Силовая установка

Силовая установка

Выстреливший себе в ногу украинский «ковбой» помог российскому морскому двигателестроению
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» проекта 22350.
© sdelanounas.ru
Выстреливший себе в ногу украинский «ковбой» помог российскому морскому двигателестроению
' + '' + ' ' + ''+ ' Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» проекта 22350.
31 января 2022, 09:22
Реклама

В 2014 году западные санкции и разрыв по инициативе Киева российско-украинских кооперационных связей чуть было не привел к коллапсу российскую оборонку. Одно из самых узких мест — морское двигателестроение. Со времен СССР этот промышленный куст развивался на Украине, в Николаеве, на предприятии «Зоря» — «Машпроект». Потребовались немалый административный ресурс и большие деньги, чтобы залатать эту «пробоину» в российском военном кораблестроении. Но сейчас эту задачу можно считать решенной. А вот украинский «ковбой» точно выстрелил себе в ногу, лишившись по воле неумных киевских политиков выгодных заказов и перспектив.

Пришедшие в 2014 году к власти в результате кровавого госпереворота новые киевские руководители поспешили первым делом разорвать любые связи между украинскими и российскими предприятиями. Делалось это наверняка по рекомендации вашингтонских кураторов, которым совсем не жалко было остатков бывшей мощной промышленности советской Украины.

Так, без заказов осталось запорожское предприятие «Мотор Сич», обеспечивавшее двигателями почти все российские вертолеты, которые строились в Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Казани. Оставшись без заказов, предприятие пошло вначале на поклон к китайским инвесторам, но, когда Штатам это не понравилось, ссудивших миллиарды долларов китайцев просто-напросто кинули, забрав частное предприятие в госсобственность. Судебное разбирательство пока продолжается.

Украинский завод «Зоря» - «Машпроект».
© vppdr.gp.gov.ua
Украинский завод «Зоря» - «Машпроект».

Не повезло и николаевскому предприятию «Зоря» — «Машпроект». Его силовые установки стояли практически на всех военных кораблях советской постройки. Но в 2014 году Киев запретил заводу любые контракты с российскими судостроителями, в том числе экспортные. К примеру, в Балтийске строилась серия корветов для ВМС Индии. Двигатели — постройки «Зоря» — «Машпроект». В результате выгодный контракт завис.

Запрет также коснулся контракта на поставку газовых турбин для фрегатов проектов 22350 и 11356, строящихся по заказу российского ВМФ.

Ну, а что «Зоря» — «Машпроект»? Может быть, это предприятие после разлада с россиянами стало процветающим? Разумеется, нет. Вот лишь несколько последних новостей от некогда славного индустриального гиганта.

«Работники государственного предприятия «Зоря»–«Машпроект»... заявляют, что температура в помещениях колеблется от +8℃ до +15℃ градусов».

«На «Зоре»–«Машпроект» радикально экономят на отоплении».

«В Николаеве на «Зоря»–«Машпроект» во время выходных неизвестные украли дорогостоящее электронное оборудование»...

И так далее в том же духе.

Российским разработчикам газотурбинных установок пришлось напрячься. Хоть и не без проблем, но дело сдвинулось. Так, в прошлом году рыбинское НПО «Сатурн» освоило выпуск корабельных газотурбинных энергетических установок.

Дизель-газотурбинный агрегат М55Р.
© Судостроительный завод Северная верфь
Дизель-газотурбинный агрегат М55Р.

Летом прошлого года судостроители санкт-петербургской Северной верфи сообщили о погрузке турбины и редукторов главной энергетической установки на строящийся фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» проекта 22350. Дизель-газотурбинный агрегат М55Р разработан Объединенной двигателестроительной корпорацией. Это полностью отечественный агрегат, созданный на российских мощностях в рамках программы импортозамещения.

Фрегаты проекта 22350 предназначены в том числе для поражения надводных кораблей, поиска и уничтожения подлодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами. Словом, корабли очень востребованные. Украинцы и их западные кураторы сделали все, чтобы у российского ВМФ таких кораблей не было. Не получилось.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков».
© mil.ru
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

ОДК и Северная верфь заключили контракт на комплектацию новыми установками еще двух фрегатов «адмиральской» серии: «Адмирала Юмашева» и «Адмирала Спиридонова».

А вот что об успехах импортозамещения в важнейшем сегменте машиностроения рассказал генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Сегодня в ОСК входит более 40 предприятий и организаций. Объем заказов — сотни миллиардов рублей. В списке выпускаемой продукции, например, атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал». А еще атомные ракетоносцы, дизель-электрические подводные лодки, корветы, фрегаты.

По словам гендиректора ОСК, главная цель — снижение стоимости жизненного цикла (создания, эксплуатации, утилизации) изделия, повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке, формирование научно-технического задела, переход на новый технологический уклад.

Глава ОСК Алексей Рахманов.
© aoosk.ru
Глава ОСК Алексей Рахманов.

Решать все эти задачи корпорации приходится в условиях жестких западных санкций.

«Понятно, что мы для американцев как кость в горле, — рассказывает гендиректор. — Потому что никто не хочет, чтобы своевременно строились многоцелевые или стратегические атомные подводные лодки и ремонтировались крейсера, строились и укреплялись наши флоты. Ничего удивительного, это конкуренция. Нас били и гнобили, и бить и гнобить будут. Поэтому, собственно говоря, мы и делаем ставку на те технологии, которые в России находятся в достаточно продвинутом состоянии. Например, та же самая ядерная энергетика».

В то же время, по словам Алексея Рахманова, «в военном кораблестроении зависимость (от импорта. — «АС») практически растворилась».

«Из последних «хвостов» — мы числим электронную компонентную базу, в отношении чего были приняты соответствующие решения, — отметил руководитель ОСК, — вице-премьером Юрием Борисовым, финансирование нашим производителям выделяется Минпромом».

Что касается морских силовых установок, отметил Алексей Рахманов, есть поручение, которое ОСК отрабатывает вместе с Трансмашхолдингом.

Цель — «чтобы поршневые машины судового класса, среднеоборотные и высокооборотные, производились на территории страны и чтобы мы могли их использовать как в военных, так и гражданских заказах».

«Первые образцы встанут на тестовые проекты в 2022 и 2023 годах, включая серию Т500, которую разрабатывает Коломенский завод, — сообщил гендиректор. — И в общем мы рассчитываем, что пропульсия будет в основном российская. Под это дело у нас сформирован центр производственной компетенции. Он получил название «ОСК-движение».

Это структурное подразделение ОСК совместно с российскими разработчиками винтов, пропульсивных систем, винторулевых колонок в ближайшее уже время станет реальным поставщиком этих изделий на гражданские и военные танкеры, сухогрузы и на другую технику, включая суда спасения, ледоколы.

Головной корабль серии «Адмирал Григорович».
© wikipedia.org
Головной корабль серии «Адмирал Григорович».

По словам Алексея Рахманова, другого пути у российских судостроителей попросту нет. Это гораздо эффективнее, чем стоять «на паперти с протянутой рукой» у наших иностранных партнеров.

«Тем более что, еще раз повторюсь, их поведение стало непредсказуемым, — сказал  глава судостроителей. — Когда на наши гражданские запросы начинают отвечать бесконечными постулатами о том, что «поклянитесь, что это все не будет использовано для обороны», то с такой риторикой нам с коллегами, честно говоря, диалог вести не очень хочется. В конце концов, было бы предложено. Тот самый случай, когда у нас появляется возможность тем подотраслям промышленности, которые мы по каким-то причинам оставили недоразвитыми, дать соответствующий толчок, вложить в это деньги и построить еще одного национального чемпиона. Тем более что мы живем на переломе технологического уклада. И сейчас самое время это делать. Может быть, лет десять назад мы бы снова встали в очередь за традиционными технологиями, а сегодня у нас есть возможность развивать технологии 4-го технологического уровня».

***

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». По этой русской пословице дела у российского судостроения должны наладиться. Государство сделало для этого все возможное. Запустило программы поддержки оборонно-промышленного комплекса, импортозамещения, открыло финансирование. Судя по всему, новая госпрограмма вооружений откроет перед ВМФ России новые океанские горизонты. Ну а тем, кто в наше судостроение не верил, остается только посочувствовать.

Реклама
Реклама