Робот по имени «Маркер»

Робот по имени «Маркер»

В России разрабатывают технологии, которые изменят характер боя
© Пресс-служба ФПИ
В России разрабатывают технологии, которые изменят характер боя
06 сентября 2022, 11:15
Реклама

Организаторы отгремевшего в августе форума «Армия» в этом году сделали упор на инновационные технологии. Один из самых представительных разделов — беспилотные летательные аппараты и робототехнические комплексы военного назначения. В огромном разнообразии боевых дронов достойное место заняла совместная разработка Фонда перспективных исследований и НПО «Андроидная техника» — робототехнические платформы «Маркер». Об этом проекте и о том, почему образец робота экспонировался у павильона Роскосмоса, рассказал исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров.

Универсальное семейство

Собственно, «Маркер» — это не просто робот, а целое семейство из пяти робототехнических комплексов. Проект задумывался конструкторами в содружестве с Фондом перспективных исследований. Главная его цель — создание наземной экспериментальной робототехнической платформы для отработки ключевых технологий наземной робототехники. Конечная цель — получить робототехнические комплексы, которые могут выполнять задачи без прямого участия оператора.

Помимо Фонда перспективных исследований и НПО «Андроидная техника» в кооперации задействованы ГосНИИАС, Южный федеральный университет и еще множество участников.

© Пресс-служба Роскосмоса

Изначально планировалось создать интеллектуальную систему робототехнического комплекса, которая позволила бы без операторного режима отслеживать какие-то объекты, цели, их маркировать, сопровождать и при необходимости поражать. Робот должен был обнаружить объект, дать информацию о нем, и уже потом он или соседняя платформа его поразят. И она сама выбирает оружие — пулемет, гранатомет либо летательный аппарат. То есть ключевая задача была — обнаружение объектов, их маркирование, передача информации с последующим поражением. Отсюда название «Маркер».

Что удалось сделать? Разработаны пять технологических платформ — две колесные и три гусеничные. Для этих платформ создан целый набор полезных нагрузок, включая беспилотные летательные аппараты, пусковые установки для запуска беспилотников, боевые стрелковые модули. Всего реализовано с полным циклом испытаний порядка 15 ключевых технологий.

Перед участниками проекта стояла задача: разработать технологические решения, реализовать их в «железе», испытать, подтвердить либо опровергнуть какие-то свои предположения. На выходе мы имеем «интеллектуальные» боевые платформы.

«Интеллект» проявляется, например, в следующем. Получив команду (ее можно, кстати, отдать и голосом) прибыть в ту или иную точку и выполнить конкретное задание, все платформы начинают самостоятельное движение. При перемещении они объезжают стационарные и динамические препятствия, действуют автономно, без участия оператора.

Гусеничные и колесные платформы могут действовать как отдельно, так и совместно, обмениваясь между собой информацией. Им не нужен оператор, который управлял бы платформами.

В случае выхода из строя какой-то одной платформы ее задачи берут на себя другие. Ключевая цель — выполнить задачу, которая изначально была поставлена. Они ее выполняют и возвращаются тем же путем либо могут выбрать другой путь на базу.

© Кадр из видео

Что можно поставить на такую платформу? Разработчики явно не ограничивали свою фантазию. При этом подошли к решению задачи системно. Было создано специальное устройство — универсальный модуль полезной нагрузки — УМП. Он включает в себя стрелковый, гранатометный, оптико-электронный прицельный и другие комплексы.

В результате подразделение роботов может выслеживать какую-то цель, сопровождать ее, поражать, выбирая тот или иной тип оружия. Это могут быть пулемет, гранатомет, какая-то другая система. А еще модули для запуска беспилотных летательных аппаратов однократного или многократного применения.

Есть возможность использовать специализированные сенсоры, которые могут подниматься на высоту 100–150 метров и обеспечивать информационное, визуальное сопровождение роботов. Это большой коптер, который поднимается на большую высоту и «видит» все вокруг за 10–12 километров.

Варианты полезных нагрузок могут быть совершенно разные. Пять платформ между собой стандартизованы, и можно устанавливать любую из нагрузок на любую платформу. Допустим, сегодня гусеничная платформа выдвигается с боевым стрелковым комплексом, а завтра — с модулем для запуска беспилотных летательных аппаратов. То есть можно конфигурировать в зависимости от поставленной задачи.

Ключевое отличие «Маркера», подчеркивают разработчики, — это исключение из контура управления человека. На начальном этапе человек продумывает задачу, которую должен выполнить робот. Ставит эту задачу перед ним и только потом контролирует выполнение задачи. При этом сам человек в процессе управления машиной не участвует. Все происходит в автономном режиме.

Принципиальный вопрос: каковы границы автономности? Как далеко робот может уехать на задание? Оказывается, платформе неважно, находится оператор рядом или на удалении. Главное, чтобы изначально была поставлена задача. Платформа может находиться за несколько километров от оператора или за несколько десятков и даже сотен километров.

Разработчики при поведении тестовых экспериментов запускали платформу в автономном режиме на 100 километров. По пересеченной местности, по грунтовым и асфальтированным дорогам. Сзади перемещалась машина только для контроля выполнения задач. При этом оператор никоим образом не включался в контур управления и не помогал машине.

Особая ситуация с применением роботом оружия. Если дело происходит на полигоне, то есть в зоне, где огонь никому не угрожает, то робот сам открывает огонь. Чтобы захватить цель, сопроводить ее и поразить, оператор не нужен. Но вне полигона оператор должен дать разрешение на открытие огня. Если он не дал разрешение, то платформа может сопровождать, может делать все что угодно, но она не будет поражать цель, пока нет разрешения. В реальных условиях, конечно же, ответственность на себя должен брать человек. Пока таких алгоритмов у платформы нет.

Что касается стрелковых возможностей платформ «Маркер», то они намного опережают человеческие возможности. Когда работает оптико-электронный прицельный комплекс, он гораздо быстрее и эффективнее обнаруживает цель, нежели человек. При тестировании стреляли по быстролетящим объектам, которые движутся со скоростью порядка 90 километров в час. Объекты были на удалении 100–120 метров, их размер — порядка 100 миллиметров. Выяснилось, что человек выслеживает цель примерно за 1,2 секунды, а робот находит и поражает ее в воздухе примерно за 0,5 секунды. То есть делает это гораздо быстрее.

© Сергей Вальченко

Есть несколько вариантов связки «Маркера» с беспилотниками. Это может быть тот же самый привязной сенсор, когда мы устанавливаем на платформу большой квадрокоптер и поднимаем его на высоту 120 метров. Это привязной дрон. У него есть информационный кабель, кабель для питания. Также на него можно установить датчик для передачи данных. То есть он может передавать информацию, допустим, другим платформам, которые находятся на переднем крае.

Второй вариант использования беспилотников с платформой «Маркер» — это установка модуля для запуска беспилотных летательных аппаратов однократного применения. Снаряжается беспилотный летательный аппарат самолетного типа. Вылетает в сложенном положении, по-ракетному, с помощью порохового заряда. Потом происходит «окрыление», из корпуса выходят рулевые плоскости, и дальше дрон-камикадзе уходит на цель.

Есть возможность запуска беспилотных летательных аппаратов квадракоптерного типа однократного или многократного применения. В арсенале «Маркера» есть беспилотный разведчик, который взлетает, перемещается, передает разведывательную информацию на платформу «Маркер» и потом может вернуться на любую платформу, где есть посадочное место.

«Маркер» — интеллектуальная технологичная система, но, предупреждают разработчики, какой бы робот ни разрабатывался, какая бы у него ни была интеллектуальная система, он все равно должен находиться при человеке. Но никак не человек при роботе. То есть человек является главенствующим, и человек изначально должен давать разрешение на все, что робот выполняет.

Отработанные при создании семейства «Маркер» технологии уже используются при создании других робототехнических комплексов. На том же форуме «Армия-2022» на стенде УралАЗа можно было видеть «Урал» в безкабинном варианте. Там, по сути, применены те решения, которые апробировали в «Маркере». В ближайшее время пройдут окончательные испытания беспилотного «Урала». Тем самым в итоге серийная машина становится беспилотником, роботом.

Внутренние агрегаты унифицированы. Внутри стоит дизельный двигатель. Электродвигатель работает в режиме генератора. Он вырабатывает электроэнергию, передает на аккумулятор, а уже оттуда электроэнергия идет непосредственно на тяговые двигатели либо гусениц, либо колес.

Оказывается, «Маркер» неслучайно был выставлен возле павильона Роскосмоса. Как объяснил Евгений Дудоров, в конце 2021 года совместно с НПЦ «Охрана» госкорпорации «Роскосмос» были проведены испытания платформы «Маркер» в колесном исполнении на космодроме Восточный в Амурской области.

© Сергей Вальченко

Был оборудован так называемый охранный периметр — трасса, и платформа в беспилотном режиме на протяжении нескольких дней перемещалась вдоль границ космодрома Восточный. Фиксировала сооружения, здания, объекты инфраструктуры, заборы, ограждения, людей и машины, которые перемещались, для того, чтобы передать всю информацию на пост охраны.

Выполняется аванпроект совместно с НПЦ «Охрана» для того, чтобы технологии, которые были разработаны в рамках проекта «Маркер», «приземлить» под задачи, связанные с охраной объектов критической инфраструктуры Роскосмоса. Планируется через год-полтора получить результат, который позволит полностью автоматизировать целый ряд процессов, связанных с охраной. Тем самым снизить нагрузку на личный состав. Сделать процессы более удобными.

Реклама
Реклама