Уроки Карабаха

Уроки Карабаха

Как беспилотные технологии меняют правила ведения войны
© lostarmour.info
Как беспилотные технологии меняют правила ведения войны
22 декабря 2020, 09:53
Реклама

Военный конфликт между Арменией и Азербайджаном за обладание спорным Нагорно-Карабахским регионом изменил многолетний статус-кво, сохранявшийся в Закавказье со времен распада СССР. В боевых действиях с обеих сторон были задействованы десятки тысяч человек, сотни единиц военной техники, баллистические ракеты и беспилотники. По оценкам экспертов, карабахская война стала не только столкновением двух стран, но и встречей двух подходов к ведению войны: «советского» и современного. Уроки конфликта проанализировал «Армейский стандарт».

Крах «Линии Баграмяна»

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе начался 27 сентября 2020 года. За 44 дня, вплоть до подписания соглашения о прекращении огня, азербайджанские войска смогли нанести противнику военное поражение и выиграли войну на поле боя.

В Азербайджане прошедшая война уже получила официальный статус «Отечественной». В русскоязычном экспертном сообществе ее называют «второй карабахской войной». Это название отсылает к конфликту, разразившемуся в регионе в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Во многом события тех лет предопределили развитие конфликта на годы вперед. Однако если одна из сторон осталась в реалиях войны прошлого века, то Азербайджан готовился к возобновлению военных действий, активно обновляя свой арсенал. По сути, армия Азербайджана выиграла конфликт уже на подготовительной стадии, создав существенное преимущество над противником.

Да, военный бюджет Азербайджана превышает армянский, а большая численность населения позволяет мобилизовать более многочисленную армию. Но есть ряд очень важных нюансов. Согласно основам теории общевойскового боя, атакующий должен иметь, как минимум, в 2–3 раза больше войск, чем обороняющийся. Власти Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), полагали, что противник не будет иметь такой численный перевес и никогда не сможет прорвать первичную линию обороны.

На протяжении многих лет госпропаганда Армении рассказывала о глубоко эшелонированной системе оборонительных сооружений на границе НКР и Азербайджана, якобы — абсолютно неприступной. В некоторых СМИ оборонительное чудо прозвали «линией Баграмяна» — в честь советского маршала армянского происхождения.

На устройство линии шли средства, пожертвованные армянской диаспорой по всему миру. Многие авторы намекали на то, что система укреплений тянется вглубь территории НКР на многие километры и хранит много сюрпризов для вероятного противника.

MT-LB.
© lostarmour.info
MT-LB.

На деле же «линия Баграмяна» оказалась уязвима, то есть была прорвана.

С первых дней конфликта стало ясно, что система укреплений была создана еще в «первую карабахскую войну». Бетонные ограждения, колючая проволока — все это оставалось неизменным с 1990-х годов. По свидетельству многих армянских добровольцев, такая же ситуация сложилась и вдали от линии разграничения: на подступах к Шуши и Степанакерту бойцы «обживали» и обновляли укрепления тридцатилетней давности.

То же самое было с командными пунктами, долговременными огневыми точками и другими узлами обороны. Почти все они были заранее обнаружены азербайджанской армией в ходе боев в апреле 2016-го и июле 2020 годов, а осенью 2020 года — последовательно уничтожены точечными ударами артиллерии и беспилотной авиации.

Основу противовоздушной обороны Нагорно-Карабахской республики составляли системы советского производства, преимущественно — ближнего действия: «Стрела-10» и «Оса». Это вооружение попало в регион кружным путем.

Партия зенитных ракетных комплексов «Оса-АКМ» была закуплена в СССР иракским правительством Саддама Хуссейна. В 1981–1983 годы часть комплексов была передана Иордании в знак признательности за отправку отряда добровольцев на фронт ирано-иракской войны. В июне 2020 года стало известно о том, что Армения закупила эти комплексы в Иордании за $27 млн. В ходе осенних боев в Карабахе именно они стали для азербайджанской авиации целью номер один.

Причин краха армянской ПВО несколько.

Во-первых, позиции зенитных установок были выявлены благодаря широкому применению азербайджанской стороной беспилотных летательных аппаратов на основе советских легких самолетов Ан-2. Каждый «кукурузник» отображался на радарах ПВО, как большая цель, достойная для залпа зенитных ракет. Демаскированные установки немедленно попадали под прицел и уничтожались ударными дронами турецкого производства.

Во-вторых, благодаря наличию в арсенале ВВС Азербайджана турецких ударных беспилотников Bayraktar TB-2 и израильских беспилотников-камикадзе IAI Harop, установки ПВО удавалось поражать с воздуха, оставаясь вне зоны их поражения. В первом случае — за счет управляемых боеприпасов «воздух-земля» с лазерными головками наведения MAM (собираются в Турции по лицензии немецкой компании TDW). Во втором случае — благодаря низкой высоте полета дронов-камикадзе.

Нельзя сказать, что турецким беспилотникам удалось остаться невидимыми. На финальном этапе войны силами ПВО НКР и Армении были сбиты от двух до четырех беспилотников Bayraktar. Но это уже не имело особого значения.

Беспилотникам удалось пробить брешь в армянской обороне на южном направлении — вблизи границы с Ираном. Впоследствии эту брешь расширяли все новые и новые армейские соединения, на пути которых уже не было серьезных препятствий.

RL-21.
© lostarmour.info
RL-21.

Не дроном единым

Несмотря на то, что крах обороны войск НКР (и с этим соглашаются многие армянские эксперты) произошел во многом из-за их неподготовленности к будущей войне сразу на ряде направлений, развязку конфликта предопределили и другие важные факторы.

Решающей стала поддержка со стороны Турции, которая предоставила не только современное вооружение, но и, что не менее важно, опытных военных советников. Турецкие офицеры и генералы обладают опытом сразу нескольких военных компаний: в Сирии, на севере Ирака и в Ливии. Именно их опыт применения беспилотной авиации в сочетании с наземными силами, позволил найти бреши в обороне противника.

Техническое превосходство Азербайджана над противником выражалось не только в наличии современной авиации. В частности, в ходе конфликта азербайджанские танкисты неоднократно применяли управляемые танковые снаряды Spike израильского производства. Данный тип боеприпасов способен двигаться по навесной траектории и поражать объекты, укрытые за земляным валом или другим фортификационным сооружением.

T-72AV.
© lostarmour.info
T-72AV.

Эксперты отмечают также, что войска НКР и Армении не имели боевого опыта современной войны. Хотя возможность приобрести его были. Группа армянских саперов действует на территории Сирии. Однако армянские военнослужащие не принимают участия в боевых действиях. Теоретически армянский контингент в Сирии мог бы быть существенно увеличен, а его бойцы и офицеры получили бы боевой опыт. Но этого не произошло.

Успеха в начале 1990-х годов армянским силам удалось добиться исключительно благодаря кадрам, пришедшим из Советской армии. Многие полевые командиры имели опыт Афганской войны, и умело его применяли.

Во время второй карабахской войны на линии боевого соприкосновения командование отдельными подразделениями автоматически возлагалось на ветеранов прошлой войны — как на самых опытных. Эти люди во многом мыслили реалиями прошлой войны, что часто приводило к печальным последствиям.

Согласно официальным данным Министерства обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики, подавляющее большинство потерь пришлось на бойцов 2001–2003 годов рождения. Также не менее 5% погибших — бойцы 1970 года рождения и старше. У Азербайджана основные потери пришлись на солдат 2001–2002 годов рождения, однако не менее 30% погибших — бойцы 25–27 лет, то есть молодые солдаты с опытом службы 3–5 лет. Показательно, что погибшие в возрасте от 50 лет и старше составляют менее десятой доли процента от всех потерь. В целом, армянские войска отличались сочетанием: «старый и малый» — то есть солдаты призывной службы плюс добровольцы и офицеры советской школы.

Наиболее яркие ошибки были допущены на стадии планирования обороны. Позиции и окопы не были оборудованы «лисьими норами» — земляными укрытиями на одного человека, где боец может укрыться в течение нескольких секунд. За несколько недель боев армянские войска не предпринимали попыток замаскировать военную технику от возможных атак с воздуха.

Эхо войны

Главный урок войны в Карабахе — очередное подтверждение того, что тактика войны эпохи глобального противостояния СССР и США остается в прошлом. Образно говоря, воюющие автоматом против беспилотника превращаются в рыцарей против огнестрельного оружия. Однако успех беспилотных технологий не стоит считать абсолютным.

Победа азербайджанских войск стала возможной благодаря сочетанию ряда факторов, каждый из которых одинаково важен. Это прежде всего использование современных технологий в сочетании с проверенной тактикой их применения.

На протяжении последних десяти лет Азербайджан последовательно реализовывал программу модернизации вооруженных сил, а также закупал необходимую военную технику и снаряжение.

С другой стороны, победа азербайджанской армии стала во многом результатом армянских просчетов.

С июля 2020 года, когда произошли боестолкновения на границе Армении и Азербайджана, почти не были предприняты меры для укрепления линии обороны и оснащения ее современными средствами. Помощь армянской диаспоры могла бы помочь частично решить эту проблему.

Налицо упущения в системе военного управления. Многие армянские добровольцы заявляют, что никакой системы отправки в зону конфликта попросту не существовало: люди добирались до фронта самостоятельно и часто оставались ненужными никому из местного военного руководства.

Рассказывают, что в Карабах из России были готовы приехать армяне-ветераны армии и силовых структур. Однако вместо них на фронте оказались плохо обученные солдаты срочной службы и старики.

Как показывает опыт войны в Ливии, где местным силам удалось уничтожить не менее 20-ти турецких беспилотников, эта техника не является непобедимым «супероружием». Однако оно может таким стать, если против него не принимать никаких мер защиты.

По данным портала LostArmour, за 44 дня конфликта войска Нагорно-Карабахской республики потеряли 28 танков, 26 гусеничных бронемашин и тягачей, 11 зенитных ракетных комплексов «Оса», 13 гаубиц Д-30 калибра 122 мм, десять 122-мм самоходных орудий «Гвоздика», 17 гаубиц Д-20 калибра 152 мм, 33 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Град». Также силы НКР потеряли большое количество автомобильного транспорта, грузовых машин и строительной техники.

BMP-2.
© lostarmour.info
BMP-2.

Потери Азербайджана в военной технике предварительно оцениваются в 13 танков, 18 единиц легкой бронетехники, одну реактивную систему залпового огня, не менее 15 беспилотных летательных аппаратов всех моделей и некоторое количество легкой бронетехники.

Были случаи, когда армянские бойцы погибали целыми взводами из-за отсутствия банального инструктажа о том, как надлежит вести себя в условиях активности авиации противника. Небольшие подразделения становились легкой добычей дронов.

Уроки войны в Карабахе показательны. В военных действиях все большее значение придается технологиям. Классическая оборонительная стратегия с применением большого количества бронетехники не приносят результата. А вот древний военный постулат по-прежнему актуален: победа любит подготовленных!

Реклама
Реклама