Полный порядок

Полный порядок

Как живут российские военные в Сирии
© Фото автора
Как живут российские военные в Сирии
28 февраля 2020, 12:01
Реклама

То, в каких условиях солдат спит, что он ест, во что одет, где моется, — все это не менее важно для службы, чем боеприпасы и боевая подготовка. На российских военных базах в Сирии это правило действует в полном объеме. «Армейский стандарт» вник в детали солдатского быта на авиабазе «Хмеймим».

Война войной, а обед по распорядку

Стандартное жилье российского военного в Сирии — кимба. Это модульный контейнер с кондиционером и кроватями. В военно-морской базе «Тартус» их называют на флотский манер — кубриками.

Кое-где наши военнослужащие живут в каменных казармах, построенных еще для сирийской армии, но переоборудованных на наш манер. В жилых помещениях — кондиционеры, пластиковые окна с жалюзи. Это обязательные атрибуты в условиях жаркого южного солнца.

© Фото автора

Кровати с ортопедическими матрасами, постельное белье, даже стулья и прикроватные тумбочки — все доставлено с родины.

Жилье и другие объекты военной инфраструктуры извне укрыты противогранатометной и противопульной защитой. Это комплекты защитных панелей из многослойной баллистической ткани и водонепроницаемых чехлов с песком и гравием внутри. Проверенный в деле способ защитить бойцов от осколков и пуль. Блоки устанавливают один на другой.

В жилых помещениях нередко рядом с койками — оружейный уголок и место для экипировки. Автоматы в пирамидах, шлемы и бронежилеты на полках.

© Фото автора

В казармах без центрального отопления можно встретить арабские печи, так называемые, «печки-садычки». Они экономичные, способны протопить каменное помещение холодной зимой (в горах температура опускается ниже минус десяти).

Мирная обстановка в городках – кажущаяся. Все подразделения — в постоянной готовности. В Сирии война пока продолжается. В военных городках об этом напоминают необычные средства оповещения — подвешенные снарядные гильзы. В них дежурный бьет в случае тревоги. Такое дополнительное средство сигнализации.

Есть банно-прачечный комплекс. В Хмеймиме одна душевая — на несколько жилых модулей. Но и бани никуда не делись. Правда, теперь это скорее место релаксации и отдыха. В Тартусе для бойцов построена даже сауна, где можно расслабиться после службы. Рядом с душевыми кабинами — стиральные машины. Очень удобно.

© Фото автора

Вода для бытовых нужд поступает из скважин, воду для питья очищают ионными фильтрами.

Главный элемент армейского быта — организация питания. На военных базах свои пекарни. Буханки армейского хлеба пекут в Хмеймиме, Тартусе, Масьяфе.

В столовых — шведский стол с закусками.

© Фото автора

Все как положено — первое, второе, компот. В Хмеймиме на солдатской столовой плакат: «Если хочешь сил набраться — надо правильно питаться». И питаются в Сирии основательно, с поправкой на местные особенности.

Продукты для солдатской кухни доставляют из России. Из местных продуктов — соки, а также фрукты, выращенные в подсобных хозяйствах. Фруктовый сад в Тартусе, например, имеет богатую историю. Первые деревья были посажены еще советскими военными моряками в 1970–1980 годах. В сезон для солдатского стола здесь собирают апельсины, мандарины, гранаты, бананы, гуаво и другие экзотические фрукты. В Хмеймиме подсобное хозяйство появилось не так давно, но уже обрастает теплицами и фруктовыми рощами.

© Фото автора

Делу — время, потехе — час

Свободное время у наших бойцов в Сирии тоже есть. Досуг, в отсутствие Интернета (по соображениям секретности), плотно насыщен спортивными физическими нагрузками. На базах оборудованы десятки спортивных уголков. Тренажеры есть, как говорится, для каждой группы мышц. По вечерам железо так и гремит.

Кроме спортивных модульных блоков, в городках то здесь, то там можно увидеть турники, брусья, площадки для футбола и волейбола.

© Фото автора

Некоторые наши части соседствуют с сирийскими. Говорят, там часто проходят спортивные состязания между союзниками. Как правило, побеждает дружба.

Наши бойцы, кстати, активно осваивают арабский язык, а сирийцы, соответственно, — русский. Так что языковый барьер уже не такой непреодолимый.

Отсутствие Интернета привело и к ренессансу книгочтения. Мало где встретишь столько читающих людей, как на наших базах в Сирии. Читают всё — от классики мировой и отечественной литературы (большой спрос в библиотеках на Пушкина, Гюго, Тургенева, Диккенса) до специфических военных изданий, таких как «Армия США в 21-м веке» или «Терроризм: источники и противодействие».

Популярностью пользуются и газеты. Их регулярно доставляют даже на небольшие горные заставы.

А вот письма современные бойцы получают не так часто, как, например, в Афгане или в годы Великой Отечественной. Потому что связаться с родными можно по телефону. На наших базах в Сирии есть переговорные пункты. Военнослужащим разрешено пользоваться и личными мобильниками, но только кнопочными «звонилками». Гаджеты с геолокацией и выходом в Интернет строго-настрого запрещены.

© Фото автора

В жилых модулях есть телевизоры. Иногда приезжают артисты из России. Бывают и сирийские исполнители, в том числе детские ансамбли. Выступления артистов имеют успех. Наши военные их ждут. В репертуаре коллективов песни военных лет, например, легендарная «Катюша», современные произведения.

Рассказывают, что в сирийских школах набирает популярность русский язык. Вместе с грамматикой школьники учат русские песни и стихотворения.

Главный госпиталь российской группировки в Сирии расположен на базе Хмеймим. Есть еще мобильные фельдшерские пункты для оказания первой медицинской помощи. Например, при ушибе, простуде или солнечном ударе. При необходимости заболевшего военнослужащего эвакуируют в Хмеймим.

© Фото автора

В числе угроз здоровью, с которыми сталкиваются врачи в Сирии, местная ядовитая фауна — скорпионы, ядовитые змеи, в том числе крайне опасные египетская кобра и левантская гадюка. На этот случай полевые фельдшерские пункты оснащены сыворотками и другими необходимыми противоядиями. Еще одна специфическая и, как может показаться, неожиданная болезнь для Сирии — простуда. Однако на горных объектах она встречается регулярно из-за резкого перепада температур. Но и с этой проблемой военные медики успешно справляются.

Реклама
Реклама