Зенитчикам в помощь!

Зенитчикам в помощь!

Всевысотный обнаружитель автоматически информирует о воздушной обстановке по широкому классу аэродинамических целей
Всевысотный обнаружитель в походном положении.
© lemz.ru
Всевысотный обнаружитель автоматически информирует о воздушной обстановке по широкому классу аэродинамических целей
' + '' + ' ' + ''+ ' Всевысотный обнаружитель в походном положении.
28 июня 2022, 09:20
Реклама

Известно, что в оружии несущественных деталей не бывает. В зенитных ракетных системах С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф» есть важное слагаемое их впечатляющей боеготовности — мобильный радиолокационный комплекс обнаружения аэродинамических и баллистических целей 96Л6Е. Эту радиолокационную станцию небезосновательно называют всевысотным обнаружителем. И он уже не раз доказал свою эффективность.

Украинский отпадает…

Несколько слов об истории создания. Она в определенной мере показательна. Дело в том, что уже в середине 1990-х стало ясно: зенитные ракетные комплексы (ЗРК), как и подразделения других видов и родов войск, все чаще действуют самостоятельно, в отрыве от главных сил, а нередко и без постоянной связи с пунктами управления. Автономность боевой работы подразумевает в том числе соответствующую техническую оснащенность.

С-300, а позднее и С-400 изначально имели в своем составе средства информационного обеспечения: радиолокатор пункта боевого управления и автономное средство целеуказания — низковысотный обнаружитель (5Н66МЕ, 76Н6). Однако при работе с целями на средних и больших высотах эффективность обнаружения снижалась, а данные от радиотехнических подразделений далеко не всегда можно получить, есть целый ряд препятствующих факторов.

Как решить проблему? Один из предлагавшихся вариантов — использовать дополнительную РЛС. В первую очередь речь шла о станции украинского производства СТ-68 (ее выпускал Запорожский научно-производственный комплекс «Искра»). Тем более что проблем с поставками в тот период не было. К счастью, от столь простого варианта отказались, решив создать отечественный всевысотный обнаружитель с лучшими тактико-техническими характеристиками. Как показала жизнь, не прогадали.

За новинку — премия

Первый публичный показ РЛС 96Л6 состоялся на авиасалоне МАКС-2001 в Раменском. Но это была, что называется, презентация на перспективу. Госиспытания завершились четыре года спустя. В 2008-м новинку приняли на вооружение. Серийное производство осуществляет Лианозовский электромеханический завод (НПО «ЛЭМЗ»).

Кстати, в декабре 2013 года коллектив разработчиков этого предприятия удостоен премии Правительства РФ за выполнение работы «Создание межвидового, мобильного, автономного радиолокационного средства информационного обеспечения зенитных ракетных комплексов, командных пунктов и комплексов средств автоматизации системы противовоздушной и противоракетной обороны России». Согласитесь, показательная награда.

Комплекс 96Л6Е — это РЛС кругового обзора с полноприводной по азимуту многолучевой антенной решеткой. Она обеспечивает сканирование лучом в угломестной плоскости и оперативно выдает информацию о воздушной обстановке по широкому классу аэродинамических целей (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, ракеты) на высотах до 100 км, с выдачей целеуказания зенитно-ракетным комплексам. Предусмотрен также режим обнаружения целей, летящих по баллистической траектории со скоростями до 2800 м/с.

По своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам всевысотный обнаружитель 96Л6Е превосходит возможности радиолокационных станций предыдущих поколений, обеспечивая выдачу трех координат целей: азимут, угол места и дальность. Если конкретнее, то дальность обнаружения воздушных целей в секторном режиме составляет до 400 км, в круговом от 5 до 300 км. Сектор обзора при всевысотном обнаружении составляет по азимуту 360 град., угол места — 0–20 град. При секторном обнаружении соответственно 120 град. и 0–60 град.; при низковысотном 360 град. и 0–1,5 град.

РЛС 96Л6Е. Вариант исполнения на одном транспортном средстве.
© lemz.ru
РЛС 96Л6Е. Вариант исполнения на одном транспортном средстве.

Вращение антенного устройства по азимуту обеспечивается электромеханическим (с постоянной скоростью 10 или 5 об./мин) либо гидравлическим комбинированным (с переменной скоростью вращения) приводом.

Скорость целей при всевысотном и низковысотном обнаружении одинакова, от 30 м/с до 1200 м/с. При секторном возрастает до 2800 м/с. При этом количество одновременно сопровождаемых целей может достигать 100.

Режимы обзора воздушной обстановки совместно с набором сложнокодированных зондирующих сигналов позволяют обеспечить одновременное обнаружение целей не только на больших и средних высотах, но и маловысотных целей (для этого на специальной вышке устанавливается антенный пост радиолокатора).

Передача информации осуществляется по радиоканалу, кабельному каналу или волоконно-оптической линии связи, в том числе в условиях воздействия пассивных и активных помех. В заданных зонах обнаружения автоматически выявляются первоочередные цели для поражения зенитным комплексом. В том же автоматическом режиме осуществляются захват и сопровождение трасс целей (пеленгов) с присвоением номеров. Иными словами, оператору приходится вмешиваться в работу лишь в исключительных случаях.

В батарее и на КП

Всевысотный обнаружитель 96Л6Е включается в состав батарей С-300ПМУ1, С-300ПМУ2, С-400. Также он может сопрягаться с командными пунктами автоматизированными системами управления (АСУ) типа «Байкал-1Э», «Сенеж-М1Э» или КП РТВ (командный пункт радиотехнических войск).

РЛС 96Л6Е выполняется в двух вариантах: на одной и на двух транспортных машинах на колесном шасси. В состав входят антенное устройство, контейнер с приемо-передающей аппаратурой и аппаратурой обработки информации. На рабочем месте оператора имеются средства связи и аппаратура государственного радиолокационного опознавания.

Кроме того, всевысотный обнаружитель снабжен системой автономного электропитания и комплектом ЗИП. При варианте размещения на двух транспортных машинах (антенный пост и аппаратный пост) возможно удаление их позиций до 100 метров.

Время развертывания обнаружителя с марша на одной транспортной машине 5 минут. РЛС может работать в температурном режиме от +50 до -50 градусов Цельсия. Не помеха и ветер до 30 м/с. Расчет 3 человека.

Успех боевых действий в современных вооруженных конфликтах все чаще зависит от использования летательных аппаратов и средств воздушного нападения. Справедливость этого утверждения подтвердила и специальная военная операция на Украине. Удалось локализовать воздушную составляющую, считай, что противнику придется куда сложнее оказывать эффективное сопротивление. Сама жизнь показывает, что РЛС 96Л6Е весьма своевременно поступила на вооружение: желающим проверить ее возможности не поможет ни высота — объект все равно засекут, ни фактор неожиданности — автоматика не подведет!

Реклама
Реклама