Асы с косичками

Асы с косичками

Женские авиаполки в сражениях Великой Отечественной войны
Ночные ведьмы на аэродроме базирования.
© victorymuseum.ru
Женские авиаполки в сражениях Великой Отечественной войны
' + '' + ' ' + ''+ ' Ночные ведьмы на аэродроме базирования.
14 октября 2021, 09:40
Реклама

Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов была всенародным подвигом. Наряду с мужчинами нелегкую военную ношу взвалили на свои плечи миллионы женщин. Немало их воевало в авиационных частях. Ровно 80 лет назад, в соответствии с приказом народного комиссара обороны №099 от 8 октября 1941 года, началось формирование первых истребительных, бомбардировочных и ночных бомбардировочных авиационных полков, полностью состоявших из женщин. «Армейский стандарт» напомнит о женском авиационном вкладе в Победу.

По примеру Расковой

Во время всенародного увлечения авиацией в нашей стране в середине 30-х годов интерес к летному делу проявляли и девушки. На счету женщин-летчиц мировые рекорды дальности, скорости и высоты полетов на самолетах различных типов. К примеру, первые женщины — Герои Советского Союза Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова установили рекорд беспосадочного перелета осенью 1938 года.

Лётчицы 586-го ИАП на фоне Як-7.
© victorymuseum.ru
Лётчицы 586-го ИАП на фоне Як-7.

После начала Великой Отечественной войны, в конце лета 1941 года, Марина Раскова выступила с инициативой создания женских авиаполков, которые бы сражались против врага. Ее просьба руководством страны была удовлетворена, и 8 октября в ВВС Рабоче-Крестьянской Красной армии образовывались три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный.

Особенностью полков стало то, что весь личный состав — от командиров до поваров — состоял полностью из женщин, прошедших подготовку. Поздней осенью — зимой 1941 года подразделения получали самолеты, обучались и отправлялись на фронт, в действующую армию. Сама же основательница женских авиаполков также воевала на фронте и с января 1942 года являлась командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Раскова воевала вплоть до зимы 1943 года, когда при выполнении полета в сложных метеоусловиях она погибла.

Женский экипаж Пе-2 из состава 587-го БАП.
© victorymuseum.ru
Женский экипаж Пе-2 из состава 587-го БАП.

Воздушные бои

Истребители 586-го женского авиаполка входили в состав авиации ПВО и прикрывали от ударов с воздуха Саратов. Позже участвовали в воздушных боях над Воронежем и Сталинградом в составе 144-й авиационной дивизии на истребителях Як-1 и других отечественных самолетах. Позже летчицы отличились в воздушных боях над Днепром и Украиной, в небе Румынии и Венгрии. Всего летчицы-истребители совершили свыше 4 тыс. боевых вылетов, провели около 150 воздушных боев.

Бомбардировщики 587-го женского авиаполка воевали на самолетах Пе-2. Поддерживали пехоту в боях под Сталинградом, на Кавказе, под Смоленском и в Курской битве. За образцовое выполнение заданий командования, проявленное при этом мужество и героизм 587-му бомбардировочному авиаполку имени Марины Расковой в сентябре 1943 года присвоено звание гвардейского. Он стал именоваться 125-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком имени Марины Расковой. Полк участвовал в ожесточенных воздушных боях при освобождении Белоруссии и Прибалтики, громил немецкие войска в Восточной Пруссии и при ликвидации Курляндского выступа. В общей сложности летчицы полка совершили свыше 1110 боевых вылетов, сбросили на врага свыше 10 тысяч авиабомб.

Летный состав эскадрильи 46-го гв ночного бомбардировачного авиаполка перед вылетом.
© victorymuseum.ru
Летный состав эскадрильи 46-го гв ночного бомбардировачного авиаполка перед вылетом.

«Ночные ведьмы»

Пожалуй, самым известным женским авиаполком в ВВС Красной армии стал 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Немцы прозвали его летчиц «ночными ведьмами».

Летчицы на легких бипланах У-2 (По-2) бомбили боевые позиции врага по ночам, неожиданно. За ночь экипаж мог совершить до шести боевых вылетов, а зимой, когда ночи длиннее, — по 10–12 боевых вылетов.

С июня 1942 года летчицы активно участвовали в боевых действиях над Доном, а также в битве за Кавказ, на Кубани и в Крыму, при освобождении Белоруссии, Польши и в Восточной Пруссии. «Ночные ведьмы» воевали и в Германии, поддерживая наши войска в боях на Одере.

За время боевых действий летчицы 588-го ночного легкобомбардировочного авиаполка (с 8 февраля 1943 года — 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк) совершили свыше 23 тыс. боевых вылетов, сбросили на врага более 3 тыс. осколочных бомб и 26 тыс. зажигательных. Они уничтожили 17 вражеских переправ, 9 вражеских эшелонов, свыше 30 складов противника. Кроме того, большой вклад внесли летчицы в снабжение действующих в тылу врага советских партизанских отрядов.

Техники 586-го ИАП за работой.
© victorymuseum.ru
Техники 586-го ИАП за работой.

Женщины-герои

Звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны за подвиги на фронте удостоились 90 женщин, из них 35 — это женщины-летчицы.

К званию Героя приравнивались полные кавалеры ордена Славы. Всего в годы войны ордена Славы всех трех степеней удостоены четыре женщины. В их числе Надежда Журкина, воздушный стрелок-радист 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка.

Сотни женщин отмечены орденами и медалями Великой Отечественной.

Артефакты Музея Победы

В Музее Победы в фондах музея и экспозициях, включая уличные открытые площадки, хранятся и экспонируются уникальные экспонаты и артефакты, принадлежавшие девушкам-летчицам. К примеру, в фондах есть картина, где три улыбчивые и одухотворенные молодые девушки стоят на фоне самолета с собственным именем «Родина». Это экипаж первых женщин — Героев Советского Союза: Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко.

Лётчицы 46-го гвардейского НБАП.
© victorymuseum.ru
Лётчицы 46-го гвардейского НБАП.

На открытой площадке, где выставлены образцы вооружения и военной техники времен Великой Отечественной, гости и посетители музея могут увидеть самолет У-2 (По-2) в модификации ЛНБ — легкого ночного бомбардировщика.

Это макет самолета с подлинными узлами и агрегатами от настоящего У-2 с бортовым номером белый №14. Самолет входил в состав 46-го гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков.

Кроме того, в Музее Победы бережно хранятся личные вещи летчиц. Это и уникальные фотографии из личных архивов, справки, выписки, грамоты и боевые листки, документы из личных дел и высокие правительственные награды. Есть даже самодельные, фронтового покроя платья.

Много исторических предметов передала на хранение в Музей Победы бывший командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза гвардии майор Евгения Жигуленко. Это ее военные фотографии, грамота о присвоении звания Героя Советского Союза, медаль «Золотая Звезда», ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, множество медалей.

Лётчицы у знамени авиаполка во время передачи на хранение в ЦМВС.
© victorymuseum.ru
Лётчицы у знамени авиаполка во время передачи на хранение в ЦМВС.

После войны Евгения Жигуленко выбрала мирную профессию — стала актрисой и режиссером. В 1981 году на экраны в СССР вышел полнометражный художественный фильм «В небе «ночные ведьмы»», режиссером которого она была.

В мае 1989 года Евгения Жигуленко передала личные вещи и награды в дар музею. Здесь же хранится сценарий к фильму, снятому о женщинах — летчицах полка, в котором она служила.

В фондах Музея Победы хранятся личные вещи, фотографии и документы Героя Советского Союза, бывшего штурмана эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии старшего лейтенанта Руфины Гашевой. Это поздравительная грамота от командования 2-го Белорусского фронта по случаю присвоения летчице звания Героя Советского Союза, почетная грамота ЦК ВЛКСМ, комсомольский билет, фотопортреты. Среди экспонатов — подлинные штурманские измерительные приборы военной поры.

На хранение в музей на Поклонной горе переданы артефакты, принадлежавшие штурману прославленного полка «ночных ведьм», Герою Советского Союза гвардии капитану Ларисе Литвиновой (в девичестве — Розановой). Среди экспонатов — фотографии, штурманская полетная карта, личные летные книжки, а также водительское удостоверение.

Реклама
Реклама