
«Средства РЭБ в нашу жизнь вошли надолго»
Не так давно на просторах Интернета наткнулась на рассуждение о беспилотной технике и системах РЭБ — радиоэлектронной борьбы. «Соревнование дронов с комплексами радиоэлектронного подавления — это игра в кошки-мышки. Одни постоянно меняют и смещают частоты, другие пытаются за ними поспевать, перепаивая, меняя в кустарных и фронтовых условиях модули подавления. Но все равно — у кого кратное превосходство в количестве дронов, тот и будет «в дамках», так как меч всегда будет иметь преимущество над щитом», — рассуждал автор.
Что ж, безусловно, любое мнение имеет право на существование, но стоит отметить некоторые моменты. Например, то, что еще наши античные предки были убеждены, щит — это форма оружия, которая ограждает и защищает. Щит не только обеспечивает защиту воина, но и практически не уменьшает его способность к нападению. Воин, используя щит, может фактически безнаказанно шагнуть и нанести страшный, быстрый, непредсказуемый для противника удар. Щит позволяет бойцу сближаться с противником и оставаться неуязвимым под летящими стрелами и копьями.
Мой собеседник — ветеран боевых действий, в недавнем прошлом командир добровольческого батальона «БАРС-16» с позывным «Аскет». Доброволец рассказывает, что специфика боевых действий за три года, с момента начала спецоперации, изменилась очень сильно. Причина тому — огромное количество массово применяемых обеими сторонами беспилотных летательных аппаратов, особенно FPV-дронов. Это оружие регулярно поступает нашему противнику от западных спонсоров. Проблема противодействия дронам известна «Аскету» не понаслышке: его батальон одним из первых столкнулся с массовым применением смертоносных «птичек».

— Это был декабрь 2023 года, — вспоминает командир. — Не покривлю душой, если скажу, что для нашего отряда это были одни из самых тяжелых дней. Из-за сумасшедшего количества FPV-дронов у ВСУ и отсутствия каких-либо средств борьбы с ними просто не было понимания, как дальше выживать и выполнять боевые задачи. К счастью, у нас в подразделении была группа разведки под руководством командира с позывным «Шатун», у которых была какая-то «рэбовская» трофейка. Парни начали двигаться с этим прибором, и тогда мы все поняли, что шанс выжить есть...
В дальнейшем, получив поддержку семьи Виктории и Вадима Цыгановых, разведчикам «БАРС-16» совместно с инженерами с «большой земли» удалось создать прибор радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами, который впоследствии назвали «Покров». «Аскет» вспоминает, что первые модели аппаратуры РЭБ «Покров» выглядели совсем иначе, чем нынешние. Между собой бойцы называли их «зайчиками». Но уже тогда стало очевидно, что в этих устройствах спасение для бойца.
— Мы сразу поняли, что нам необходимо развиваться в данном направлении, — продолжает командир. — Ведь у нас появился не просто шанс, а реальная возможность победить в этой сфере.
Меньше года потребовалось, чтобы «Покров» ВЦ4 зарекомендовал себя как прибор, не имеющий аналогов по эффективности, и стал узнаваем на всех направлениях в зоне боевых действий. Рабочую пару «четверок» сейчас можно увидеть на различной военной технике, начиная от громадин-тягачей материально-технического обеспечения, вытаскивающих подбитые танки, заканчивая обычными «Нивами». В «БАРС-16», по словам «Аскета», абсолютно все машины сейчас оснащены прибором ВЦ4.
— Это не какая-то палочка-выручалочка, подаренная волшебником, — говорит «Аскет, — а результат реальной работы инженеров и парней, которые своим потом и кровью испытывали прибор не на полигонах, а в настоящих боевых условиях. Со времен Великой Отечественной войны связка армейского ума, сноровки и инженерной мысли, а также поддержка людей с большим сердцем, которые не откладывают сбережения в кубышку, а стараются всеми силами приблизить нашу общую победу, приводят к тому результату, который мы сейчас наблюдаем.
Я не покривлю душой, если скажу, что аналогов этому прибору на фронте нет. И это не просто слова, нам довелось испытывать, как говорится на себе множество различных систем радиоэлектронной борьбы...

С лета 2024 года батальон «Аскета» принял окончательное решение не использовать никакие другие системы РЭБ, кроме «Покрова». Это было обусловлено как их эффективностью, так и практичностью. Все бойцы пользовались одинаковыми устройствами, а, следовательно, умели работать с ним. На ходу проводили установку, диагностику, ремонтировали приборы. Военное руководство не могло не отметить данный факт, и спустя некоторое время «БАРС-16» был переведен в специализированный отряд радиоэлектронной борьбы.
— Озвучу свою личную статистику, — рассуждает «Аскет». — В самом начале применения противником FPV-дронов даже двух «птичек» хватало, чтобы причинить нам ущерб либо в живой силе, либо в технике. Сегодня я даже не представляю, какое количество беспилотников они должны применить в зоне ответственности нашего батальона, чтобы мы понесли потери.
Безвозвратных потерь от «птиц» наш батальон не несет уже очень давно. А значит, мы точно движемся в правильном направлении. И когда «Покров» начнет массово применяться на фронте, то эффект от FPV-дронов, который в самом начале действительно мог перевернуть ход конфликта, будет сведен к минимуму. Мы сможем вернуться к честной борьбе, когда профессиональные солдаты воюют с профессиональными солдатами.
А здесь все четко понимают, что сильнее Российской армии нет никого в мире. Я уверен, что наш РЭБ внесет свой вклад в большую победу. Войну выигрывает пехота, мы все это знаем. И пока парни не пройдут по земле, ничего не произойдет. Наша задача помочь им, а потому чем больше устройств «Покров» будет на фронте, тем легче парням будет дойти.
По словам офицера, актуальность применения систем радиоэлектронной борьбы в гражданской жизни, к сожалению, возрастает с каждым днем. Мы постоянно видим в новостных лентах сообщения о беспилотных атаках на регионы России, не затронутые спецоперацией, а значит, перед нами встает еще одна задача — обезопасить жизни мирного населения и стратегически важные объекты.
Именно по этой причине, закончив третий контракт, «Аскет» продолжил заниматься развитием «Покрова». Помимо систем РЭБ, команда «Покров» разрабатывает большую социальную программу. В рамках нее ветераны СВО, особенно специалисты в области борьбы с беспилотными летательными аппаратами, смогут, образно говоря, продолжать свою службу, только уже на «гражданке».

Отдельный акцент будет сделан на реабилитацию и трудоустройство бойцов, потерявших конечности либо получивших иные тяжелые травмы.
— Мы уже сейчас понимаем, что средства РЭБ в нашу жизнь вошли надолго, — говорит «Аскет». — Из соображений спокойствия населения, не все, конечно, стоит озвучивать. Помните, когда на вокзалах только появились рамки, люди возмущались, и приходилось им объяснять, что это для их же блага. Прошло время, и сейчас уже абсолютно никого не удивляет и не раздражает, когда его просят пройти через рамку металлоискателя или положить свой багаж в сканер.
К сожалению, негодяи никогда не переведутся, у нашей страны и раньше было не так много настоящих друзей, а сейчас их еще меньше. И мы небеспочвенно опасаемся, что противник может начать применять на территории всей нашей Родины то, что они уже применяют на фронте. Поэтому выстроить превентивные меры защиты необходимо уже сейчас.
Конечно, просто поставить прибор РЭБ недостаточно.
— Это не холодильник, — поясняет «Аскет». — Все системы должны обслуживаться операторами — людьми, которые понимают и разбираются в специфике работы устройств. Для этих целей уже в ближайшее время планируется открыть учебный центр, где будут обучаться как ребята, которые убывают в зону спецоперации, так и опытные бойцы, закончившие контракт на фронте, но готовые послужить Родине в тылу.
По словам «Аскета», на примере его батальона можно сказать, что даже люди, пришедшие с нулевой подготовкой, достаточно быстро обучаются работе с «Покровом» и начинают опережать противника.
— Я уверен, — заключает офицер, — что «Покров» себя еще покажет. Мне посчастливилось быть свидетелем его развития с самого начала, видеть эволюцию, и я уверен, что у него большое будущее. Самое главное для меня как для командира — это спасенные жизни людей. В нашем случае речь идет не о десятках, а о сотнях. Очень трудно переоценить то, что нам дал «Покров», и это довольно серьезный вклад в победу.