Место человека в битве роботов

Место человека в битве роботов

Искусственный интеллект не сможет убрать главное из боевых действий
Армия роботов-убийц.
© Кадр из фильма
Искусственный интеллект не сможет убрать главное из боевых действий
' + '' + ' ' + ''+ ' Армия роботов-убийц.
30 января 2024, 10:43
Реклама

За время СВО характер боевых действий на тактическом уровне изменился до неузнаваемости. Изменили его копеечные, по сути, дроны, которые используются и для разведки, и для поражения живой силы и техники. Дистанционное управление разрабатывается и внедряется и для других средств вооружения и военной техники. Следующий логичный шаг — использование искусственного интеллекта. Человек вроде как уходит непосредственно с поля боя. Но так ли это?

Сейчас наличие дронов позволяет минимизировать потери, например, путем рассредоточения орудий батареи на значительные расстояния друг от друга, без потери общей координации. Ее как раз и обеспечивают «глаза» в воздухе. Можно эффективно уничтожать пехоту и вражескую технику, оставаясь в надежном укрытии и не вступая в непосредственный огневой контакт.

Безусловно, все то же самое может делать и противник. Кроме того, применяются системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), снижающие эффективность дронов. По большому счету идет соревнование электроники.

Примерно то же самое происходит, хотя и куда более медленными темпами, на земле и на воде. Тем не менее БЭК — безэкипажные катера, используемые в режиме камикадзе, — уже перестали быть диковинкой. Наземные автономные средства поражения развиты не так сильно, но и здесь есть масса примеров изменения характера вооруженной борьбы.

Дрон со сбросом.
© Кадр из видео
Дрон со сбросом.

В качестве самого примитивного и, можно сказать, самодеятельного, можно вспомнить случаи применения старой, уже выходящей из строя техники в качестве самоходных бомб. Когда набитая взрывчаткой машина направляется в окопы врага с, условно говоря, кирпичом на педали газа и заблокированным в одном положении рулем. Пример, конечно, не совсем точный, но суть передает.

Различные тележки и шасси на дистанционном управлении уже проходят испытания в боевых условиях. Ничто не мешает использовать их и для транспортировки раненых, и для подвоза боеприпасов и в случае необходимости в качестве камикадзе.

На такие шасси вполне могут устанавливаться противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), пулеметы, другое вооружение. На одной из военных выставок демонстрировалась робособака с гранатометом на спине. Кстати, в отдельных штатах США полиция уже использует вооруженных робособак для нейтрализации преступников в ходе своих операций.

Пулеметные турели с оптикой и дистанционным управлением, позволяющим стрелку находиться в безопасном месте, тоже перестают быть экзотикой.

Пока все это в любом случае требует присутствия человека. Именно оператор в конечном итоге принимает решение на открытие огня и уничтожение противника. Искусственный интеллект хоть и используется, но в весьма ограниченном объеме.

Да, рой противокорабельных ракет уже может «сам» принимать решение о приоритетных целях при подлете к, положим, авианесущей ударной группировке. Но команду на пуск этого роя все равно отдает человек. И как ни странно это звучит в контексте обсуждения военных действий, тормозом для использования искусственного интеллекта здесь является этический вопрос.

Одна из основных опасностей автономных оружейных систем заключается в том, что они могут принимать решения без участия человека. А это может привести к тому, что системы будут выполнять действия, которые не соответствуют моральным и этическим человеческим нормам. По крайней мере до СВО эти вопросы активно обсуждали на международных военно-научных конференциях. И помнится, много шума несколько лет назад наделало сообщение, что на Ближнем Востоке дрон впервые самостоятельно принял решение об уничтожении человека (якобы участника террористической группировки). Впоследствии стопроцентного подтверждения этому не нашлось.

Робототехнический комплекс «Маркер».
© НПО Андроидная техника
Робототехнический комплекс «Маркер».

Казалось бы, логичным шагом будет создание армий роботов (в широком смысле), которые и будут уничтожать друг друга вместо людей.

Вот что пишет об этом «воюющий философ», заместитель начальника управления Росгвардии по ДНР и командир батальона «Восток» Александр Ходаковский: «Казалось бы, можно уже полностью перестроить формат войны и перейти к войне роботов. Ничего не стоит установить дистанционное управление на любую наземную технику и хреначить друг друга, не используя человеческий ресурс. Но война — это обязательно убийство, а не выведение из строя. Если убрать элемент убийства — страх, ненависть, сострадание, горе, — тогда можно и в шахматы поиграть, чтобы не тратить деньги на металлолом. Поэтому война всегда будет войной человека с человеком, иначе она утратит свой глубинный первобытный смысл».

В самом деле, если подумать чуть дальше, одна армия роботов победила другую. Если эта армия победителей не создаст угрозу физического уничтожения людей противоборствующей стороны, не заставит именно людей под страхом смерти признать себя побежденными, никакой победы не будет.

Каким бы совершенным и умным ни было вооружение, как бы оно ни меняло ход военных действий, главным на войне все равно останется человек.

Реклама
Реклама