Летающая «Зебра»

Летающая «Зебра»

Для доставки гидросамолетов из США в годы войны был создан секретный «воздушный конвейер»
Американская летающая лодка Каталина, 1942 г.
© wikipedia.org
Для доставки гидросамолетов из США в годы войны был создан секретный «воздушный конвейер»
' + '' + ' ' + ''+ ' Американская летающая лодка Каталина, 1942 г.
17 сентября 2021, 10:30
Реклама

О засекреченном проекте «Зебра» в годы Великой Отечественной войны знали лишь немногие. Целое подразделение Красной армии базировалось тогда на территории Соединенных Штатов Америки. Эти летчики в рамках поставок по ленд-лизу перегоняли из США в Россию самолеты-амфибии, так необходимые для войны на море.

Весной 1944 года заработал настоящий «воздушный конвейер». Американские летающие лодки «Каталина» с завода поступали на авиабазу в Элизабет-Сити, а оттуда их перегоняли своим ходом в СССР, для чего было разработано несколько маршрутов. «Северный» длиной более 7000 км — через Ньюфаундленд, Исландию — в Мурманск. «Восточный» — через Кадьяк на Аляске, Анадырь, Магадан — во Владивосток. Третий, «южный» — самый дальний, свыше 18 тыс. км: через Бразилию, Марокко, Иран до Баку и далее до Севастополя.

На этих маршрутах пришлось устраивать промежуточные базы для дозаправки самолетов. Пилотировали «Каталины» советские летчики-перегонщики из группы специального назначения. В нее было включено 26 экипажей, почти 150 человек — пилоты, штурманы, радисты... Их набирали из военно-воздушных сил Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов.

В течение долгого времени отрядом «американских» летчиков командовал Максим Чибисов, получивший впоследствии звание генерал-майора авиации. Узнать подробнее обо всей этой эпопее автору удалось в свое время от дочери Чибисова Еленой Рубиной, которая много работала с архивами отца, с записями его воспоминаний.

— Группу наших летчиков отправили на двух транспортных самолетах из Красноярска в американский Фэрбенкс 28 марта 1944 года, — рассказала Елена Максимовна. — Уже 3 апреля они приступили на базе Элизабет-Сити к изучению новой для себя техники и тренировочным полетам на ней.

Максим Николаевич Чибисов.
© Семейный архив
Максим Николаевич Чибисов.

Первая партия из 25 «Каталин», подготовленных американцами, стартовала через Северную Атлантику в Мурманск 25 мая. До озера Гандер на Ньюфаундленде все «Каталины» вели американские летчики (самостоятельные полеты русских над своей территорией, за исключением окрестностей авиабазы в Элизабет-Сити, янки запретили), а уже там за дело взялись наши асы. Самую первую эскадрилью из пяти гидросамолетов возглавил командир спецгруппы полковник Виктор Васильев.

Промежуточную посадку совершили в исландском Рейкьявике. На взлете оттуда случилось ЧП: летчик Бойченко доложил, что его «лодка» неисправна. Отправив первые три амфибии дальше по маршруту, Васильев решил дождаться, пока закончат ремонт, и лететь дальше в паре с товарищем. Предстоял самый опасный участок пути: прячась от немецких наблюдателей и самолетов-разведчиков, шли в условиях плохой видимости, почти на бреющем, прижимаясь как можно ближе к скалистому норвежскому побережью.

До Мурманска добрался лишь самолет Бойченко, а командирская «Каталина» пропала без вести. Возможно, ее все-таки выследили и сбили фашисты, возможно, крылатая машина наскочила в тумане на скалы Северной Норвегии... Предпринятые поиски результатов не дали.

После этого новым командиром спецгруппы назначили подполковника Чибисова.

Максим Николаевич прилетел в Элизабет-Сити 23 июля. А буквально на следующий день по прибытии он вылетел на Аляску, в Кодиак, где готовилась к переброске по «восточному» маршруту следующая партия «Каталин» — 23 самолета.

Подполковник хотел было по примеру своего предшественника возглавить первый владивостокский «конвой», однако его заместитель майор Пискарев, летавший еще вместе с пропавшим Васильевым, возразил: «Вы не имеете права рисковать. Хватит нам одного печального случая, когда группа оказалась обезглавленной!». В итоге «восточный» маршрут выпало открывать экипажам Пискарева и Спиридонова.

Элизабет-Сити, 1945 г. Полковник М. Чибисов (слева), переводчик Г. Гагарин (второй слева) с группой советских летчиков.
© Семейный архив
Элизабет-Сити, 1945 г. Полковник М. Чибисов (слева), переводчик Г. Гагарин (второй слева) с группой советских летчиков.

Этот «рейд» оказался очень непростым. Вылет «Каталин» несколько дней задерживала погода: то Аляску метеорологи закрывают, то на другой стороне Берингова пролива, в Анадыре, ненастье разгулялось... Однако ждать идеальных условий было невозможно, со дня на день в этих северных широтах мог начаться ледостав на водоемах, лишая перегонщиков возможности нормального приводнения.

Стартовав 25 августа, гидросамолеты благополучно добрались до Чукотки. Но на подлете к пункту посадки возникла проблема: оказывается, в Анадыре их никто не ждал и не был готов обеспечить «штатное» приводнение. Уже позднее, при расследовании этой «накладки», выяснилось, что виной всему стала сверхсекретность воздушной операции. Именно она помешала командованию Тихоокеанского флота сообщить всю необходимую информацию гражданским аэродромным службам.

В такой ситуации пришлось летчикам действовать на свой страх и риск. Пискарев вспоминал позднее, что они на подходе к Анадырю пролетели низко над побережьем, выбрали показавшееся сверху наиболее удобным для посадки озерцо и плюхнулись там, метрах в 50 от берега. К счастью оказалось, что предусмотрительные американцы в числе прочего комплектующего снаряжения погрузили на борт каждой «Каталины» и небольшую надувную лодку. С помощью таких плавсредств смогли добраться до суши, потом вручную, «по-бурлацки» подтянули оба гидросамолета к берегу и пришвартовали.

Однако «подарки судьбы» еще отнюдь не были исчерпаны. Когда Пискарев и Спиридонов, добравшись до поселка Анадырь, связались по радио со штабом Тихоокеанского флота, выяснилось, что полетных карт, необходимых для перегона самолетов-амфибий далее по маршруту в Магадан, заранее не привезли (опять суперсекретность операции аукнулась!). А как лететь без них? Перегонщикам удалось раздобыть в Анадыре у сотрудников метеослужбы лишь весьма обобщенные синоптические карты, кроме того, по рассказам местных авиаторов набросали на листке бумаги, как выглядит с воздуха бухта Нагаева возле Магадана.

Июнь 1944 г. Советские летчики и их американские инструкторы на базе Элизабет-Сити у гидросамолета Каталина PBN-1.
© Семейный архив
Июнь 1944 г. Советские летчики и их американские инструкторы на базе Элизабет-Сити у гидросамолета Каталина PBN-1.

Вот по этим крохам и ориентировались в полете. Уже на подходе к столице Колымы поступила радиограмма: «Из-за погодных условий Магадан не принимает, садитесь на озере Майоричи». Но такого водоема на синоптических картах у летчиков нет! Волей-неволей нарушили приказ и сели, пережидая непогоду, в какой-то лагуне. Утром взлетать — а на пути самолета вдруг обнаружилась песчаная коса. Пискарев, шедший первым, вынужден был совершить акробатический трюк: его тяжелая «Каталина» перепрыгнула это препятствие по верхушкам волн... К счастью, все закончилось благополучно.

Вслед за первой парой с Аляски во Владивосток стартовала следующая группа гидросамолетов, потом еще одна... На долю их экипажей тоже выпало немало испытаний. Из-за непогоды началось обледенение, на одной из «летающих лодок» оторвавшийся кусок льда разбил стекло в кабине, командиру экипажа изранило осколками лицо...

«Восточный конвейер» работал 12 суток, пока все 23 гидросамолета не прибыли благополучно на базу Тихоокеанского флота. И все это время Чибисов практически неотлучно находился на командном пункте в Кодиаке — координировал работу «воздушного моста», поддерживал связь с экипажами, следил за погодной обстановкой, предупреждая летчиков о возможных опасностях...

— Всего по ленд-лизовскому проекту «Зебра» из США перегнали в Россию около 200 «Каталин», — уточнила Елена Рубина. — Схема действия этого «конвейера» была отлажена четко. Доставив партию крылатых амфибий по назначению, экипажи перегонщиков сразу же отправлялись назад, на базу в Элизабет-Сити. Добирались в Соединенные Штаты либо на судах очередного морского конвоя союзников, возвращавшихся из России, либо на транспортных самолетах по «воздушному мосту» Красноярск — Фэрбенкс.

За время работы авиагруппы специального назначения ею был потерян лишь единственный гидросамолет — тот самый, на котором летел полковник Васильев.

За те месяцы, что он провел в США, командиру спецгруппы подполковнику Чибисову приходилось не раз «воевать» с союзниками-американцами, проявляя качества не только военного-профессионала, но настоящего дипломата и даже отчасти разведчика.

Он узнал, например, что в Соединенных Штатах создан новейший бомбардировочный прицел «Норден», предназначенный в том числе и для установки на самолеты-амфибии. Однако «Каталины», отправляемые в Россию, такой опцией не снабжали. Пришлось подполковнику нажать на «соратников по борьбе с фашизмом». После неоднократных встреч и переговоров хотя бы часть ленд-лизовских гидросамолетов стали комплектовать новыми прицелами.

Американский бомбардировочный прицел Норден.
© wikipedia.org
Американский бомбардировочный прицел Норден.

Согласно документам, подписанным президентом США Франклином Делано Рузвельтом, проект «Зебра» должен был действовать вплоть до 30 июня 1946 года. Однако его преемнику Трумэну показалось, что это чересчур большой период для ленд-лизовских поставок.

На исходе августа 1945-го, когда союзники уже добивали Японию и было ясно, что конец войны близок, новый президент США Гарри Трумэн своей волей в одностороннем порядке изменил срок действия договоренности, ограничив его 20 сентября 1945-го. Для советской стороны это стало неприятным сюрпризом.

Но американское руководство решило сэкономить еще и на последней партии крылатых амфибий. По графику эти пять «Каталин» новейшей модификации должны были успеть отправить в СССР даже с учетом урезанного срока окончания проекта «Зебра». Однако (хотя уже подписали через наше посольство все необходимые документы на передачу машин советской стороне) из-за «случайных» задержек «летающие лодки» до 20 сентября так и не поступили с завода на авиабазу.

После наступления рубежного срока в Элизабет-Сити из всей авиагруппы специального назначения оставался лишь единственный экипаж — во главе с самим Чибисовым. Подполковник не захотел смириться с американскими «фокусами».

«Я решил пойти в атаку на местное начальство во главе с начальником авиабазы Стэнли Черняком, — записал Максим Николаевич в своем дневнике. — Но он мне ответил, что решение принято в высших инстанциях. Тогда я попросил помочь мне добиться, чтобы был выделен хотя бы один гидросамолет — для моего экипажа...».

Ради большей эффективности переговоров с американцем Чибисов устроил для него прощальный обед. Под хорошее угощение наш подполковник спросил Черняка, не найдутся ли в Главном штабе американских ВВС люди, с которыми можно было бы вступить в неформальный контакт, задобрить подарками, чтобы они помогли получить и остальные четыре «Каталины»? На следующий день Черняк сообщил своему советскому коллеге: «Готовьте пять подарков!» — и назвал фамилии пяти офицеров. Максим Николаевич срочно вылетел в Вашингтон и, добравшись до советского посольства, договорился там о выделении из «резервного фонда» пяти комплектов хороших «сувениров». Судя по записям Чибисова, это был традиционный русский набор: меховые изделия, икра, водка, малахитовые шкатулки...

Презенты, переданные по назначению, помогли добиться максимального эффекта: советская сторона получила все «подзадержавшиеся» гидросамолеты.

Хотя, конечно, столь замечательный результат был достигнут главным образом благодаря симпатиям боевых американских офицеров к своим русским товарищам по оружию. Важную роль сыграла и неофициальная поддержка американского руководителя проекта «Зебра» — господина Бэллинджера, являвшегося сторонником дружественной политики по отношению к русским, которую вел прежний президент страны Рузвельт.

Для доставки по назначению добытых Чибисовым «по блату» «Каталин» из Союза были срочно затребованы четыре экипажа перегонщиков. А пятый гидросамолет повел на родину сам Чибисов. Этот самый последний «конвой» шел по «южному» маршруту — вдоль берегов Бразилии, через Атлантику... Но завершающая его часть была «эксклюзивной»: «Каталины» прошли над западным побережьем Африки до Гибралтара, а оттуда через Париж в Москву.

В столице Франции американцы предоставили нашим летчикам недельный отдых — в качестве своеобразной награды. Ради этого туда заблаговременно был направлен «прикрепленный» к спецотряду переводчик-американец русского происхождения Грегори Гагарин, который смог решить все «оргвопросы» (ведь французы совсем не ожидали, что к ним вдруг прилетят сразу пять военных самолетов с красными звездами на крыльях!).

После «французских каникул» в середине октября 1945 года последняя пятерка ленд-лизовских гидросамолетов приводнилась на водохранилище возле Тушина.

Реклама
Реклама