Не женское дело...

Не женское дело...

Инженер-полковник Нина Соколова доказала, что профессия водолаза по плечу и представительницам прекрасного пола
Буксир «Нина Соколова».
© Кронштадтский морской завод
Инженер-полковник Нина Соколова доказала, что профессия водолаза по плечу и представительницам прекрасного пола
' + '' + ' ' + ''+ ' Буксир «Нина Соколова».
21 сентября 2022, 11:02
Реклама

Инженер-полковник Нина Соколова доказала, что профессия водолаза по плечу и представительницам прекрасного пола

Курсантам Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, учившимся в конце 1940–1950-х годов, повезло: они могли лично пообщаться с уникальным человеком — инженер-полковником Ниной Васильевной Соколовой. Она первой из женщин в нашей стране стала профессиональным водолазом и оставила свой след в летописи Великой Отечественной войны.

Вопреки запрету

Когда военный инженер 3-го ранга (капитан-лейтенант в переводе на звания ВМФ) Нина Соколова в 1939 году прибыла на Северный флот, моряки встретили ее скептически. Дескать, чему эта 26-летняя дама может их научить? Да и вообще строительство причалов, к тому же на Севере, не женское дело — тут и не каждый опытный военный строитель сдюжит.

Однако Соколова не только навела железный порядок и проявила себя толковым организатором, но и в гарнизоне Полярный удивила видавших виды специалистов: сама, спускаясь под воду, не только контролировала, но и лично производила некоторые сложные технические работы.

Женщина-водолаз?! Это ведь категорически запрещено! Но Соколова предъявляла письменное разрешение и в который раз вынуждена была рассказывать, как вопреки всем запретам ей все же удалось официально получить профессию водолаза.

Уроженка Череповца, она в 1936 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-гидротехник». Почти сразу ее направили на строительство порта в Сочи. Значительная часть работ там проводилась под водой, а потому за их ходом требовалось внимательно наблюдать. Можно было, что называется, поверить на слово опытным водолазам, но ведь и сама Нина умела пользоваться соответствующим оборудованием и уже в период учебы в институте спускалась на небольшую глубину.

Нина Соколова.
© gumrf.ru
Нина Соколова.

Конечно, рядом с крепкими парнями-водолазами она смотрелась, мягко говоря, отнюдь не выигрышно. Рост 157 сантиметров и вес около 50 кг, притом что облачение водолаза весило более 80 кг. Но Соколова несколько раз спускалась на глубину, скрупулезно обследуя монтируемые подводные конструкции.

Москва ответила

Увы, о таком нарушении предписанных норм узнало начальство, и взыскание последовало немедленно: объявить выговор. Но рациональное зерно руководство стройки разглядело: хорошо, когда инженер может лично контролировать монтаж и при необходимости вносить коррективы в проект.

Соколовой изменили статус, призвав в 1938 году на военную службу. Ну а коль она военнослужащая, то отправили на водолазные курсы. Окончив их ничуть не хуже, а даже благодаря старанию во многом лучше большинства курсантов, Соколова, как и все остальные, должна была получить соответствующее удостоверение о полученной квалификации водолаза. Но не тут-то было — не положено!

Казалось бы, тупик. Однако в то время в таких вот сложных ситуациях нередко обращались к председателю Верховного Совета СССР Михаилу Калинину, которого еще величали «всесоюзным старостой». Обратилось и руководство курсов, не особо надеясь на благополучный исход. Но, к удивлению, довольно быстро из Москвы пришел ответ: выдать ей полагающееся выпускникам удостоверение с последующим разрешением выполнять подводные работы на глубине до десяти метров.

И связь, и топливо

К началу Великой Отечественной войны Нина Соколова была уже опытным инженером-гидротехником, а как водолаз получила серьезную практику. В июне 1941 года она служила на Балтике, в 27-м отряде подводно-технических работ. С началом боевых действий пришлось восстанавливать разрушенные вражеской авиацией и артиллерией мосты, поднимать со дна Невы и Ладожского озера утонувшую технику и оружие, крайне необходимые фронту.

Осенью 1941 года 27-й отряд обеспечивал прокладку бронированной телефонной линии связи из осажденного Ленинграда на другой берег Ладожского озера. 45-километровый кабель позволил иметь бесперебойное сообщение Ставки Верховного Главнокомандования с военным советом Ленинградского фронта. Параллельно осуществлялось аварийное и гидротехническое обеспечение функционирования Дороги жизни.

Опыт прокладки телефонного кабеля пригодился в решении еще более актуальной задачи. Весной 1942 года, после на редкость холодной зимы, в блокадном городе запасы топлива оказались почти полностью исчерпаны. Военный инженер 3-го ранга Соколова предложила проложить бензопровод по дну Ладожского озера. Дело новое, но иного выхода, по сути, не было.

Из Москвы дали «добро», ограничив жестким сроком — 50 суток. Но благодаря самоотверженности и героизму строителей и водолазов уложились на неделю раньше: 29-километровый подводный трубопровод позволил доставить в блокадный город 40 тысяч тонн горючего. Вклад Нины Соколовой был отмечен орденом «Знак Почета». Она лично вела разведку маршрута, глубина на котором кое-где превышала 30 метров. Хотя саму трубу укладывали не ниже тринадцати метров — этого вполне хватало для обеспечения безопасности от обстрелов и от избыточного давления воды. Причем работать Соколовой и ее сослуживцам зачастую приходилось в темное время суток, чтобы вражеская авиация не засекла месторасположение столь важного объекта.

Схема трубопровода через Ладожское озеро.
© историк.рф
Схема трубопровода через Ладожское озеро.

Нитки «Кабеля жизни»

Не менее остро в блокадном Ленинграде стояла проблема нехватки электроэнергии. Вырабатывать ее в самом городе было невозможно, а между тем необходимые мощности сравнительно недалеко появились: удалось запустить Волховскую гидроэлектростанцию. Проект получил символическое название «Кабель жизни», а его реализацию поручили 27-му отряду подводно-технических работ.

Высоковольтную линию электропередач, состоявшую из пяти ниток, начали прокладывать по дну Ладожского озера в августе 1942 года, а закончили в декабре. Но по первой нитке ток пошел уже 23 сентября. Полученные по «Кабелю жизни» до конца 1943 года более 25 млн кВт/ч электроэнергии позволили не только обеспечить потребности предприятий осажденного Ленинграда, но и запустить трамвайное движение и дать свет в жилые дома.

Уже в самом конце операции Нину Соколову ранило в плечо и ногу. После лечения она вновь вернулась в 27-й отряд подводно-технических работ, в котором в августе 1943 года ее назначили главным инженером, в начале 1944-го присвоили звание инженер-подполковник.

Нина Соколова. Фото 1943 года.
© wikipedia.org
Нина Соколова. Фото 1943 года.

Войска ушли на запад, а в освобожденном от блокады Ленинграде для 27-го отряда открылся свой масштабный фронт работ: нужно было заниматься разминированием и ремонтом поврежденных мостов и путепроводов. Наиболее важными для обеспечения поставок в действующую армию стали водолазные работы при постройке мостов через Неву у Петрокрепости, через Волхов в Чудово и Лугу в Кингисеппе. В августе 1944 года инженер-подполковника Соколову наградили орденом Красной Звезды — боевой наградой.

Отличился ее 27-й отряд и на Балтике, где строил причалы. Причем в сложнейших условиях, когда не до конца было завершено разминирование и приходилось проводить работы с риском для водолазов. В феврале 1945 года Соколовой вручили орден Отечественной войны II степени.

Выписка из представления к награждению.
© Фото из архива
Выписка из представления к награждению.

Стаж — 644 часа

В 1946 году Нине Соколовой присвоили звание инженер-полковника, она была назначена на преподавательскую работу в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе — читала лекции по основам гидродинамики и гидравлики. Понятно, что теорию подкрепляла примерами из личной гидротехнической практики, нередко приводя в изумление курсантов. Авторитет у нее — кавалера четырех орденов (еще одного ордена Красной Звезды удостоилась в 1954 году за подготовку кадров) — был высочайший.

Когда подсчитали, сколько часов она провела под водой, то цифра получилась рекордной — 644! Или 27 суток. Причем значительная часть этого времени пришлась на работу под бомбежками, в условиях крайне плохой видимости — иными словами, на пределе человеческих возможностей.

Буксир «Нина Соколова».
© Кронштадтский морской завод
Буксир «Нина Соколова».

С военной службы инженер-полковник Нина Васильевна Соколова уволилась по выслуге лет в 1958 году, еще долгое время оставалась в гуще общественной работы, активно общаясь с молодежью. Она ушла из жизни в 2001 году, а в 2019-м к 75-летию полного снятия немецко-фашистской блокады на доме 48 по улице Ленина открыли мемориальную доску в честь спасшей тысячи жизней Нины Соколовой.

Мемориальная доска на доме 48 по улице Ленина в Санкт-Петербурге.
© rus.team
Мемориальная доска на доме 48 по улице Ленина в Санкт-Петербурге.

Аналогично увековечили память ее земляки: мемориальная доска установлена на здании школы №1 в Череповце, которую она окончила. Ранее, в 2016 году, состав аварийно-спасательной службы Балтийского флота пополнился спасательным буксиром проекта 02980, названным «Нина Соколова». Она по-прежнему в строю.

Реклама
Реклама