, состоявшейся 7 августа (по новому стилю) того же года, Голицын возглавлял взятых на галеры в качестве десанта гвардейцев и лично принимал участие в их абордажных атаках, закончившихся пленением всех десяти шведских кораблей.

А ровно через 6 лет, 7 августа 1720 года, произошло и вовсе неординарное событие: сухопутный полководец Голицын, командуя гребной флотилией, одержал над шведами морскую победу при Гренгаме! За это Петр I вручил ему осыпанную бриллиантами шпагу с надписью: «За добрую команду» (за хорошее командование).

Печальный финал на пике карьеры

Несмотря на то что после ухода из жизни Петра Великого Михаил Голицын выступил сторонником наследования короны внуком почившего императора — будущим Петром II, Екатерина I, возведенная на престол Меншиковым, по его же представлению пожаловала заслуженному генералу высшее воинское звание фельдмаршала.

А когда Петр II все-таки взошел на трон, Голицын был назначен президентом Военной коллегии. После прихода к власти Анны Иоанновны фельдмаршал мог оказаться в опале из-за того, что его старший брат Дмитрий Михайлович, член Верховного тайного совета, являлся одним из инициаторов ограничения власти императрицы. Но все обошлось. Михаил Голицын остался при дворе и при высокой должности.

А погиб он при довольно нелепых трагических обстоятельствах. Голландский посол сообщал в письме своему правительству, что карета супружеской четы Голицыных, следовавшая в императорском «поезде», свалилась в обрыв из-за проседания грунта. Жена фельдмаршала успела выпрыгнуть из кареты и спаслась. Сам же Михаил Михайлович погиб под завалом. Произошло это 21 декабря (по новому стилю) 1730 года…

По свидетельствам современников, Михаил Голицын был отважен, смел, великодушен, исполнен чести, пользовался любовью солдат за храбрость и справедливость. С особым уважением относился к нему и император Петр I. Может, этот его сподвижник и не входит в число самых знаменитых русских полководцев, но уж точно заслуживает почтения к своей памяти. И поэтому 350-летний юбилей со дня рождения фельдмаршала — отличный повод для того, чтобы напомнить о его подвигах и честном служении Отечеству.

Реклама
Реклама