Именные самолеты в небе России

Именные самолеты в небе России

Почти с момента зарождения российского воздушного флота в нем появились именные летательные аппараты
Дирижабль «Кречет».
© wikipedia.org
Почти с момента зарождения российского воздушного флота в нем появились именные летательные аппараты
' + '' + ' ' + ''+ ' Дирижабль «Кречет».
17 февраля 2023, 12:50
Реклама

Близкие к авиации люди знают, что летчики, инженеры, техники относятся к воздушным судам как к живым существам. Наверное, именно потому в авиации с самого начала прижилась традиция присваивать летательным аппаратам имена известных людей. Исторические факты на эту тему собрал командующий Дальней авиацией (1997–2002), заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук генерал-лейтенант Михаил Опарин.

Аэростатная предыстория

Эра воздухоплавания началась с аппаратов легче воздуха. Законодателем моды на аэростаты была Франция. Россия из-за недостаточно развитого текстильного и химического производства долгие годы была вынуждена пользоваться воздушными шарами иностранной постройки. Военное ведомство признало необходимым закупить воздушные шары за границей. Вскоре на вооружение русской армии поступили именные военные аэростаты «Сокол» и «Орел» (объемом до 1000 куб. м), приобретенные для этой цели во Франции.

В отношении именных летательных аппаратов даже была дискуссия. Многие военные воздухоплаватели считали, что названия должны были иметь исключительно отечественное происхождение.

Подъем воздушного шара «Сокол» 1885 год.
© авиару.рф
Подъем воздушного шара «Сокол» 1885 год.

Уже в 1886 году используемый в военных маневрах под Брест-Литовском аэростат получил имя «Русский». Его автором стал постоянный член Комиссии по применению воздухоплавания подполковник Н.А. Орлов. Патриотический порыв русского офицера поддержали в инженерном ведомстве, и уже в июне 1887 года военный министр утвердил решение комиссии о закреплении за каждым воздушным шаром русской армии имен по названию птиц.

«…XI. Разрешить дать названия шарам, имеющимся в парке, причем за шаром, совершившим полет «в маневрах под Брестом в прошлом году, сохранить данное ему подполковником Орловым название «Русский», другие же шары назвать именами различных птиц, как, например: Орел, Голубь, Ястреб, Сокол, Кречет, Коршун, Беркут, Кобчик, Чайка, Ласточка, Ворон и т.п.».

Из доклада генерал-лейтенанта К.Я. Зверева военному министру П.С. Ванновскому о присвоении наименований воздушным шарам, имеющимся в воздухоплавательном парке от 27 мая (8 июня) 1887 года.

На документе оставил резолюцию военный министр: «Утверждаю, постановление комиссии, в сем докладе перечисленные, разрешаю и испрашиваемые расходы».

В дальнейшем, помимо «пернатых» наименований, на оболочках аэростатов стали появляться названия крупных городов Российской империи, в которых дислоцировались воздухоплавательные части. Например, «С.-Петербург», «Варшава».

Такой чести также удостоились и выдающиеся военачальники, сыгравшие заметную роль в развитии отечественного военного воздухоплавания: «Генерал Ванновский», «Генерал Заботкин».

Дирижабли, самолеты

По окончании русско-японской войны 1904–1905 годов руководство Военного министерства сделало вывод о перспективности воздухоплавания для решения военных задач. Тем временем на смену привязным шарам и змейковым аэростатам шли управляемые воздушные суда легче воздуха — дирижабли.

Военное ведомство выделило воздухоплавание в отдельное направление. На вооружение воздухоплавательных частей поступили дирижабли «Учебный», «Лебедь», «Кречет», «Голубь», «Ястреб», «Беркут». То есть в наименованиях воздушных судов продолжали превалировать названия птиц.

Тем временем небесные просторы стремительно завоевывали летательные аппараты тяжелее воздуха — самолеты. В отличие от дирижаблей первые самолеты в нашей стране главным образом использовали названия авиационных заводов и фирм, осуществлявших их сборку, — например, «Дукс», «Авиата». Другие назывались по фамилии владельцев авиапредприятий — например, «Ю.А. Меллер».

Некоторые воздушные суда имели и собственные названия по фамилии известных зарубежных авиаконструкторов: «Фарман», «Ньюпор», «Блерио», «Вуазен»…

Первые отечественные самолеты также придерживались этого правила. Так, творения И.И. Сикорского назывались С-ЗА (Сикорский-3А), С-5, С-6А, С-16, С-20.

Аэроплан А.А. Анатры получил название «Анатра», самолет Э.Декана (Де Кампа) — «Аноде». Аппарат В.А. Лебедева — «Лебедь».

«Илья Муромец»

Вскоре самолеты в России стали получать собственные имена, не связанные с именами конструкторов. Одним из первых такой чести удостоился двухмоторный летательный аппарат «Гранд Балтийский» конструкции И.И. Сикорского. Он был построен весной 1913 года на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ). Из-за огромных по тому времени размеров ему присвоили имя «Гранд» («Большой») с приставкой «Балтийский» (по месту сборки самолета).

Но это полуиностранное название вызвало неоднозначную оценку. По предложению председателя совета директоров РБВЗ М.В. Шидловского дальнейшая усовершенствованная модификация этого самолета стала именоваться «Русский витязь».

Самолет Моран G «Дедушка Россинский».
© aviadejavu.ru
Самолет Моран G «Дедушка Россинский».

Размеры и масса гиганта примерно вдвое превосходили все, что имелось в то время в мировой авиатехнике. Летом 1913 года на нем был установлен мировой рекорд длительности пребывания в воздухе. Но судьба была к нему не благосклонна. В сентябре того же года на Корпусном аэродроме во время проведения 3-го конкурса военных аэропланов с самолета «Меллер-2», пилотируемого известным российским летчиком A.M. Габер-Влынским, оторвался мотор и разбил самолету-гиганту, стоявшему на земле у ангаров, левую коробку крыльев.

В связи с серьезными повреждениями конструктор И.И. Сикорский отказался от капитального ремонта машины. Одна из причин — начавшееся в августе 1913 года строительство более совершенного самолета-гиганта. Новой модификацией «Русского витязя» стал самолет «Илья Муромец», названый в честь русского былинного богатыря. Этому самолету было суждено завоевать всеобщее уважение и мировую славу.

Принятие «Муромца» на вооружение русской армии положило начало созданию Дальней авиации России. Наименование корабля наносилось большими буквами, старорусской вязью в носовой части или на фюзеляже летательного аппарата. Рядом с ним размещался военный опознавательный знак — треугольный государственный флаг.

10 (23-го по новому стилю) декабря 1914 года вышло постановление Военного совета Русской армии «О создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков.

В честь того события 23 декабря выбрано Днем Дальней авиации России.

Традиция присвоения самолетам имен известных людей прижилась в отечественной авиации. Так, 5 апреля (н.с.) 1911 года на очередном заседании аэроклуба Комитета по сбору пожертвований на создание военного флота было принято решение закупить на имеющиеся деньги три самолета с присвоением им имен. Первый из них (системы «Фарман») получал название «Народный имени Мациевича». Это была дань памяти выдающемуся российскому летчику Л.М. Мациевичу, трагически погибшему 7 октября (н.с.) 1910 года при выполнении демонстрационного полета на одном из столичных аэродромов.

В годы Первой мировой войны в память о погибшем друге — выдающемся русском военном летчике штабс-капитане П.Н. Нестерове, выполнившем одним из первых «мертвую петлю», поручик С.М. Бродович поместил на борту своего самолета надпись «Память Нестерова». Этим шагом он увековечил имя человека, совершившего первый в мире воздушный таран самолета противника.

Красные военлеты

Присвоение самолетам собственных наименований продолжилось и в советский период. Руководство страны многое делало для популяризации авиационного дела. Были учреждены Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ) и Российское общество добровольного Воздушного флота (Добролет).

По призыву ОДВФ и Добролета только за десять месяцев 1923 года было собрано 3 млн рублей золотом для строительства самолетов, аэродромов, авиационных заводов. Построенным на пожертвования граждан самолетам присваивались имена тех, на чьи средства были они созданы. Так, на бортах целой серии самолетов Р-1 были нанесены названия «Ивановский текстильщик», «Московский металлист», «Донской рабочий», «Красная сибирячка»…

Имена известных в стране людей также появлялись на фюзеляжах воздушных судов. Одним из первых в советское время такой чести удостоился пионер отечественной авиации и планеризма Б.И. Россинский. В 1921 году на крыльях самолета «Моран G» появилась надпись «Дедушка Россинский».

По словам самого авиатора, он получил такое прозвище лично от самого В.И. Ленина, присутствовавшего 1 мая 1918 года на первом в Советской России воздушном празднике, проходившем на Ходынке. Председатель Совета Народных Комиссаров по достоинству оценил высокое пилотажное мастерство летчика и наделил последнего «почетным титулом».

Позднее с аналогичной надписью в конце 1920-х годов летал самолет АНТ-3. Таким образом, Б. Россинский оказался одним из первых в отечественной практике летчиком, удостоившийся еще при жизни такой высокой чести.

Позднее самолеты 6-го отдельного разведывательного авиаотряда получили наименования «И.Б. Красин», «Товарищ Нетте», «Александр Ефимов», «Георгий Сапожников».

Таким образом была увековечена память выдающихся революционных деятелей, а также героических красвоенлетов Ефимова и Сапожникова, погибших в воздушных боях в годы Гражданской войны.

АНТ-20 «Максим Горький».
© wikipedia.org
АНТ-20 «Максим Горький».

Собственные наименования присваивались самолетам, на которых осуществлялись рекордные перелеты. Широкую известность получили самолеты КБ Туполева «Страна Советов» (АНТ-4), «Крылья Советов» (АНТ-9) и «Родина» (АНТ-37), на которых совершили рекордные перелеты экипажи С. Шестакова, М. Громова, В. Гризодубовой, а также самолет-гигант «Максим Горький» (АНТ-20).

На самолете АНТ-25, на котором в июле 1936 года В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва — остров Удд, красовалась надпись «Сталинский маршрут».

Через год на такой же машине этот экипаж совершил героический перелет из Москвы через Северный полюс в США. Пробыв в воздухе 63 часа, экипаж преодолел расстояние 8504 км и совершил посадку в Ванкувере.

Великая Отечественная

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, как и в годы Первой мировой, возродилась традиция помещать на самолетах визитные карточки летчиков.

Так, известный советский летчик-ас М.Д. Баранов на борту своей боевой машины большими буквами написал «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Отважный летчик мог себе позволить. За полтора года он совершил более 200 боевых вылетов, лично сбив при этом 24 самолета противника.

Ненависть к врагу отдельные летчики выражали на фюзеляжах боевых машин в виде лозунга «Смерть немецким оккупантам». Иногда прибегая и к более крепким выражениям.

Многие трудовые коллективы выпускаемым сверхплановым самолетам присваивали наименования, отражавшие веяние времени: «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину», «За Москву», «За Ленинград» и т.д.

Такие самолеты чаще всего вручались лучшим летчикам. Так, в составе ВВС Северного фронта в 1941 году на именном самолете-истребителе И-16 «За СССР!» воевал младший лейтенант С. Сурженко.

На фюзеляжах боевых машин можно было встретить имена выдающихся российских полководцев и военных летчиков. Так, на именном самолете «Александр Невский» воевал знаменитый советский летчик капитан А.Д. Билюкин (196-й истребительный авиаполк, 324-я истребительная авиадивизия, 7-я Воздушная армия). Свою последнюю победу он одержал в небе Северной Норвегии, сбив немецкий Ме-109.

На самолете-штурмовике Ил-2, названном в честь великого русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова, успешно громил фашистов экипаж в составе военных летчиков В.Т. Алексухина и А.Д. Гатаюнова.

На бортах самолетов писали имена погибших товарищей, за которых советские авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу. Такие надписи составляли большинство именных самолетов. Они имели одну направленность — предъявить противнику счет за погибших в боях однополчан.

Вот лишь некоторые из таких надписей: «Месть за Христенко» (566-й штурмовой авиаполк, Ленинградский фронт, 1944 год); «За Володю!» (32-й гвардейский истребительный авиаполк, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 год); «За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 год).

Экипаж самолета «Родина» П. Осипенко, В. Гризодубова, М. Раскова, 1938 год.
© Архив Нинели Александровны Устиновой
Экипаж самолета «Родина» П. Осипенко, В. Гризодубова, М. Раскова, 1938 год.

А на борту самолета-бомбардировщика (командир экипажа — майор К. Иванцов) было написано «За тебя, родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!». Позднее экипаж этого самолета принял участие в заключительной стратегической операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны — Берлинской (апрель-май 1945 года). Так летчики в полной мере смогли посчитаться за своего погибшего товарища.

На личные средства

В годы войны многие самолеты были собраны на народные средства. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, летал знаменитый советский ас Иван Кожедуб, ставший трижды Героем Советского Союза.

Жительница Красноярского края К.С. Шумкова на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева. Самолет бы назван «Красноярский комсомолец».

На именном самолете бил врага летчик-истребитель дважды Герой Советского Союза А.Н. Катрич. На подаренном новосибирскими рабочими истребителе Ла-7 крушил фашистов трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин.

Ряд именных самолетов Ил-4, построенные в Комсомольске-на-Амуре, были приобретены на средства дальневосточников и переданы в части Авиации дальнего действия: «Дальневосточный чекист», «Советское приморье», «Платоновский комсомол».

В некоторых частях на бортах самолетов наносили почетные наименования полков. Например, в 17-м гвардейском Рославльском Краснознаменном авиационном полку дальнего действия самолеты украшали орден Красного Знамени, знак Советской Гвардии и надпись «Рославльский».

В конце войны, помимо веских «пожеланий» противнику, на фюзеляжах стали обозначать вехи боевого пути части. Так, советский летчик Н.Д. Панасов поместил на борту своего пикирующего бомбардировщика Пе-2 надпись «Ленинград — Кенигсберг». В тот период на многих самолетах можно было увидеть лозунг «Вперед на Запад!»

Возрождение традиции

С окончанием Великой Отечественной в составе ВВС практически исчезли именные летательные аппараты. Возрождение традиции присваивать самолетам собственные наименования произошло почти через полвека, уже в современной России, в канун празднования 50-летия Победы.

Инициатором стал главнокомандующий ВВС, Герой РФ генерал армии Петр Дейнекин. Ему поручили организовать воздушную часть парада по случаю 50-летия Победы. Петр Степанович решил лично возглавить парадный строй на флагмане ВВС, стратегическом ракетоносце Ту-160.

Главком распорядился нанести на его фюзеляже наименование «Илья Муромец». Это наименование символизировало богатырскую мощь современного самолета и его неразрывную связь с первым в мире тяжелым бомбардировщиком Сикорского, положившим начало Дальней авиации. Так появился первый именной самолет в составе ВВС современной России.

Еще один Ту-160 получил собственное наименование опять же по инициативе и личному указанию П.С. Дейнекина через два года. 11 октября 1997 года в автомобильной катастрофе трагически погиб известный советский борец Иван Ярыгин, с которым Петр Степанович дружил. В память о богатыре главком ВВС дал устное указание присвоить самолету Ту-160 имя Ивана Ярыгина.

Позже для правового обоснования присвоения самолетам собственных почетных наименований командующий Дальней авиации генерал-полковник И.М. Калугин письменно обратился к руководству АНТК имени А.Н. Туполева с просьбой разрешить присваивать боевым самолетам «Ту» почетные наименования.

После положительного ответа от руководства АНТК имени А.Н. Туполева была издана директива командующего Дальней авиацией. Этой директивой возобновлялась практика присвоения боевым самолетам почетных наименований.

Решено было стратегическим бомбардировщикам Ту-160 присваивать имена выдающихся летчиков и авиаконструкторов, внесших большой вклад в укрепление, развитие и повышение боевой мощи Дальней авиации.

Стратегическим ракетоносцам Ту-95МС предписано присваивать наименования городов, связанных с историей военной авиации или авиационной промышленности.

Директивой утверждалось положение «О присвоении почетных наименований самолетам Дальней авиации». Присвоение почетных наименований самолетам осуществляется на основании постановления военного совета Дальней авиации, которое объявляется приказом командующего.

Положение определяло содержание и порядок нанесения почетных наименований на самолеты, предписывало проведение в частях торжественных церемоний в связи с присвоением самолетам почетных наименований.

В конце 1998 года решением военного совета Дальней авиации самолету Ту-160 было присвоено имя боевого летчика и легендарного командующего, Героя Советского Союза Василия Решетникова. Торжественная церемония прошла на аэродроме Энгельс.

В церемонии принял участие генерал-полковник авиации В.В. Решетников. Он пожелал авиаторам дальнейших успехов в боевой учебе, сохранении и приумножении славных боевых традиций Дальней авиации.

В 1999 году почетные наименования были присвоены еще двум самолетам Ту-160.

24 февраля очередной Ту-160 получил почетное наименование «Михаил Громов» в честь 100-летия со дня рождения выдающегося советского летчика и бывшего заместителя командующего Дальней авиации, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Михаила Громова.

7 августа один из Ту-160 был назван «Александр Голованов» в честь создателя Авиации дальнего действия, Главного маршала авиации Александра Голованова.

Со временем все Ту-150 стали именными. Тогда военный совет Дальней авиации принял решение присваивать почетные наименования в честь выдающихся летчиков, командиров и авиационных конструкторов дальним бомбардировщикам Ту-22М3. Сегодня эти самолеты носят имена Владимира Безбокова, Михаила Шидловского и Юрия Дейнеко.

Присвоение самолету Ту-95МС почетного наименования.
© wikipedia.org
Присвоение самолету Ту-95МС почетного наименования.

В июне 1999 года почетное наименование в честь города-героя Смоленска было присвоено стратегическому ракетоносцу Ту-95МС из состава 182-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка (авиабаза «Украинка»). На борту самолета красуется герб города и наименование «Смоленск».

Торжественная церемония присвоения почетного наименования прошла на Смоленском аэродроме с участием руководства области и города, командования, личного состава и ветеранов Дальней авиации, жителей Смоленска. Она превратилась в большой городской праздник. Тысячи смолян побывали в этот день на аэродроме, ознакомились с находившейся там авиационной техникой, и в первую очередь с боевым самолетом, получившим наименование «Смоленск», который специально прилетел с Дальнего Востока.

В дальнейшем почетные наименования городов получили еще 19 стратегических ракетоносцев Ту-95МС.

К сожалению, порядок присвоения самолетам почетных наименований не всегда соблюдался. Предложения в отдельных случаях недостаточно прорабатывались и обосновывались. Иногда не учитывалось мнение личного состава частей. Не соблюдались единые требования к содержанию и форме надписей на самолетах. В результате Министерство обороны РФ приняло решение взять порядок присвоения самолетам почетных наименований под свою юрисдикцию и личный контроль.

Сама идея присвоения самолетам почетных наименований была нацелена в том числе на подъем морального духа личного состава, формирования у него желания и стремления ориентироваться в повседневной деятельности на примеры героев, имена которых носят самолеты.

Практика присвоения самолетам почетных наименований распространилась во всех ВВС, авиации ВМФ, ведомственной авиации погранвойск, Росгвардии, МЧС, а также в гражданской авиации.

В прошлом году, 8 июня 2022 года, исполнилось 135 лет, как в нашей стране получила юридическое закрепление практика присвоения воздушным судам собственных и почетных наименований. Она особенно активизировалась в условиях суровых военных испытаний, о чем свидетельствует вся история развития воздухоплавания и авиации. Эта традиция всегда несла в себе глубокий воспитательный, мобилизующий смысл.

Сегодня мы живем в такое время, когда вдохновляющий и мобилизующий заряд необходим не только нашим летчикам, морякам, военнослужащим, но и всем гражданам нашей великой России. Поэтому данная практика должна быть сохранена и приумножена в ее лучших традициях. Хочется верить, что так оно и будет.

Реклама
Реклама