Сталинградская эпопея. Финал

Сталинградская эпопея. Финал

Заключительный этап сражения на Волге — симбиоз верной стратегии и героизма солдат
Танки Манштейна под Сталинградом.
© voenhronika.ru
Заключительный этап сражения на Волге — симбиоз верной стратегии и героизма солдат
' + '' + ' ' + ''+ ' Танки Манштейна под Сталинградом.
30 января 2023, 10:19
Реклама

80 лет назад великая битва на Волге завершилась полным уничтожением окруженной под Сталинградом группировки немцев. Попытки обеспечить снабжение находившихся в котле войск по воздуху и прорвать окружение извне провалились. Осознав полную бессмысленность и невозможность дальнейшего сопротивления, командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс 31 января 1943 года капитулировал. Статья «Армейского стандарта» — о предшествовавших этому моменту событиях.

«Мост», который рухнул

После того как наши войска перешли под Сталинградом в контрнаступление и замкнули кольцо окружения у города Калач-на-Дону, перед гитлеровским командованием встал вопрос: как реагировать на сложившуюся ситуацию? Окруженная немецкая группировка была достаточно сильна, многочисленна и располагала тогда еще достаточным количеством топлива и боеприпасов для того, чтобы сделать попытку прорыва на запад.

Но даже в случае успеха такого прорыва Сталинград немцам пришлось бы оставить, а это означало отказ от всего, чего они достигли в ходе летнего наступления 1942 года. Поэтому, когда Геринг уверил Гитлера в том, что люфтваффе смогут обеспечить снабжение окруженных войск, наведя для этого «воздушный мост», фюрер ухватился за такую идею.

Немецкий транспортный самолёт Ю-52 заходит на посадку под Сталинградом.
© bpk-bildagentur.de
Немецкий транспортный самолёт Ю-52 заходит на посадку под Сталинградом.

Он надеялся, что вермахту удастся подтянуть бронетанковые резервы, с их помощью нанести мощный контрудар и прорвать фронт окружения извне, сохранив тем самым Сталинград за собой. Для того чтобы оказавшиеся в котле соединения могли дождаться помощи, им, по расчетам гитлеровских генералов, требовалось ежедневно поставлять 350 тонн различных грузов. Геринг заявил, что военно-транспортная авиация способна поставлять даже по 500 тонн. Такая самоуверенность сыграла на руку нашему командованию.

Тому, что «воздушный мост» не оправдал ожиданий главарей нацистского рейха, было несколько причин. Это и плохая погода, и неготовность летного и технического состава люфтваффе к столь масштабной операции. Но более всего повлияли действия советских летчиков, зенитчиков и операции сухопутных соединений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), из которых самым ярким эпизодом стал рейд к вражескому аэродрому у станицы Тацинской танкового корпуса генерал-майора Василия Баданова.

тому раненому нацисту повезло. Его эвакуируют из Сталинграда на самолёте.
© waralbum.ru
тому раненому нацисту повезло. Его эвакуируют из Сталинграда на самолёте.

Вместо обещанных Паулюсу 500 тонн грузов ежедневно «мост» оказался способен обеспечить доставку в среднем лишь около 100 тонн, чего было совершенно недостаточно для снабжения окруженной группировки. Ее командованию и рядовому составу оставалось надеяться только на деблокладу посредством прорыва кольца окружения извне…

«Утерянная победа» Манштейна

Организацию и осуществление деблокирующего удара Гитлер поручил Эриху фон Манштейну, назначенному командующим специально созданной группой армий «Дон». Кроме пехотных соединений в ее состав вошли пять танковых дивизий, в том числе специально переброшенная из Франции 6-я танковая дивизия, полностью укомплектованная бронетехникой согласно штатному расписанию. Особую надежду немцы возлагали на батальон тяжелых танков «Тигр», впервые поступивших на фронт.

Изначально предполагалось создать две ударные группы: одну — в районе Котельникова, другую — в районе Тормосина. Но критическое положение окруженных в районе Сталинграда войск и острый недостаток у вермахта резервов вынудили поторопиться с началом операции, получившей кодовое наименование «Зимняя буря».

Э. фон Манштейн при разработке плана операции.
© knack.be
Э. фон Манштейн при разработке плана операции.

Гитлер требовал скорейшего деблокирования гибнущей 6-й армии Паулюса, поэтому Манштейн отказался от наступления в направлении Тормосин — Калач-на-Дону и 12 декабря 1942 года нанес удар только из района Котельникова.

Маршал Георгий Жуков впоследствии вспоминал: «В котельниковскую группу Манштейн включил 6-ю, 23-ю, а затем 17-ю танковые дивизии, отдельный танковый батальон, оснащенный тяжелыми танками «Тигр», четыре пехотные дивизии и ряд частей для усиления группы, а также две румынские кавалерийские дивизии. За три дня боев противнику удалось продвинуться вперед к Сталинграду на 45 километров и даже переправиться через реку Аксай-Есауловский».

Схема отражения деблокирующего удара «Зимняя буря».
© Соцсети
Схема отражения деблокирующего удара «Зимняя буря».

После введения в бой 17-й танковой дивизии и усилившихся бомбардировок наших позиций, оборонявшая их 51-я армия РККА вынуждена была отойти за реку Мышкову. Немцам казалось, что теперь они смогут преодолеть и оставшиеся до Сталинграда 40 километров, но эти надежды рухнули после вступления в сражение 2-й гвардейской армии под командованием Родиона Малиновского. Рубеж реки Мышковы стал пределом продвижения ударной группы Манштейна.

Одновременно с оборонительными боями наши войска нанесли контрудар немного севернее в направлении Морозовска. Это не позволило противнику перебросить на участок его наступления сколь-нибудь значительные силы. Наша операция имела полный успех. Командующий Юго-Западным фронтом Николай Ватутин докладывал в Ставку: «Все, что было ранее перед фронтом, то есть около 17 дивизий, можно сказать, совершенно уничтожено, и запасы захвачены нами. Взято в плен свыше 60 тысяч человек, не менее этого убито; таким образом, жалкие остатки этих бывших войск сейчас не оказывают почти никакого сопротивления, за редким исключением».

Подбитый немецкий танк под Сталинградом.
© РГАСПИ
Подбитый немецкий танк под Сталинградом.

Впоследствии Манштейн в своей книге «Утерянные победы» возложил всю вину за провал операции «Зимняя буря» на Гитлера, который якобы слишком торопил его с началом наступления и не отдал Паулюсу приказ прорываться навстречу. Не стоит, однако, всецело доверять оправданиям талантливого, но безмерно самолюбивого и потому крайне необъективного нацистского полководца.

По его словам, и на Курской дуге ему помешали не доблестно сражавшиеся наши войска, а Гитлер, приказавший прекратить наступление в тот момент, когда танки Манштейна уже якобы окончательно прорвали нашу оборону и вышли на оперативный простор. И следующие его поражения он точно так же вменял в вину исключительно своему бесноватому фюреру.

Признавать побежденным лично себя Манштейн ужасно не любил. Но его амбиции военно-историческую науку интересуют мало. Объективность же такова: на реке Мышкова ему пришлось открыть счет своим поражениям, или, как он их весьма нескромно называл, «утерянным победам».

Ужасный конец вместо ужаса без конца

Никто из немецких солдат, офицеров и генералов, оказавшихся в котле под Сталинградом, не заслуживает жалости. Они получили то, что им полагалось по заслугам. Но положение их было поистине ужасным. Лютые российские морозы, непрекращающиеся обстрелы и бомбежки постепенно превращали некогда бравых вояк в обезумевшую массу отчаявшихся найти себе спасение оборванцев. Надежда на деблокирование таяла с каждым днем, что лишало их последней воли к сопротивлению.

Советские солдаты под Сталинградом. Декабрь, 1942 г.
© Главархив Москвы
Советские солдаты под Сталинградом. Декабрь, 1942 г.

22 января 1943 года войска Донского фронта после мощной артподготовки начали наступление, целью которого было рассечение на две части и ликвидация остатков окруженной вражеской группировки. Этот натиск немцы сдержать уже не смогли.

Офицер-разведчик 6-й армии вермахта Иоахим Видер в книге мемуаров «Катастрофа на Волге» красочно живописал кошмар последних дней окружения: «Мы вынуждены были начать отход по всему фронту. Однако отход превратился в бегство… Кое-где вспыхнула паника… Путь наш был устлан трупами, которые метель, словно из сострадания, вскоре заносила снегом… Наперегонки со смертью, которая без труда догоняла нас, пачками вырывая из рядов свои жертвы, армия стягивалась на все более узком пятачке преисподней».

Взятый в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс.
© wikipedia.org
Взятый в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс.

Через десять дней этот ужас, казавшийся немцам бесконечным, закончился ужасным концом. Из 330 тысяч солдат и офицеров, попавших в окружение, выжило и оказалось в плену чуть более 90 тысяч. Так закончилась великая Сталинградская эпопея.

Реклама
Реклама