Дырявый «еврозонтик» ПВО

Дырявый «еврозонтик» ПВО

Почему европейцы не спешат делиться с Украиной противовоздушным и противоракетным щитом
NASAMS.
© defensie.nl
Почему европейцы не спешат делиться с Украиной противовоздушным и противоракетным щитом
' + '' + ' ' + ''+ ' NASAMS.
26 октября 2022, 10:26
Реклама

После начала ударов российскими высокоточными крылатыми ракетами и дронами-камикадзе по инфраструктурным объектам на территории Украины для Киева особенно остро встал вопрос защиты с воздуха. Европа и США пообещали помочь киевскому руководству с комплексами ПВО. Эта тема стала главной на последней встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что ВСУ получат американо-норвежские комплексы NASAMS, немецкие IRIS-T SLM и поблагодарил Испанию за готовность дать Украине свои, пусть и не первой свежести, но еще рабочие системы ПВО Hawk.

Однако все эти поставки штучные, и в целом проблему ПВО Украины не решат. Почему Европа так скупо делится своими системами ПВО с Киевом? Об этом «Армейскому стандарту» рассказал экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев.

По словам полковника Хатылева, в советское время в 80-е годы для защиты Киева от ударов с воздуха был развернут целый корпус ПВО, состоящий из 22 ракетных дивизионов и включавший в свой состав комплексы ПВО малой, средней и большой дальности.

IRIS-T.
© wikipedia.org
IRIS-T.

Сейчас же в Брюсселе говорят, что дадут Украине одну систему IRIS-T SLM и еще три планируют передать в следующем году. Кроме того, Киев якобы уже получил два американо-норвежских зенитных ракетных комплекса NASAMS. Президент США Джо Байден проанонсировал очередной пакет помощи, включая системы ПВО NASAMS.

Что же касается систем ПВО Hawk, которые выразила готовность передать Украине Испания, то это, говорит полковник Хатылев, — «абсолютное старье». Эти комплексы наверняка хранились у испанцев где-нибудь на складах и давно уже не использовались. Так что, когда испанцы «отрывают от сердца» свои Hawk, чтобы передать их Украине, действуют они по принципу: на тебе, боже, что нам негоже.

Hawk, по словам Хатылева, даже после множества модернизаций все равно представляет собой комплекс, который требует много людей для обслуживания, которым еще много чего приходится в полевых условиях переносить вручную буквально на себе. Так что все эти обещания поставок с «барского плеча» выглядят почти издевательски. Вряд ли в Киеве этого не понимают. Речь в данном случае не о Зеленском или Арестовиче, а военных профессионалах.

Своих систем ПВО у ВСУ остается все меньше. Комплексы Patriot PAC-3 американцы Киеву вряд ли захотят поставить, хотя Киев просит об этом Вашингтон давно. «Жадничают» США не просто так.

Во-первых, свободных комплексов у Пентагона нет. Придется заказывать новые, а это слишком дорого и долго. Штаты понимают, что Украине их нужны десятки, если не сотни. Столько Киеву «нахаляву» или в долг (по ленд-лизу) никто не даст.

Hawk.
© wikipedia.org
Hawk.

А во-вторых, два-три комплекса Patriot PAC-3 ничего не решат. Так зачем дискредитировать этими поставками свое оружие? Это плохо влияет на его рекламу. А потому, считают американцы, пусть Европа отправляет свои комплексы ПВО на Украину.

Но, если страны НАТО их и поставят, создать эшелонированную, интегрированную систему ПВО Украины, которую обещает Киеву глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли, все равно не удастся.

Чтобы это сделать, считает Хатылев, необходимо увеличить поставки комплексов в разы. У Запада просто нет такой возможности, так как у Европы самой с ПВО все далеко не идеально. А тут политическое руководство ЕС и некоторых «отмороженных» членов НАТО сделали все, чтобы риск войны с Россией вырос до такой степени, которой не было даже во времена «холодной войны».

Наследие «холодной войны»

Пока существовал Советский Союз, Западная Европа относилась к вопросам ПВО довольно серьезно. В НАТО опасались советских ракет и авиации. Особенно фронтовых бомбардировщиков Су-24, способных совершать скоростные маловысотные броски с территории Германской Демократической Республики, Социалистической Чехословакии или Польши. Только в составе одной Группы советских войск в Германии, дислоцированной на территории ГДР, имелось пять полноценных авиационных дивизий, более 30 боеспособных авиационных полков, многие сотни самолетов. Вся эта армада, как тогда говорили, готова была нанести неприемлемый урон европейским странам НАТО и американским базам на их территории.

К концу 80-х годов прошлого века в Западной Европе имелась самая мощная группировка ПВО с момента создания Североатлантического альянса. Все крупные промышленные центры были надежно защищены комплексами большой и средней дальности. Гарнизоны, авиабазы, другие военные объекты имели вокруг развернутые комплексы малой дальности.

Однако после того как Варшавский договор был распущен и Советский Союз прекратил свое существование, европейцы решили, что серьезной угрозы с Востока больше нет и расслабились. Военные бюджеты стран стали сокращаться. Новых комплексов ПВО больше не заказывали. Старые системы ПВО, ракеты к ним, а также истребители-перехватчики ПВО массово пошли под списание.

В первую очередь избавлялись от самых дорогих «дальнобойных» систем. В частности, убрали американский «Найк-Геркулес» — комплекс дальнего действия, принятый на вооружение армией США еще в 1958 году. Он предназначался для прикрытия крупных административных, политических, экономических центров. Зенитная ракета, кстати, способна была нести ядерный боезаряд. Последние такие комплексы были списаны в Турции в 2005-м.

Англичане вообще стали защищать с неба свой остров в основном истребителями, отказавшись в 1991 году от систем большой дальности «Бладхаунд Мк 2».

Франция также для защиты своего неба использовала в основном собственные самолеты-истребители. Вплоть до середины 90-х годов она проводила довольно самостоятельную политику в области строительства ПВО. Зенитных ракетных комплексов ПВО средней и большой дальности здесь не стояло. Только во время учений НАТО вблизи важных военных объектов и центров промышленности разворачивались ракетные комплексы малой дальности Crotale-NG.

Результат российского удара по Украине дроном «Герань».
© news-kiev.ru
Результат российского удара по Украине дроном «Герань».

Долгое время во многих европейских странах небо защищал американский зенитный ракетный комплекс средней дальности Hawk. Его начали создавать аж в 1952 году. В 1960-м он поступил на вооружение США. Затем ряд европейских стран начал производить его совместно для своей ПВО. Позже комплекс пережил ряд модернизаций, и долгие годы все еще стоял на вооружении ряда стран.

Постепенно европейцы стали от него избавляться. И вот теперь это старье испанцы с удовольствием готовы предложить Украине для защиты Киева. Почему нет? Тем более если к тому же и не бесплатно.

Надо сказать, что в 90-е — начале нулевых ряд европейских стран — Франция, Италия, Великобритания, Германия — делали попытки создания перспективных зенитных ракетных систем, которые могли бы прийти на замену старым американским. Кроме того, этим странам хотелось поддержать и собственную оборонную промышленность. В то время как раз и появились немецкие IRIS-T SLM, работа над которыми началась к 2005 году, или те же американо-норвежские NASAMS, заложенные в 90-х, и позже модифицированные.

Однако все эти попытки к массовому производству комплексов ПВО не привели — американцы не собирались давать младшим партнерам по НАТО возможность занять этот сегмент оружейного рынка, опасаясь конкуренции. Потому сейчас, как ни старайся, а больше нескольких комплексов NASAMS или IRIS-T SLM — европейцы предложить Киеву не в состоянии. Как говорится, «чем богаты»…

Дезинтеграция управления

Имеющаяся в Европе едина структура ПВО НАТО (NATINADS) — это система двойного — военного и гражданского — назначения. Кроме военных задач, она также используется для управления воздушным движением гражданских самолетов. NATINADS имеет по всей Европе множество мобильных локаторов и стационарных радиолокационных станций, которые используют как гражданские, так военные диспетчерские службы.

Военная составляющая NATINADS разделена на два сектора.

Первый — «Север», с центром управления на базе в немецком Рамштайне. Территориально ему подчинены силы ПВО Норвегии, Венгрии, ФРГ, Бельгии и Чехии.

Второй сектор — «Юг», с командным центром в итальянском Неаполе, который территориально контролирует территорию Италии, Португалии, Испании, Греции, Турции, а также части Средиземного и Черного морей.

Кроме того, система ПВО НАТО использует информацию, поступающую с корабельных радиолокаторов 6-го флота США в Средиземном море, самолетов АВАКС, которые базируются на аэродромах Франции, Германии и Великобритании. Она самым тесным образом связана с национальными системами ПВО Франции, Испании, Португалии и Швейцарии, а также с объединенной системой аэрокосмической обороны США и Канады — НОРАД.

Однако, по мнению полковника Хатылева, NATINADS в полной мере все-таки нельзя назвать единой. Для этого необходима намного более глубокая степень интеграции национальных систем ПВО.

Результат российского удара «Калибром» по аэропорту в Виннице.
© ГСЧС в Винницкой области
Результат российского удара «Калибром» по аэропорту в Виннице.

— Пока Советский Союз был сильным, — говорит Хатылев, — у них какая-то общая система ПВО все-таки имелась. Но потом, когда они поняли, что боятся некого, новые комплексы уже не покупали. В основном модернизировали старые. А теперь оказалось, что у них там стоят в основном довольно старые системы. Причем в каждой стране — свои. Интегрировать в единую систему их сложно. Но самое главное, у них фактически нет этой единой системы управления. По существу, им нужно заново строить и собирать свою ПВО.

По словам Хатылева, европейцы все время ссылаются на то, что нами, дескать, командует НАТО, а это значит, что на Альянс возложены все задачи по защите неба стран — его членов.

— У них действительно есть объединенный командный пункт — штаб объединенных вооруженных сил НАТО, — поясняет эксперт. — Но там про задачи объединенной противовоздушной и противоракетной обороны — ни слова. Это объединенный командный пункт, где стоят компьютеры, всякие «говорилки» имеются, откуда передаются команды. А вот систем боевого управления, автоматизированного управления крупными группировками ПВО, к примеру, в воздушном пространстве Испании или Португалии — там нет. Они попытались разделить командование на «Юг» и «Север», но проблемы это все-таки не решило. Чтобы в условиях современного воздушного боя иметь высокую эффективность управления войсковыми группировками ПВО, необходимо, чтобы они были под единым руководством.

Важно и то, считает Хатылев, что комплексы, которые сейчас стоят в НАТО на вооружении, в основном — средней и малой дальности действия.

— Только американские комплексы Patriot и еще несколько, включая французские, работают на дальности около 100 километров, — говорит Хатылев. — Но это дальность обнаружения цели, а дальность стрельбы примерно — 50 километров. То есть дальних систем у них практически совсем нет. А это значит, нет многослойности, плотности огня, информационного поля, а самое плохое — нет истребительной авиации ПВО. Они ее фактически уничтожили.

Именно поэтому в НАТО были так удивлены, что российские комплексы ПВО С-400 и С-350В, задействованные в специальной военной операции, смогли сбить над территорией Украины самолеты ВСУ на «рекордной дальности» — свыше 200 километров. Этот результат был зафиксирован, очевидно, с помощью самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения «АВАКС». Эти самолеты — воздушные радары — барражируют над территорией Польши и Румынии и способны просматривать все воздушное пространство над Украиной, а возможно, и дальше.

С учетом всех этих факторов, объясняет эксперт, Европа сейчас по поводу явных «дыр» в своей противовоздушной и противоракетной обороне очень сильно обеспокоена. Там опасаются, что если нынешний конфликт на Украине перекинется в Европу, то проблемы ПВО и ПРО станут очевидны. Потому европейцы сейчас так неохотно расстаются со своими зенитными ракетными комплексами, которые американцы их заставляют отправлять Киеву. Европейцы понимают, что сейчас они очень нужны им самим.

Справка «АС»

Тактико-технические характеристики зенитного комплекса средней дальности MIM 23-B Improved Hawk:

  • длина — 5,03 м;
  • диаметр корпуса — 0,37 м;
  • стартовая масса — 638 кг;
  • масса боевой части — 74 кг;
  • тип боевой части: осколочно-фугасная (14 тыс. стальных сферических осколков массой по 2 грамма);
  • дальность поражения цели — от 1,5 км до 35 км;
  • высота поражения цели — от 60 м до 18 км;
  • максимальная скорость — около 500 м/с;
  • система наведения — полуактивная, моноимпульсная, непрерывного излучения, X-диапазона;
  • максимальная располагаемая перегрузка для ЗУР — 15 ед.

Тактико-технические характеристики зенитной ракетной системы С-350 «Витязь»:

  • максимальное количество одновременно обстреливаемых целей: аэродинамических — 16, баллистических — 12;
  • максимальное количество одновременно наводимых ракет — 32;
  • зона поражения аэродинамических целей по дальности от 1500 м до 60 км, по высоте — от 10 м до 30 км;
  • зона поражения баллистических целей: по дальности — от 1500 м до 30 км, по высоте — от 2 км — 25 км;
  • время приведения средств в боевую готовность с марша — 5 мин.
Реклама
Реклама