«Детям вход запрещен!»

«Детям вход запрещен!»

Священник рассказал, как спасти психическое и физическое здоровье наших детей
Безразличие детей к окружающему миру.
© freepik.com
Священник рассказал, как спасти психическое и физическое здоровье наших детей
' + '' + ' ' + ''+ ' Безразличие детей к окружающему миру.
23 апреля 2024, 09:32
Реклама

Наверное, каждый в своей жизни уже не раз и не два встречал детишек, серьезно «подсевших» на гаджеты. Бывает, ребенок еще от горшка два вершка, но уже криком кричит, если мама пытается отобрать у него электронную игрушку. И среди школьников редко встретишь такого, кто не предпочитает сидеть, уткнувшись в экран, всем остальным развлечениям. А не опасно ли это повальное увлечение? И надо ли с ним бороться?

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма Святителя Митрофана Воронежского Федор Лукьянов объяснил, как оградить молодое поколение от тлетворного влияния гаджетов.

— Вы утверждаете, что социальные сети вредно влияют на хрупкую детскую психику. Это так?

— Чтобы это понять, для начала нам нужно осознать, что же такое Интернет, Всемирная паутина. Он ведь для всех разный: современные родители до конца не понимают, что они имеют дело с тем Интернетом, который подстраивается под их цели и нужды, а для молодого поколения — это чуть ли не отдельная жизнь…

Просто представьте вокзальную площадь в десять часов вечера: для взрослого это место сравнительно безопасно, а вот ребенку в ночном городе настолько опасно, что без присмотра родителей находиться там должно быть строго запрещено.

Современный Интернет можно сравнить с точно такой же ночной улицей, по которой взрослый спокойно пойдет в магазин за продуктами и на которую страшно отпускать ребенка, потому что он может попасть в беду.

Главная проблема в том, что интернет-угроза для детей — это относительно новое явление, и то, с чем в информационном пространстве сталкиваются дети, — для взрослых незаметно. Мы узнаем о негативных последствиях слишком поздно…

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма Святителя Митрофана Воронежского Федор Лукьянов.
© Личный архив
Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма Святителя Митрофана Воронежского Федор Лукьянов.

Сейчас количество подростков, совершивших самоубийство, исчисляется тысячами. В год — пять тысяч попыток суицида! Раньше такого не было. И это большая проблема, которую пытаются решить наши власти. И, к сожалению, Всемирная паутина в этом тоже во многом виновата.

Дело в том, что в Интернете существует огромное количество своего рода вредных инструкций. К примеру, случаи школьной стрельбы нередко возникают из-за того, что все проблемы с одноклассниками анонимные пользователи в Сети предлагают «решить» наиболее радикальным способом.

А ведь у ребенка нет такого уровня самостоятельности мышления, как у взрослых: он бездумно следует советам незнакомцев в Интернете, которые могут наговорить ему что угодно.

Эту несамостоятельность мышления и формирует зависимость от гаджетов. Со смартфоном в руках подросток не свободен: он не привыкает самостоятельно анализировать явления, не обладает когнитивным суверенитетом.

Поэтому мы и предлагаем последовать примеру Франции и других стран, где уже вводятся возрастные ограничения на пользование Интернетом. То, что мы видим в подростковой среде, — это полный кошмар! Сегодня не люди управляют гаджетами, а технологии владеют человеком, провоцируя его совершать безрассудные поступки в погоне за славой и популярностью в Сети.

Многие адепты цифровизации говорят, будто с технологиями люди становятся более совершенными. Но это не так. Наоборот, при появлении интернет-зависимости негативные модели начинают занимать больше места в поведении человека.

Такие люди не могут сами генерировать собственную линию поведения, поэтому постоянно пытаются подражать другим. В результате увеличиваются преимущественно только негативные черты. Вот мы и получаем на выходе кривое зеркало, прямо как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

— И какой вред может принести это «кривое зеркало»?

— Общество почти не ограничивает доступ молодежи к интернет-ресурсам. Миллионы подростков подписаны на группы, посвященные школьной стрельбе, из-за чего у таких людей, как «стрелок» из Казани, появляется все больше последователей.

Так называемое «злое начало», которое человек обычно в себе сдерживает и старается не культивировать, в Интернете воплощается во второе «я». В Сети мы часто видим не самые лучшие стороны личности наших детей.

Сторонники цифровизации говорят нам в ответ: «Если вам не нравится наличие жестокости в Сети, тогда вместо критики сами создавайте положительный контент!» Но и это практически невозможно.

Проблема в том, что алгоритмизация социальных сетей и вывод наиболее шокирующего контента в топ сами по себе провоцируют наиболее асоциальные модели поведения. Если в TikTok ребенок споет песенку на камеру, алгоритмы поместят его в самом низу. А если он это сделает с пистолетом в руках или под дулом автомата, тогда система тут же поднимет подобное видео в списке рекомендаций остальных пользователей.

Отсюда же появились «треш-стримы», которые в Госдуме сейчас пытаются запретить. Дети начинают формировать свое сознание согласно требованиям Сети. Они четко понимают, что будет популярно, по мнению алгоритмов, и быстро подстраиваются под эти запросы. Наша задача состоит в том, чтобы убрать эту «кривизну», вновь сделать Интернет простым инструментом, а не образом жизни.

Самый простой пример социальной сети — это Вконтакте. На этой площадке создано множество групп образовательных учреждений с большим количеством полезной информации для детей и подростков.

Казалось бы, что в этом плохого или опасного? Однако никто не задумывается, что огромное количество трафика Вконтакте составляет контент непристойного содержания. Многие родители об этом просто не знают.

В любой социальной сети ребенок находится в постоянной опасности. Такая уж особенность у наших детей — они всегда интересуются чем-то необычным. У них отсутствует способность отфильтровывать информацию, отделять хорошее от плохого.

Мы обязаны предпринять необходимые меры. Это не так трудно: большинство самых популярных российских социальных сетей и так находится под национальным контролем. Что нам здесь мешает оградить детей от непристойных материалов?

При этом я не скрываю, что будут и некоторые трудности. Бизнесменам и владельцам интернет-сайтов выгоднее распространять шокирующий контент с большим трафиком, чем информацию, которая воспитывает человека и учит его добрым вещам, но привлекает меньше пользователей.

Современные дети не могут представить жизнь без гаджетов.
© crisiscenter74.ru
Современные дети не могут представить жизнь без гаджетов.

— А как ваши дети восприняли запрет на социальные сети?

— Совершенно нормально. У нас в семье следующие правила: если им требуется что-то по учебе, то есть компьютер используется как инструмент, а не как замена реальной жизни, тогда они выходят в Интернет с родительского аккаунта. Смартфонов у моих детей нет, только кнопочный телефон для связи.

В результате моя дочь в 9 лет по собственной воле прочитала всего Конан Дойла! Мои дети владеют несколькими музыкальными инструментами, учат иностранные языки, с удовольствием читают художественную литературу.

В школе, где мы убрали смартфоны, у нас есть огромная библиотека: в ней после учебы дети регулярно берут самые разные книги. Запрет гаджетов позволяет ребятам жить в реальности: они общаются, занимаются спортом, активно читают, сочиняют стихи и придумывают фантастические произведения. Как я считаю, это гораздо более здоровый образ жизни.

— Как и за счет чего происходят асоциализация и потеря коммуникабельности? Разве соцсети не направлены на противоположный результат, то есть развитие навыков общения у своих пользователей?

— Это очень хитрая ловушка, сбивающая многих молодых людей с толку. Здесь важно понять, что общение детей в Сети совершенно не такое, как у взрослых. Живое общение со сверстниками многим ребятам дается непросто. В нем всегда присутствуют какие-то обиды, конфликты, недопонимания или несовпадения характеров.

Например, ребенок пошутил, казалось бы, безобидно, а его друг из-за этого надолго обиделся. Или в школе подростка не захотели брать в какую-то компанию — и теперь ему пойти гулять не с кем. С родителями тоже не все так просто. Они постоянно воспитывают — требуют, ограничивают, а иногда ругают и наказывают.

Формирование навыков, с которыми ребенок встраивается в общество друзей и одноклассников, находит среди них свое место, учится с ними общаться, несмотря на возникающие трудности, — это и есть процесс социализации.

Этот путь тернистый и колючий, но его все равно нужно преодолеть. Ребенку деваться некуда: других сверстников или родителей у него не будет. Он учится решать свои проблемы, а не сбегать от первых же трудностей. Это и есть жизнь.

Но когда подросток впервые попадает в социальные сети, то обнаруживает чуть ли не бесконечное количество людей, готовых к общению! Перед ребенком появляется выбор: теперь он может общаться не с теми ребятами, с характером которых ему нужно считаться и терпеть их изъяны, а с кем ему максимально комфортно.

Если во время разговора в Сети твой лучший друг обиделся, общение с ним можно прекратить в любую секунду, нажав кнопку «заблокировать» или «внести в черный список», и сразу же найти другого собеседника. В итоге остаются только те, кто не обижается даже на очень обидные шутки, а в совсем запущенном случае ребята начинают общаться через мат и оскорбления.

Подросток привыкает общаться как хочет и под это общение находит подходящих людей. Больше ему никто не сделает замечание, не будет одергивать, воспитывать, а если что-то и скажет в ответ — человек заменяется на другого.

Ребенок привыкает хамить, материться и спорить. А поскольку в этом возрасте активно формируется психика, он и в реальной жизни по привычке начинает общаться так же, как в Сети.

В результате все контакты с окружающими людьми в настоящем мире рушатся, только ребенок уже не придает этому никакого значения. Его «друзья» в Интернете находятся онлайн круглосуточно — не один, так другой. И с ними всегда можно пойти «погулять» в онлайн-игру.

Так ребенок, проводя все время в социальных сетях, вместо развития навыков общения полностью выпадает из социума и становится эгоистом, не способным адекватно общаться с людьми.

— Но чем Интернет отличается от книг? Ведь при чтении хорошей книги человек аналогично погружается в несуществующий мир и уходит в себя, заменяя реальное общение диалогами придуманных автором персонажей, разве не так?

— В том-то и дело, что мир книг, как правило, более приближен к законам окружающей нас реальности, чем социальные сети. В удивительных произведениях Толкина и Клайва Льюиса изображены фантастические миры, но нравственные законы, которые в них действуют, вполне совпадают с законами реальной жизни.

Книга, если она талантливо написана, раскрывает и объясняет наш собственный мир, в то время как виртуальная реальность может и не иметь четких ориентиров добра и зла. К тому же если при чтении мы понимаем, что персонажи не существуют на самом деле, то в Интернете человек настолько вовлечен в происходящее, что иногда он уже не осознает, насколько реален тот или иной собеседник.

Меня ужасает, с каким усердием владельцы IT-компаний, которые со всего этого получают огромные деньги, пытаются выставить виртуальный мир реальным! Я неоднократно говорил, что при запуске приложений с искусственным интеллектом всегда должен присутствовать дисклеймер: «Вы общаетесь с алгоритмом, который имитирует человеческое поведение, но не является человеком!»

Ни в коем случае нельзя называть антропоморфные программы человеческими именами. Это никакая не Алиса и не Маша! Человек не должен привязываться к компьютерным программам, как к людям: это разрушительно для психики!

— Дети 80-х годов не застали Интернет. Чем они лучше по сравнению с детьми того же возраста нынешнего поколения?

— В 80-х выросло последнее поколение детей, свободное от бесконечного потока медийных развлечений. Поэтому стремления к жизни и развитию в них было намного больше.

Просто послушайте интервью молодежи конца 80-х и начала 90-х годов, и вы услышите огромную разницу даже в умении говорить, на основании чего уже можно сделать вывод об интеллектуальном развитии этих поколений: советские дети были намного развитее и умнее.

И дело здесь не в советской идеологии, а в отсутствии тормозящей развитие агрессивной информационной среды, чем сейчас является Интернет. Именно поэтому современные родители дают смартфоны своим детям, думая, что их дети такие же, как они, и смартфон не нанесет им большого вреда.

Но лучше всего нынешних детей сравнить с поколением, на примере которого мы увидим самый очевидный контраст, — с нашими дедушками и бабушками. Эти люди формировались без перегруза головы мусорной информацией, телевидение в их жизни тогда только зарождалось и не было развлекательным и низкосортным.

У них прекрасная память, широчайший кругозор, начитанность и интерес к жизни. Они, будучи пожилыми людьми, играючи запоминают информацию, не прикладывая к этому никаких усилий, в то время как современные дети с огромным трудом зубрят материал, не в силах ничего запомнить!

Реальные последствия виртуальной зависимости.
© amarisclinic.ru
Реальные последствия виртуальной зависимости.

— Запрет пользоваться гаджетами до 18 лет должен соблюдаться на законодательном уровне или достаточно инициативы родителей?

— К сожалению, пока в нашей стране не приняли жестких законодательных мер в отношении продажи алкоголя несовершеннолетним, недобросовестные продавцы повсеместно продавали алкогольные напитки детям, в то время как родители ничего не могли с этим поделать.

Даже если ограничить своему чаду доступ в Интернет и не давать смартфон, другие дети в школе могут простодушно показать ему на своем телефоне все то, от чего вы пытаетесь его оградить. В крайнем случае подросток может устроить бунт и пригрозить уйти из дома, если ему не купят смартфон… И что тогда делать?

Но гораздо хуже, когда большинство родителей вообще не понимают серьезности сложившейся ситуации и с малого возраста дарят детям смартфон, подключенный к безлимитному Интернету. В этой ситуации просто необходимо, чтобы государство приняло соответствующие законы в защиту детей.

Пока в стране не ограничили продажу алкоголя — население было в запое. Сейчас молодое поколение находится в цифровом запое, и это необходимо остановить как можно скорее!

— Допустим, родители оградили ребенка от всех гаджетов. Не приведет ли это к трудностям в социальной жизни, ведь пока этот подросток будет жить в реальном мире, остальные дети будут в это время общаться друг с другом в социальных сетях?

— Верно, это может привести к трудностям в социальной жизни. Но здесь надо понимать, что ситуация очень неоднозначна. На одной чаше весов лежат частичные проблемы с социализацией, но при этом там же находится здоровое и полноценное личностное развитие ребенка. На другой чаше — не только принятие подростка коллективом в классе, но и огромный вред его неокрепшей психике.

Вред от Интернета во сто крат серьезнее мелких неудобств из-за отказа от смартфона. Все социальные проблемы решаемы: главное, чтобы сам ребенок рос психически и физически здоровым. Общение надо искать в коллективах, где дети общаются без смартфонов. Например, в спортивном клубе.

Что вы выберете: отказ от наркотиков или быть принятым в компанию наркоманов? Отказ от алкоголя или быть принятым в компанию алкоголиков? Смартфонные дети точно так же находятся в состоянии сильнейшей зависимости, и первая задача родителей — уберечь своего ребенка от интеграции в подобные компании.

— Чем замещать востребованность развлечений у молодежи и как лечить интернет-зависимость у подростков?

— Надо понимать, что интернет-зависимость — это следствие бесконтрольной и систематической активности ребенка в Сети. Устранить причины намного проще, чем бороться с последствиями. В противном случае вам придется сражаться не с вредной информационной средой, а уже с самим ребенком, с поведением зависимого человека. А это куда сложнее. Поэтому повторюсь: прежде всего нужно устранить причины появления зависимости.

С компьютера, телевизора и родительских телефонов у подростка не должно быть бесконтрольного доступа в Интернет. Если ребенку необходимо воспользоваться компьютером по учебе, то все должно происходить в присутствии родителей.

Когда ему понадобится родительский смартфон, например, чтобы воспользоваться электронным дневником, для всех остальных приложений нужно установить надежный пароль, известный только родителям.

Все плохое происходит, как только у подростка появляется самостоятельный досуг в Интернете. Если у него стала формироваться зависимость, он начнет обманывать своих родителей. Просто не позволяйте ребенку водить вас за нос и будьте предельно внимательны.

Наполните его жизнь несмартфонной активностью: кружки, секции, походы, танцы, спорт, музыка, рисование, книги… Ищите различные варианты, старайтесь всесторонне развивать ребенка. Медийная информация в небольших количествах допускается, но только хорошие фильмы и мультфильмы с семейным просмотром. Чем меньше Интернета и больше живых увлечений, дел и навыков, тем крепче будет его психика и меньше влияние Интернета!

Конечно, полностью избежать токсичной среды невозможно, но в чужих телефонах у подростка никогда не будет возможности часами проводить время в Интернете, формируя свою психику в Сети. Ваша задача как родителей — довести ребенка до совершеннолетия со здоровыми интересами: тогда и он устоит, и вы не станете его врагами.

— Не вызовет ли запрет Интернета резкого увеличения детских травм и угроз для жизни, когда дети вместо телефона вновь будут лазить по деревьям, забираться на поезда во время движения, прыгать по гаражам и бросаться друг в друга камнями? Ведь есть же даже такое выражение: «Каждый мужчина — это случайно выживший мальчик»...

— Здесь опять возникает удивительная парадоксальная ситуация, когда стремление к удобству и безопасности приводит к совершенно противоположным последствиям. Конечно, в 90-е годы, во время повального криминала, наркомании и подростковой преступности, ребенок, играющий дома в приставку, несомненно находился в большей безопасности, чем если бы он гулял на улице.

Но сегодня ситуация изменилась: теперь подросток сидит не за игровой приставкой, а в смартфоне. А современный Интернет для детей — все равно что улица 90-х годов, если не хуже.

В социальных сетях сейчас находится абсолютно весь социум всех слоев и возрастов. И в Интернете есть такие темные и мрачные закоулки, которые на улице даже физически существовать не смогут. В реальном мире до любого злачного места (в этом контексте: заведение, полное пьянства и запретных развлечений) нужно сначала дойти или доехать. А в Сети каждый ребенок находится в нескольких кликах мышкой от опасного сообщества.

Всего одно прикосновение к экрану, и подросток попадает в чат, где кураторы доводят детей до самоубийства и дают им безумные задания для выполнения в реальной жизни. Или группы, в которых ребят вовлекают в распространение закладок. Или чаты «адреналинщиков», где организуют посещения запрещенных мест, «заброшек» и военных объектов. Или паблики с коллективным буллингом, где одни дети избивают других и выкладывают видео в Сеть ради признания и лайков…

 

Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
© Личный архив
Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Таких примеров очень много, и все они ужасны и отвратительны. С современным Интернетом дети творят в реальной жизни такое, до чего бы никогда не додумались сами. Лазанье по деревьям в сравнении с этим — просто ерунда… Сейчас все гораздо серьезнее и страшнее.

— Предполагаю, что у молодого поколения идея оградить их от соцсетей большого энтузиазма не вызовет. Как вы бы объяснили детям, почему и ради чего им необходимо до 18 лет не знать, что такое Интернет?

— А вот с этим я не соглашусь! Знать, что такое Интернет, совершенно необходимо как молодым людям, так и старшему поколению. Проблема в том, что ни дети, ни взрослые, ни даже государство сейчас толком не понимают, что это такое и какие пагубные последствия он вызывает.

Если бы ребята это осознавали, то они не проводили бы в Интернете большую часть своей жизни. Причина появления целого поколения с приросшими к руке гаджетами — это как раз и есть итог глобального незнания и непонимания.

Поэтому и молодым, и взрослым нужно знать, что такое Интернет и какой может быть вред от сетевой активности. У всего нашего общества должно сформироваться правильное отношение к Интернету, как к ночной улице, сигаретам или алкоголю, — эта вещь не для детей.

Мы понимаем, что интеграция цифровых технологий в жизнь сегодня велика. Но на то мы и люди, чтобы оценивать соотношение вреда и пользы. Бесконтрольный доступ в Сеть наносит огромный вред развитию ребенка.

Поэтому я считаю, что до 18 лет доступ в Сеть должен быть существенно ограничен и должен использоваться только в учебных целях. Без этой причины ребятам там делать нечего. Необходимо проводить регулярные беседы с подростком о последствиях интернет-зависимости, объяснять: что, как и почему.

Здоровый, развитый ребенок с крепкой психикой вскоре сам заметит, что его смартфонные одноклассники имеют проблемы с развитием и памятью. Развитому подростку с широким кругозором самому станет скучно с гаджетными детьми. С ними не о чем говорить, они ничего не знают и ничем не интересуются.

В 90-е годы оставленных без присмотра детей воспитывала улица, а сейчас это делает Интернет. Но так не должно быть: главная обязанность родителей состоит в том, чтобы держать любую ситуацию под контролем. Ведь именно от воспитания зависит, станет ли ребенок достойным человеком в будущем или нет…

Реклама
Реклама