БМП-3, «М2 Брэдли» и «Мардер»

БМП-3, «М2 Брэдли» и «Мардер»

Виртуальный конкурс боевых машин пехоты
БМП-3.
© wikipedia.org
Виртуальный конкурс боевых машин пехоты
' + '' + ' ' + ''+ ' БМП-3.
Реклама

БМП — боевая машина пехоты предназначена для решения двух главных задач: во-первых, безопасно довезти пехоту до места боя, во-вторых, поддержать ее в бою. «Армейский стандарт» предложил военному эксперту Станиславу Крапивнику, успевшему послужить в американской армии, оценить решение этих задач тремя главными антагонистами, которые готовятся встретиться на полях сражений на Украине. Это российская БМП-3, американская «М2 Брэдли» и германская «Мардер».

Итак, первая задача — доставить пехоту в безопасности до поля боя. Это очевидно требует от машины высоких характеристик выживаемости. Они могут быть достигнуты, например, низким силуэтом БМП, высокой скоростью передвижения и маневренностью. Все эти факторы — альтернатива метровой танковой брони, которая, естественно, отсутствует у всех трех кандидатов на победу.

M2 Bradley.
© wikipedia.org
M2 Bradley.

Чтобы безопасно довести солдат до места дислокации, лучше всего сделать это без привлечения внимания врага. БМП-3 из всех трех конкурентов имеет самый низкий профиль, ее высота только 2,3 метра.

На втором месте «Мардер»: его высота три метра. Нут а потом — «стойло на гусеницах», или «Брэдли». Его высота 3,1 метра.

Американский танк «Абрамс» имеет высоту только 2,4 метра, почти на полметра ниже американской и немецкой боевых машин.

Разница в высоте «Мардера» и «Брэдли» не такая большая, но у «Мардера» маленькая башня, а у «Брэдли» башня в три раза больше и представляет собой хорошую мишень для противника.

Длина обеих натовских машин по шесть метров, а БМП-3 — семь метров. Ширина у всех трех примерно одинаковая — порядка трех метров.

Низкий профиль — это очень хорошо, но это не все. Машина должна быстро и проворно довозить свой груз, то есть пехоту, до места назначения. БМП-3 — очень проворная машина, может быстро менять направление движения, с ловкостью меняет позиции. У нее высокий уровень маневренности на сложно-пересеченной местности, как в лесах, так и в городах.

Marder IFV.
© wikipedia.org
Marder IFV.

«Мардеры» тоже очень проворные машины. Я их видел на демонстрационных маневрах в Баварии и был очень удивлен. По этому параметру «Брэдли» опять на последнем месте. У этой машины пара серьезных проблем. Ее масса 33 тонны, как у «Мардера» (у БМП-3, кстати, масса лишь 18,7 тонны).

Но при этом у «Брэдли» высоко расположен центр масс из-за размера башни. А это, по всем законам механики, делает тело менее устойчивым. По этой причине машина рискует перевернуться. Из-за этого у «Брэдли» всегда возникали проблемы при поддержке танковой атаки на поле боя: куда мы в «Абрамсах» могли проехать, «Брэдли» часто не мог следовать.

Вес машины и высота машины тоже сильно влияют на мобильность при выдвижении на передний край. БМП-3 с массой 18,7 тонны легко можно везти внутри большинства гражданских фур или на автомобильных платформах. То есть ей не требуется специальная техника, чтобы довезти до фронта.

А вот и «Мардер», и «Брэдли» по высоте не поместятся в закрытом вагоне, и по весу не подходят для перевозки гражданскими фурами.

При форсировании водных преград БМП-3 может держаться на воде без дополнительной подготовки, а также может передвигаться по маленьким мостам местных дорог. Обе же натовские машины намного более капризны в этом отношении. Машины массой в 33 тонны многие мосты просто не выдержат. И «Мардер», и «Брэдли» требуют специальной подготовки в преодолении водных препятствий.

M2 Bradley.
© wikipedia.org
M2 Bradley.

Скорость на дорогах тоже играет роль, но не такую важную, так как большую часть своей военной жизни машины передвигаются не по ним, а по бездорожью.

БМП-3 по шоссе или грунтовой дороге может развивать скорость до 70 км/ч, «Мардер» — до 65. «Брэдли» опять на последнем месте со скоростью 61 км/ч.

Проблемы для «Брэдли» начинаются на неровной местности. У этой боевой машины внутри очень большое пространство, из-за этого пехоту при движении, несмотря на привязные ремни безопасности, очень сильно дёргает из стороны в сторону. При таких условиях «Брэдли» не может ехать быстрее 25–30 км/ч по полям, рискуя боеспособностью своей пехоты.

Есть у «Брэдли» проблемы и с логистикой. У машины пробег на одной заправке 400 км. БМП-3 на втором месте, у нее этот показатель 600 км. Лидирует «Мардер» (650 км).

Все три машины везут внутри 6–7 солдат в полной боевой экипировке, не считая экипаж из трех человек.

После того как десант спешился и вступил в бой, задачей БМП становится огневая поддержка бойцов. Для этого у БМП есть различные системы вооружения. Из всех трех конкурентов БМП-3 в этом отношении самая опасная. Главные системы вооружения: 100-мм оружие и 30-мм автоматическая пушка. Это выделяет БМП-3 из аналогов и выводит на новый уровень, поскольку она может поражать цели прямой наводкой, о чем другие машины могут только мечтать.

Такая способность в годы Второй мировой войны была у немецких самоходных артиллерийских установок класса штурмовых орудий. Они ехали за пехотой и уничтожали доты противника прямой наводкой. Но эти немецкие машины пехоту не везли и не могли ее поддерживать против других целей. А вот БМП-3 может. Ее 30-мм автоматическая пушка хорошо подавляет вражескую пехоту, легкую технику, например БТР и маловысотную авиацию.

БМП-3.
© wikipedia.org
БМП-3.

Восемь противотанковых управляемых ракет (ПТУР) также дают некоторые возможности в противостоянии с королями поля боя — танками. Низкий профиль позволяет стрелять из засады. Для ближнего боя при поддержке своей пехоты есть еще три пулемета калибра 7,62 мм.

У «Брэдли» второе место по вооруженности. У него 25-мм автоматическая пушка и один 7,62-мм пулемет. Используя противотанковые подкалиберные снаряды с обедненным ураном, «Брэдли» становится серьезной угрозой для легкой бронетехники, в том числе для БМП-3, а также для вертолетов. Она эффективно ведет огонь противопехотными фугасными снарядами, а также 25-мм гранатами, которыми она стреляет со скоростью 300 выстрелов в минуту и до дистанции 3000 метров. Боезапас — 300 снарядов.

«Мардер» несет более скромное вооружение. Это 20-мм орудие в виде автоматической пушки, со скоростью стрельбы 800 выстрелов в минуту. Боезапас — только 200 снарядов. Для сравнения, снаряженный боезапас БМП-3 — 500 снарядов. Таким образом, машина может накрывать противника огнем дольше, но при этом ее скорострельность меньше, 330 выстрелов в минуту.

Главная сила БМП-3 в роли «антитанка» в том, что машина может отстрелять свой противотанковый боекомплект, пока она двигается и поражать цели на дальности до 4000 метров.

«Брэдли» как всегда уступает. «Американец» должен остановиться, поднять свой ракетный блок в позицию в течение пяти секунд, навести, пустить ракету и довести ее до цели, пока машина не двигается. То есть ещё 15–40 секунд машина стоит неподвижно на открытом пространстве. Максимальная дистанция до цели 3750 метров.

Marder IFV.
© wikipedia.org
Marder IFV.

Немецкая БМП «Мардер» — самая слабая в этой категории. Она несет только четыре противотанковые ракеты, должна стоять на месте, пока стреляет, и прицельно бьет на дальность только 2000 метров.

В итоге получаем, что из трех кандидатов БМП-3 показывает себя самой эффективной машиной, комбинируя низкий профиль и высокую маневренность с высоким уровнем вооружения. «Мардер» — тоже маневренная, но несет легкое вооружение. «Брэдли» по вооружению на втором месте, она представляет серьезную угрозу, хотя и непроворная, и ограничена в маневре, а высокий профиль снижает ее шансы на выживание.

Но стоит помнить всегда: самое важное человеческий фактор, и подготовить эффективный экипаж меньше чем за два месяца не получится.

Реклама
Реклама