«Дредноут». Рождение эпохи

«Дредноут». Рождение эпохи

Первые линкоры были быстрее предшественников и имели более мощное вооружение
Проект броненосца В.А. Степанова.
© war-book.ru
Первые линкоры были быстрее предшественников и имели более мощное вооружение
' + '' + ' ' + ''+ ' Проект броненосца В.А. Степанова.
25 февраля 2022, 09:30
Реклама

10 февраля 1906 года в английском городе Портсмут состоялся спуск на воду линейного корабля «Дредноут». Хотя до введения его в боевой состав флота было еще далеко, но именно тот день открыл новую эпоху в военном кораблестроении. Ведь отсчет жизни корабля начинается с момента спуска его на воду, а рождение «Дредноута» сразу же перевело в разряд морально устаревших все броненосцы мира, даже самые новейшие…

Только большие пушки

Идея создания броненосца, имеющего более четырех тяжелых орудий, возникла задолго до начала проектирования «Дредноута». На самом первом этапе строительства бронированных паровых кораблей, в 1864 году, состав английского флота пополнился броненосцем «Ройял Соверен». В его четырех башнях было установлено пять орудий наибольшего тогда калибра 266 мм. Все они могли вести огонь на один борт.

Четыре германских броненосца типа «Бранденбург» (1890–1894 годов постройки) отличались от иностранных аналогов тем, что несли по шесть пушек главного калибра (280 мм) вместо обычных для того времени четырех. Правда, стволы двух из них, располагавшихся в средней башне, были короче, чем у четырех орудий в носовой и кормовой башнях. Из-за этого баллистика пушек сильно различалась, и состав артиллерии главного калибра однородным считать было нельзя.

В России конструкторская мысль тоже не почивала в покое. В 1882 году был утвержден проект, по которому для Черноморского флота построили четыре броненосца типа «Екатерина II». Корабли получили по шесть 305-мм орудий с длиной ствола в 30 калибров. Одна пара пушек располагалась в кормовой части броненосцев, две другие пары — в носовой (одна возле правого борта, другая — возле левого). Огонь на борт могли вести четыре орудия, прямо по курсу — тоже четыре, на корму — два.

Модель броненосца Синоп (типа Екатерина II).
© miniflot.ru
Модель броненосца Синоп (типа Екатерина II).

Такое расположение оказалось не очень удачным. Из-за близости носовых орудий к бортам при их наведении на движущуюся параллельным курсом цель создавался значительный крен. Впоследствии, при модернизации этих броненосцев, орудия заменили на 40-калиберные и вместо четырех носовых пушек оставили две, установив башню с ними на продольной оси.

Зато другой русский проект (1884 года) был поистине революционным. Его автор Владимир Алексеевич Степанов впоследствии изобрел первую в мире автоматическую систему для постановки мин на ходу и разработал проект минного заградителя — быстроходного корабля, предназначенного для скрытой постановки мин у вражеских берегов. К началу Русско-японской войны в составе нашего флота было два таких заградителя, не имевших аналогов даже во флотах ведущих морских держав.

Что же касается проекта броненосца, то он воплощал в себе опередившие время идеи: отказ от артиллерии среднего калибра и возможность вести огонь на один борт из большого числа тяжелых орудий (калибром 305 мм). Таковых предполагалось установить восемь. Располагались орудия попарно на продольной оси корабля.

Отказ от средней артиллерии позволял экономить вес. За счет этой экономии броненосец Степанова получил бы толстую (380 мм) сталежелезную броню и достаточно мощные по тем временам паровые машины, благодаря которым должен был развивать очень приличную тогда скорость в 16 узлов.

Оригинальный проект с интересом рассмотрели в Морском техническом комитете, но посчитали «преждевременным». Дело в том, что техническая скорострельность крупнокалиберных орудий была в те годы очень низкой. Считалось, что основной ущерб противнику должны наносить более скорострельные пушки среднего калибра, а тяжелые орудия предназначены лишь для пробития главного броневого пояса вражеского корабля с малой дистанции после потери им способности вести эффективный ответный огонь.

Линкор Южная Каролина.
© war-book.ru
Линкор Южная Каролина.

«Наивыгоднейший калибр»

На границе XIX–XX веков технический прогресс в области корабельных заряжающих устройств позволил обеспечить высокий темп стрельбы не только из малокалиберных и шестидюймовых (152 мм), но и из восьмидюймовых (203 мм) и даже десятидюймовых (254 мм) орудий. У военных кораблестроителей появилась возможность приблизить средний калибр к главному. Возникла, однако, незадача…

На возросшей дистанции эффективной стрельбы различить характер всплесков от падений в воду 12-дюймовых (305 мм) и 8–10-дюймовых снарядов было очень сложно. Это сильно затрудняло корректировку огня по всплескам. Возникла идея вооружить корабли главных сил единым калибром. Но каким именно?

Стали считать массу снарядов, выбрасываемых разными орудиями в единицу времени. Оказалось, что наибольший калибр в этом смысле не обязательно является самым выгодным.

Конечно же, малокалиберные пушки, даже при их очень высоком темпе стрельбы, не могли тягаться по массе выброшенного металла с огромными монстрами калибра 12 дюймов и более. Да и при попаданиях во вражеский корабль они даже тонкую броню пробить были не в состоянии.

Зато с этой задачей вполне уверенно справлялись орудия калибром в 9–10 дюймов. При этом из-за значительно меньшего времени, требуемого на их перезаряжание, они за равный промежуток времени отправляли врагу «подарков» по массе больше, чем их 12-дюймовые собратья.

Так возникло понятие «наивыгоднейшего калибра». Даже сам адмирал Джон Фишер, будущий «отец» «Дредноута», изначально склонялся к вооружению линейного корабля нового типа шестнадцатью 10-дюймовыми орудиями. Но при окончательном выборе калибра пушек возобладали соображения о том, что на возросших дистанциях боя время подлета снарядов к цели позволяет перезарядить 12-дюймовые орудия еще до того, как будет виден результат предыдущего выстрела. Занижать калибр, когда для корректировки прицела и менее тяжелой пушки требуется такое же время, смысла действительно не было…

Адмирал Джон Арбетнот Фишер.
© wikipedia.org
Адмирал Джон Арбетнот Фишер.

За один год и один день

Родоначальником идеи создания линейного корабля, сочетающего большое число орудий главного калибра с высокой скоростью (при сохранении мощи бронирования), считают итальянского кораблестроителя Витторио Куниберти. Воплощение его проекта в жизнь показалось соотечественникам слишком уж затратным. Тогда итальянец опубликовал в английском справочнике Фреда Джейна статью «Идеальный линкор для британского флота» (1903 год).

Куниберти предложил англичанам построить линейный корабль, несущий на вооружении двенадцать орудий калибром 305 мм, расположенных так, что в любом направлении огонь смогли бы вести восемь из них. Но примечательнее другое: максимальная скорость линкора должна была составлять 24 узла! Такую скорость тогда развивали только быстроходные легкие крейсера!

Имея большое преимущество в скорости над броненосцами тех лет, линкор Куниберти мог бы выбирать выгодную ему дистанцию боя, легко догонять более слабого противника и уклоняться от боя с превосходящими силами врага. Рациональные зерна идей итальянца легли на подготовленную почву.

Первый морской лорд Джон Фишер уже несколько лет делал практические шаги по подготовке к созданию корабля, обладающего более высокой, чем современные ему броненосцы, скоростью и вооруженного большим числом орудий крупного калибра. Он стремился добиться всего этого не за счет увеличения размеров нового линкора, а благодаря продуманной конструкции, внедрению технических новшеств и полному отказу от средней артиллерии. В этих целях он пошел даже на некоторое ослабление броневой защиты своего детища.

Перебрав несколько вариантов, возглавляемые им специалисты пришли к схеме с пятью двухорудийными башнями, две из которых располагались по бортам. Силовая установка включала в себя паровые турбины вместо поршневых паровых двигателей. До этого турбины применялись только на небольших военных кораблях, и был некоторый риск их практического применения на новом бронированном гиганте. Но риск этот полностью оправдался.

Благодаря турбинам и усовершенствованной форме корпуса новый корабль, при незначительном росте водоизмещения в сравнении со строившимися одновременно с ним английскими броненосцами, развивал скорость в 21 узел против 18–18,5 узлов у предшественников.

Максимально форсировав работы, унифицировав многие конструктивные элементы и использовав башни и орудия, предназначенные для кораблей, строящихся по старой схеме, англичане официально затратили на строительство всего один год и один день. Но с учетом того, что официальная закладка состоялась через несколько месяцев после начала строительных работ на верфи, а окончательно в состав флота корабль был принят через несколько месяцев после окончания строительства, на создание ушло почти два года. Но и такая скорость постройки была не просто рекордной, а поистине уникальной и до сих пор не превзойденной при производстве крупных боевых кораблей.

Линкор Нассау.
© war-book.ru
Линкор Нассау.

Имя, ставшее нарицательным

Корабль получил имя «Дредноут» («Неустрашимый»). Название полностью соответствовало сути. Ни один существовавший тогда или только еще строившийся броненосец, даже имевший в качестве среднего калибра 8–10-дюймовые пушки, не мог тягаться с ним в бою один на один. Теоретически высчитали, что с учетом преимущества «Дредноута» в скорости на равных противостоять ему могли вместе не менее трех броненосцев старого типа.

Кстати, о скорости. Нередко пишут, что американцы, будь они расторопнее, могли обрести приоритет в создании линейного корабля нового типа. Ведь проектировать «Мичиган» и «Южную Каролину» они начали гораздо раньше, чем в Англии приступили к проектированию «Дредноута». Но не все так просто.

Американские линейные корабли действительно не уступали английскому в весе бортового залпа: в нем участвовали те же восемь 12-дюймовых пушек. Более того, ограничив с целью экономии водоизмещение своих линкоров, американцы расположили четыре башни с этими орудиями по линейно-возвышенной схеме, неожиданно оказавшейся очень удачной и ставшей впоследствии классической.

Однако скорость американские корабли развивали всего лишь 18-узловую, обычную для броненосцев тех лет (некоторые броненосцы старого типа разгонялись до 19 узлов). Поэтому догнать старый броненосец или сбежать от их отряда «Мичиган» возможности не имел. Как не мог и диктовать удобную ему дистанцию боя.

Причиной относительной тихоходности стал отказ от использования паровых турбин, хотя идея их применения всерьез рассматривалась. Но в отличие от англичан американцы не захотели рисковать. Как и немцы, добившиеся лишь 19-узловой скорости у построенного ими «Нассау», хотя ограничения по водоизмещению их не сдерживали.

Так что приоритет в создании принципиально нового линейного корабля остался все же за нашими извечными недругами-англичанами. Ни первые американские линкоры, ни первые германские (при всей их отличной сбалансированности) не имели над броненосцами старого типа важного преимущества — большого превосходства в скорости. «Дредноут» был в этом смысле лучшим из первых. Поэтому абсолютно справедливо, что именно его имя стало нарицательным для наименования нового класса боевых кораблей.

С другой стороны, немцы не отказались полностью от 150-мм пушек на своих первых линкорах. И это явное нарушение принципа «только большие пушки» оказалось оправданным! Размещенные на «Дредноуте» 76-мм орудия уже не годились для борьбы с вражескими эскадренными миноносцами, заметно увеличившимися в размерах. Англичанам пришлось на следующих линкорах устанавливать 102-мм противоминную артиллерию, но даже она оказалась слабоватой. Ко времени Первой мировой войны для борьбы с эсминцами минимальным эффективным калибром стали 120–130 мм.

Со вступлением в строй «Дредноута» началась лихорадочная гонка военно-морских вооружений. Главными заводилами в ней стали англичане и немцы. Эта гонка потребовала колоссальных финансовых средств и сильно ударила по бюджету даже богатейших и наиболее технически развитых держав.

Не самым богатым странам тоже пришлось включиться в гонку. Считаться в ту пору пусть и второстепенной, но все же морской державой без обладания хотя бы парой-тройкой дредноутов было совершенно нереально. Если же промышленные мощности страны не позволяли производить столь сложную и исполинскую по размерам военную технику, то заказы на ее производство размещались у технически продвинутых соседей и друзей. А потом перед обладателями огромных кораблей вставала еще и проблема их содержания!

Россия, лишившаяся в ходе войны с Японией большей части флота, получила, казалось бы, неожиданный шанс полностью восстановить свое могущество на море. Ведь потерянные на Дальнем Востоке корабли теперь не имели бы большой боевой ценности, а страны, обладающие даже десятками старых броненосцев, все равно вынуждены были строить новый флот дредноутов.

Однако технические сложности, связанные с постройкой принципиально новых линейных кораблей, были огромными. Преодоление их представляло собой серьезную задачу даже для относительно неплохо развитой русской промышленности. Поэтому из восьми строившихся дредноутов удалось ввести в строй только семь, а четыре супердредноута (типа «Измаил») достроить так и не удалось.

Ну а потом грянула революция…

Реклама
Реклама