Боевые дроны: вчера, сегодня, завтра

Боевые дроны: вчера, сегодня, завтра

Беспилотники медленно, но верно вытесняют над полем боя пилотируемую авиацию
MQ-9.
© wikipedia.org
Беспилотники медленно, но верно вытесняют над полем боя пилотируемую авиацию
' + '' + ' ' + ''+ ' MQ-9.
01 сентября 2023, 11:11
Реклама

Специальная военная операция подтвердила общемировой тренд на развитие военной робототехники. В вооруженном противостоянии все шире применяются дроны различного класса и назначения. Военный эксперт, ветеран войсковой разведки, Герой России Рустем Клупов разбирался в основных тенденциях развития беспилотных летательных аппаратов военного назначения.

Итак, что показала СВО в плане беспилотной техники? Во-первых, наибольшее развитие получили беспилотные летательные аппараты. Наземные боевые роботы пока отстают.

Во-вторых, налицо совмещение разведывательных и ударных функций на одной несущей платформе. На стратегическом и оперативном уровне это применение больших беспилотников в качестве носителей управляемого оружия, создание крылатых ракет с функцией барражирования. На тактическом уровне — использование управляемых барражирующих боеприпасов (дронов-камикадзе).

Еще одно явление — массовое применение дронов-камикадзе разного класса и размера на тактическом уровне.

Опыт беспилотных атак показал, что приближение места запуска ударного дрона с помощью диверсантов дает практически неограниченные возможности нанесения ударов на большую глубину.

При этом предрасположенность рынка к удешевлению и упрощению производства дронов делает колоссальным разрыв в стоимости беспилотника и в размере наносимого им ущерба. Иными словами, копеечный дрон может нанести многомиллионный ущерб, взорвав, например, какую-нибудь нефтебазу.

Российский беспилотник «Орион».
© wikipedia.org
Российский беспилотник «Орион».

Беспилотные летательные аппараты становятся все незаметнее для визуального или радиолокационного обнаружения. Снижается высота их полета и эффективная площадь рассеяния. Это снижает эффективность борьбы с ними с помощью классических систем ПВО, особенно при использовании их в городах и на пересеченной местности.

К средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) предъявляются все большие требования по противодействию дронам с учетом развития инерциальных и смешанных систем навигации, а также наведения беспилотников с помощью спутниковых средств связи и передачи данных.

Все эти факторы могут способствовать увеличению общего числа успешного прорыва дронами классических систем защиты от них на линии фронта, в тыловых зонах и в глубине нашей страны. Например, удары по Москве 30 июля и 1 августа 2023 года показывают, что эффективность совмещенной системы ПВО-РЭБ имеет коэффициент чуть более 0,7 (сбито 5 аппаратов из 7). Это означает, что в случае запуска противником, например, ста дронов около тридцати из них долетит до цели. И такая статистика неприемлема для нас.

Приходится признать, что некоторые наши комплексы РЭБ и ПВО неэффективно противодействуют беспилотникам, которые летят на высоте ниже 50 метров. Эти комплексы разрабатывались против более скоростных и массивных средств воздушного нападения, в том числе против самолетов, вертолетов, крылатых ракет. Исходя из этого, стоит вопрос о развитии комплексных систем ПВО-РЭБ противодроновой направленности.

Удары противника с применением дронов наглядно показывают эволюцию этого средства нападения. Стоит разделить все дроны по видам, в зависимости от дальности и продолжительности полета. В такой градации можно выделить, к примеру, малые беспилотники с дальностью полета до ста километров; средние аппараты самолетного типа (включая конвертопланы, автожиры с винтовым или реактивным маршевым двигателем с дальностью от 100 до 1000 километров; большие беспилотники стратегического назначения самолетного типа, способные преодолевать расстояния более тысячи километров и находиться в воздухе сутками).

Малые аппараты в начале СВО применялись исключительно как разведчики, но в продолжение полутора лет эволюционировали по нескольким направлениям.

Ударный беспилотник «Ланцет».
© rostec.ru
Ударный беспилотник «Ланцет».

В части назначения и функциональности можно выделить дроны-разведчики, ретрансляторы, дроны боевого обеспечения, включая носители систем РЭБ; разведывательно-ударные аппараты, способные не только обнаруживать цель, но и поражать ее с помощью боевых зарядов; дроны-камикадзе (барражирующие боеприпасы, FPV-дроны, легкие аппараты самолетного типа с функцией подрыва); транспортно-обеспечивающие аппараты (мультикоптеры, способные перевозить грузы и даже эвакуировать раненых).

Перспектива развития этой линейки дронов, на мой взгляд, ведет к универсальности применения и созданию единой платформы, способной выполнять различные задачи.

В части способов управления можно выделить такие сегменты: дистанционно управляемые по радиосигналу от оператора аппараты (коптеры, барражирующие боеприпасы, FPV-дроны); дистанционно управляемые с помощью спутниковых сигналов; неуправляемые дроны, летящие по полетному заданию с применением инерциальных навигационных систем и с корректировкой полета через космические навигационные системы типа GPS; дроны или рои дронов, управляемые бортовым искусственным интеллектом (ИИ).

Здесь видна такая тенденция: создание автономных систем управления дроном или роем дронов с использованием дублирующих систем управления и навигации.

В части аэродинамических схем налицо разнообразие — от вертолетного, мультикоптерного, конвертопланного типов до обычного самолетного, с применением тянущего или толкающего пропеллеров, с классическим прямым или Х-образным крылом.

Перспектива видится в ускоренном развитии аппаратов вертикального взлета и посадки. Они не зависят от аэродромов, им не нужны бетонные взлетно-посадочные полосы.

Что касается средних беспилотников, то в начале СВО они практически не применялись. Однако с сентября 2022 года нашей стороной стали массово применяться дроны «Герань-2». Сегодня аналогичные аппараты прочно заняли свое место в списке средств воздушного нападения.

Если в начале СВО мы и думать не могли о возможных ударах вглубь России и тем более по Москве, то сегодня понятно, что москвичи в неменьшей опасности, чем жители Белгорода или Курска. Удары по Москве наносятся беспилотными самолетами украинского производства типа «Бобёр», UJ-22 Airborn.

UJ-22 Airborne.
© Соцсети
UJ-22 Airborne.

Эти аппараты эволюционировали до того, что научились преодолевать расстояния более 600 километров, обманывать ПВО, не реагировать на РЭБ и бить в строго определенное место. Развитие этих систем продолжается по нескольким направлениям, и в первую очередь в части систем управления.

Это неуправляемые дистанционно аппараты, летящие по полетному заданию с применением инерциальных навигационных систем, с корректировкой полета с помощью сигналов космических навигационных спутниковых систем GPS или Galileo. Точность наведения может быть обеспечена разными способами. Это и перехват управления аппаратом на конечном этапе полета оператором через роутер, установленный на борту, и наведение его на цель путем визуального наблюдения или по принципу управления FPV-дроном.

Другие варианты: управление беспилотником с помощью элементов искусственного интеллекта (ИИ); управление и наведение на цель с помощью спутников; наведение по лазерному лучу.

Развитие этой линейки дронов связано с увеличением дальности полета, а также с усилением мощности взрывного устройства за счет применения тандемной боевой части. Кроме того, стоит задача повышения точности наведения, с учетом развития автономных систем управления, дублирования систем управления и навигации. Словом, будет делаться все, чтобы сделать такие дроны сложной целью для обнаружения и перехвата.

Эволюция и тенденции развития больших беспилотников самолетного типа стратегического назначения заключаются в развитии средств и способов вскрытия объектов противника с большого расстояния, а также расширении возможности наведения высокоточного оружия. В условиях СВО большие дроны применяются странами НАТО для ведения оперативно-стратегической разведки. Их задача — исключить внезапность действий наших войск, содействие управлению операциями ВСУ, а также наведение высокоточных средств поражения на важные объекты в акватории Черного моря.

Таким образом, уверенно можем сказать, что беспилотные летательные аппараты в целом будут развиваться в направлении массированности их применения, увеличения разрушительных возможностей, повышения точности, малозаметности, скорости и дальности. Воздушные разведывательные дроны уже практически вытеснили тактическую разведывательную пилотируемую авиацию и воздушных корректировщиков огня артиллерии. На очереди то, что ударные дроны в ближней перспективе вытеснят с поля боя и ударную пилотируемую авиацию. В последующем настанет время подвинуться и пилотируемой военно-транспортной авиации. При этом создание беспилотных истребителей, готовых противостоять человеку в воздушном бою, зависит только от темпов развития возможностей ИИ.

Реклама
Реклама