Долг Родине - у станка

Долг Родине - у станка

Военная служба на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
В учебных мастерских - пополнение для научно-производственных рот.
© Фото Ольги Данилевской
Военная служба на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
' + '' + ' ' + ''+ ' В учебных мастерских - пополнение для научно-производственных рот.
18 января 2021, 09:32
Реклама

Лучшая проверка эффективности любого неординарного начинания — практика. Научно-производственным ротам уже почти три года, и положительные отзывы есть не только от официальных лиц, но и, что немаловажно, от тех, кто отслужил в этих пока еще не совсем обычных подразделениях. «Армейский стандарт» изучил вопрос.

…И прокормят на «гражданке»

Не секрет, что во время срочной службы можно получить некоторые специальности, которые пригодятся (читай — прокормят) и на «гражданке». Среди них специальности водителя, связиста или военного железнодорожника.

Однако вот уже несколько лет идет движение в обратном направлении: в армию и на флот целенаправленно призывают молодых людей, имеющих определенные профессии или необходимую базовую подготовку. Сейчас речь пойдет не о научных ротах, которых уже 17 и которые на слуху, а о научно-производственных.

Сама идея родилась в 2013 году на встрече министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу с ректорами вузов. Впоследствии она обрела конкретное содержание и в интересах оборонно-промышленного комплекса. Подход вполне прагматичный и взаимовыгодный: призывать на срочную военную службу молодых людей, отвечающих определенным требованиям, не куда попало, а в специальные подразделения для выполнения работ в рамках заказа оборонного ведомства. Срок тот же, что и служба по призыву, — один год.

Почему идея привлекательна и для военных, и для «оборонки»? Тактический выигрыш — обеспечение оборонного производства кадрами.

Помню, как на одном из совещаний, где довелось присутствовать, руководитель Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, а тогда еще и президент и генеральный конструктор холдинговой компании «Ленинец» Анатолий Турчак посетовал: «Могу однозначно сказать: самый сложный момент в развитии нашего промышленного производства и научного потенциала связан с нехваткой кадров. Причем речь не только о дефиците квалифицированных специалистов, но и об отсутствии им смены в ближайшем будущем. Имею в виду молодых людей, которые выбирают профессию или начинают ее осваивать. Ведь процесс подготовки хорошего токаря, фрезеровщика, слесаря, радиомонтажника и т.д. достаточно сложный и длительный. Несмотря на то что в нашем городе, в отличие от многих других регионов, удалось за последний период восстановить систему среднего и начального профессионального образования, кадров все равно не хватает».

Стратегическая задача научно-производственных рот в том, чтобы после срочной службы молодые люди, получившие опыт и соответствующую квалификацию, оставались в рабочем коллективе. По сути, вопрос с трудоустройством для них уже решен, а заинтересованное в пополнении руководство предприятий старается создать привлекательные условия.

Кстати, и профильные учреждения профессионального образования в этом заинтересованы. К примеру, Санкт-Петербургский колледж судостроения и прикладных технологий давно сотрудничает с судостроительным заводом «Северная верфь». Вот и в октябре прошлого года генеральный директор этого предприятия Игорь Орлов и директор колледжа Анатолий Женаев подписали очередное соглашение о сотрудничестве по созданию современной системы подготовки и переподготовки рабочих кадров. Понятно, что, вкладывая средства, завод хочет получить отдачу — подготовленных молодых специалистов. Но, как рассказал Анатолий Женаев, выпускники колледжа, получая диплом, практически сразу получают и повестку в армию, а после того как отслужат в различных видах и родах войск, уже нередко находят другие ориентиры для трудоустройства...

В строю матросы научно-производственной роты Севмаша.
© Фото Бориса Сердюка
В строю матросы научно-производственной роты Севмаша.

Моряки — первые

Первыми на одобренную в «верхах» новацию откликнулся Военно-морской флот: в декабре 2015 года в Севастополе 20 призывников с высшим образованием торжественно отправили служить в только что созданную научно-производственную роту при ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота». Спустя полгода ее доукомплектовали до полного штата — в строй встали еще двадцать человек.

К слову, предприятие было выбрано не случайно. Судоремонтник-профессионал — «товар» штучный, и тут важны не только теоретические знания и практические навыки, но и в значительной степени опыт. А он, как известно, приобретается в процессе ежедневной рутинной работы и общении с настоящими мастерами. Таких на 13-м судоремонтном всегда немало — есть у кого поучиться.

Эту роту можно считать экспериментом, который оказался удачным. Подтверждением тому стал вышедший 10 февраля 2018 года Указ Президента России №66 «О научно-производственных подразделениях Вооруженных сил Российской Федерации». Иными словами, все точки над «i» были расставлены, и у новой структуры появился вполне определенный правовой статус.

В том же 2018 году в ВМФ России создали еще две роты: на Севмаше в Северодвинске и на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.

Четвертая из ныне действующих научно-производственных рот была сформирована в Туле весной 2018-го в интересах Конструкторского бюро приборостроения им. А.Г.Шипунова и НПО «Сплав». В числе разработок этих фирм — зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», а также реактивные системы залпового огня «Смерч», «Торнадо», «Солнцепек».

В первый призыв туда отобрали 20 человек. На проводах в Музее оружия губернатор Тульской области Алексей Дюмин отметил, что научно-производственная рота — это прекрасная возможность совмещать военную службу с работой на главных оборонных предприятиях региона.

В первом наборе были представители династий оружейников и те, кто обучался по целевым контрактам. Тринадцать человек отправились служить на тульское КБП имени А.Г.Шипунова, еще семь — на «Сплав».

В учебных мастерских - пополнение для научно-производственных рот.
© Фото Ольги Данилевской
В учебных мастерских - пополнение для научно-производственных рот.

«Доводка» не требуется!

Как показали себя эти подразделения? Возьмем для примера все тот же судостроительный кластер. В ноябре 2019 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов на специальном рабочем совещании в Адмиралтействе отметил, что эффективность научно-производственных подразделений успешно доказана на практике, и необходимо анализировать, обобщать и распространять этот хороший опыт. Ориентир — рота на Севмаше. Она самая большая — свыше 130 человек.

Режим дня подстроен под производственный график с добавлением занятий по боевой и строевой подготовке. Размещаются военнослужащие роты в казармах Беломорской военно-морской базы — все по уставу.

В декабре прошлого года в подразделение влилось очередное пополнение — 70 человек. У всех — среднее специальное или профильное высшее кораблестроительное образование. Как правило, это базовые учебные заведения Севмаша — Техникум судостроения и машиностроения и Институт судостроения и морской арктической техники. Неудивительно, что некоторые матросы служат не в цехах, а в проектно-конструкторском бюро — там тоже имеется соответствующий объем работы.

Оправдались ли прогнозы по закреплению кадров после года военной службы? Ответ положительный. К примеру, на Севмаше в составе первой научно-производственной роты изначально проходили службу 50 человек. После окончания срочной службы 45 из них (или 90 процентов) обратились по вопросу трудоустройства на Севмаш.

Опять же кадровикам теперь куда проще: испытательный срок молодые люди прошли, процесс «доводки» на производстве завершился, и новичками этих парней уже не назовешь.

Нередко предприятия в координации с военкоматами сами «бронируют» места в научно-производственной роте. К примеру, в Калининграде в недавнем осеннем пополнении из 20 человек трое до призыва трудились на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

Продолжение следует?

Эффективность и целесообразность создания научно-производственных рот сомнения не вызывает. Разве что явно назрела необходимость расширения их географии. Пока что «неокученным» остается такой мощный центр судостроения, как Санкт-Петербург. Там реализуется масштабная программа по постройке кораблей на Адмиралтейских верфях, Северной верфи, Средне-Невском судостроительном заводе. Да и призывников есть откуда брать: тот же колледж судостроения и прикладных технологий готов поставлять новобранцев. Плюс выпускники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, «Военмеха» и других вузов.

…Отечественное кораблестроение на подъеме — заказами судостроительные предприятия обеспечены минимум на полтора десятилетия вперед. Растет их техническая оснащенность и вместе с этим производительность труда. Но об одной проблеме руководители заводов говорят с особым беспокойством — с каждым годом все острее ощущается нехватка кадров. Научно-производственные роты — один из наиболее перспективных путей решения этой проблемы, что уже доказала сама жизнь.

Реклама
Реклама