![«Секретный» флот России в XXI веке «Секретный» флот России в XXI веке](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/a3fca228abcc4c04a9777a7c159fba20.jpg)
«Секретный» флот России в XXI веке
В последнее воскресенье июля в России традиционно отмечают День Военно-морского флота. На главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге многомиллионная аудитория телезрителей видела корабли, подводные лодки и суда многих классов и различного назначения. Несмотря на зрелищность и наглядность парада, он не дает полного представления о том, какой же флот XXI века строит Россия.
Самый простой способ получить ответ на этот вопрос — заглянуть в Программу кораблестроения до 2050 года (ПВК-2050), утвержденную Президентом РФ в мае 2014 года. Но она не предназначена для обнародования. Более того, с ней знакомы даже не все высшие офицеры ВМФ. Российским адмиралам лучше известны планы строительства кораблей ВМС США, чем своих собственных. И на это есть особые причины. В них разбирался «Армейский стандарт».
На обломках советского ВМФ
Степень секретности российской кораблестроительной программы прямо пропорциональна степени неопределенности экономической деятельности в Мировом океане. Этим, в частности, объясняется длительный — более десяти лет — срок разработки ПВК-2050.
О ее необходимости впервые заговорили чуть ли не на следующий день после первой инаугурации Владимира Путина, в 2000 году. Спустя 78 дней после вступления в должность Президента РФ, Владимир Путин полдня провел в конференц-зале Центра стратегических разработок. Здесь шла защита кандидатской диссертации главкома ВМФ Владимира Куроедова на тему: «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане». После доклада диссертанта началась дискуссия, продолжавшаяся около двух часов. Все это время в ней участвовал и Владимир Путин.
![Корвет «Гремящий» проекта 20385.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/9c9bf9e9e6514a6fb63c72e6a3fbc6cb.jpg)
Так вырабатывались общие подходы к решению вопроса о том, какой флот нужен России, исходя из морской деятельности государства. В начале XXI века, после четырех лет горбачевской «перестройки» и девяти лет ельцинского безвременья, в морской деятельности царили хаос, разруха и бесправие.
В автореферате диссертации главком ВМФ Владимир Куроедов написал: «Особую остроту возникающие проблемы приобретают в связи с неудовлетворительным состоянием морской деятельности в наиболее важных сферах, включая сферу обороны и обеспечения национальной безопасности; социально-экономическую сферу; сферу международно-правового обеспечения морской деятельности и другие. Незамедлительного решения требуют общие проблемы организации морской деятельности Российской Федерации».
А спустя еще 19 дней произошла трагическая гибель атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск», которая показала, что Северный флот — на тот момент самый боеспособный в Военно-морском флоте России — тяжело болен. Возможно, констатация этого факта отодвинула на четыре года разработку кораблестроительной программы. Это были годы борьбы между пессимистами и оптимистами, между континентальным и пространственным морским мышлением в строительстве Вооруженных сил РФ.
Удручающее сомнение в технологической способности страны содержать современный океанский флот отразилось в первом варианте плана развития ВМФ на период до 2040–2050 годов. Его основным пунктом стал отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве небольших кораблей, предназначенных для действий в 200-мильной исключительной экономической зоне.
![Концептуальное изображение атомной подводной лодки 5-го поколения проекта 545 «Хаски».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/bb77be342d944dcaa3a26da864bd73fc.jpg)
«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», — заявил тогда главком ВМФ Владимир Куроедов.
Иными словами, речь шла о кораблях 4-го и 3-го рангов, даже не 2-го ранга. О кораблях 1-го ранга — крейсерах и эсминцах — речь вообще не заходила. Что касается авианосцев, то их Куроедов считал, кораблями туманного будущего. «Авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато», — говорил главком ВМФ.
Тот план развития ВМФ после отставки автора — адмирала Куроедова — был существенно изменен. Долгосрочная программа военного кораблестроения на период до 2050 года, утвержденная Президентом РФ в мае 2014 года, является компромиссом между приверженцами континентального и пространственного морского мышления. Компромисс заключается в том, что сначала надо построить флот для защиты экономической зоны, и лишь спустя десятилетия Россия вернется в Мировой океан.
«Я планов наших люблю громадье»
В ходе выполнения ПВК-2050, как не раз заявляли представители Главного штаба ВМФ, корабельный состав количественно не увеличится и не сократится, останется примерно таким же, как в 2014 году, а вот качественно он изменится. По данным ежегодного бюллетеня «Военный баланс» Международного института стратегических исследований, к концу 2013 года ВМФ имел в своем составе боевых кораблей, катеров и подводных лодок 263 единицы, кроме того — восемь подводных лодок специального назначения, 260 надводных кораблей спецназначения и морских судов обеспечения, 376 рейдовых судов и катеров. Всего: 907 единиц.
До 2031 года планируется построить более 600 надводных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения вспомогательного флота. Таким образом, примерно на 70% ВМФ будет состоять из новых кораблей и судов, построенных в период до 2031 года.
![Концептуальная визуализация нового корвета проекта 20386.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/9ac8e082d28c4b8394cf81b4400f8836.jpg)
«Как известно, в ближайшее время доля современных образцов вооружения и техники в ВМФ должна составить 70%», — доложил Верховному Главнокомандующему главком ВМФ адмирал Николай Евменов на совещании по вопросам перспективного развития ВМФ, которое проходило 9 января 2020 года.
Если из общей численности корабельного состава исключить 376 рейдовых судов и катеров, которые могут строиться по отдельному плану создания новой инфраструктуры базирования ВМФ, то флот, согласно ПВК-2050, получит до 550 новых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Большая часть их уже находится в серийном строительстве.
Подводные лодки
До 2031 года будет построено по проекту 955А «Борей-А» 12 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Пять уже находятся в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов. Еще пять — в разной степени готовности на стапелях производственного объединения «Севмаш» в Северодвинске. Последние два — пока только в планах. Заключение контракта на их строительство ожидается в 2023 году, когда высвободятся две строительные бригады после передачи флоту РПКСН «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». При сохранении сегодняшних темпов строительства последние в серии крейсера войдут в боевой состав не ранее 2030 года.
В это же время будет закончено и серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (АПЛКР) по проекту 885М «Ясень-М». В строю пока только три лодки: две — в 11-й дивизии Северного флота и одна — в 10-й дивизии Тихоокеанского флота. По плану к 2031 году на каждом флоте должно быть по шесть лодок. При этом в 11-й дивизии останется самая первая лодка «Северодвинск», построенная по проекту 885. Корпуса трех последних лодок — с 10 по 12 — еще не закладывались. Строительство 8-й и 9-й лодок продолжается на «Севмаше». Флаг на них планируют поднять не ранее 2027 года.
![Необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/3a48d46069724aedbc67d58e7f032a37.jpg)
Однако план, как говорят на флоте, не догма, а только руководство к действию. АПЛКР «Ульяновск», заложенную 28 июля 2017 года по проекту 885М «Ясень-М», решено достраивать по проекту 985.3 как атомную подводную лодку специального назначения (АПЛСН). Об этом стало известно в начале прошлого года. В этой связи остается открытым вопрос о строительстве дополнительно еще одной АПЛКР по проекту 885М, потому что в дивизии должно быть шесть лодок. Это число определено особенностями графика их боевого применения и технического обслуживания.
Остаются неопределенными и дальнейшие планы строительства лодок по проекту 985. Речь пока идет о трех АПЛСН. Каждая строится по индивидуальному проекту: «Белгород» (пр. 985.2), «Хабаровск» (пр. 985.1) и «Ульяновск» (пр. 985.3). Первую — «Белгород» — планируется передать флоту уже в текущем году, а последнюю — «Ульяновск» — в 2025 году.
По неподтвержденной информации, все три лодки являются носителями оружия «судного дня» — ядерных суперторпед «Посейдон». Тех самых, о которых в 2018 году рассказал президент Владимир Путин.
Создание и передача флоту нового оружия входит в Госпрограмму вооружения до 2027 года. Суперторпеды вместе с подлодками-носителями составят так называемую океанскую многоцелевую систему. Ее создание, возможно, будет продолжено после 2030 года с учетом опыта эксплуатации первых трех лодок.
Чтобы закрыть тему атомного подводного флота остается добавить, что небольшая часть находящихся сейчас в боевом составе РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин», атомные подводные ракетные крейсера (АПРК) проекта 949АМ «Антей», многоцелевые и крейсерские атомные подводные лодки различных проектов еще послужат. Срок эксплуатации каждого крейсера и каждой лодки будет зависеть от технического состояния и возможности продлить ресурс в ходе капитального ремонта с модернизацией и заменой ракетного вооружения.
Продолжение строительства неатомных подводных лодок (НАПЛ) по проекту 677 «Лада» будет зависеть от результатов труда конструкторов-двигателистов. Первоначально ВМФ хотел заказать 20 субмарин, но из-за неудачи, постигшей конструкторов анаэробной энергетической установки, главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий в феврале 2012 года сделал попытку преодолеть оборонное лобби и вообще отказаться от лодок 677-го проекта.
«В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна», — сказал Владимир Высоцкий. Говорят, что в том числе и за эти слова адмирал лишился должности главкома, а строительство головной лодки «Санкт-Петербург» продолжили. Она и две последующие останутся с традиционной энергетической установкой.
Контракты на строительство еще трех НАПЛ подписаны в 2019-м (два контракта), и в 2020-м (один контракт). Закладка первых двух субмарин состоялась 12 июня 2022 года. Очевидно, ждали, что удастся создать анаэробные энергетические установки, над которыми конструкторы бьются уже более 40 лет.
![Макет необитаемого подводного аппарата типа 2М39 «Посейдон» на морском судне обеспечения «Академик Александров» в ноябре 2019 г.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/90019079679d4d3ab85367d2d083583d.jpg)
Если они оправдают возложенные на них надежды, строительство лодок по проекту «Лада» продолжится и в третьем десятилетии. На пятой в серии (шестой по порядковому счету) лодке флаг планируют поднять в 2027 году.
Продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636,3 для 19-й бригады Приморской флотилии разнородных сил ТОФ. Шестая в бригадном комплекте ДЭПЛ «Якутск» должна быть передана флоту в 2024 году.
Пять лет назад в Вилючинске началось формирование управления новой бригады подводных лодок, для которой предназначались боевые «единички» проекта 636,3, переданные затем в 19-ю бригаду. Вероятно, после 2024 года, после окончательного решения по лодкам 677-го проекта, станет ясно, когда на Камчатке начнется воссоздание 182-й бригады, расформированной в 2011 году, и какими лодками она будет укомплектована.
Все подводные лодки рассчитаны как минимум на 30 лет эксплуатации. Значит, построенные до 2030 года лодки 4-го поколения должны будут прослужить как минимум до 2060 года. Постепенно им на смену придут лодки 5-го поколения, строительство которых начнется с 2031 года. Но их облик окончательно не сформирован.
Меньше всего информации о РПКСН 5-го поколения. Это объясняется отсутствием опытно-конструкторских работ (ОКР) в области ракетных комплексов. Все просто: без ракет нет ракетоносца. Сначала надо решить, какой будет ракета — тяжелой или легкой. От этого зависит водоизмещение крейсера. С уверенностью можно сказать, что это будет не «Булава-2».
Больше конкретики в планах относительно многоцелевой атомной подводной лодки. До 2018 года проводилась научно-исследовательская работа (НИР) под шифром «Хаски», на этапе ОКР проекту присвоили номер 545 шифр «Лайка».
В области неатомного подводного судостроения не первый год идут работы по созданию НАПЛ проекта 777А «Калина». Однако все это не больше, чем одно из направлений конструкторской мысли, которые не оформлены в конкретные предложения.
Надводные корабли
На «Северной верфи» продолжается строительство фрегатов по проекту 22350. Построено два, шесть находятся на заводе в разной степени готовности. Закладка еще двух ожидается в ближайшее время. Окончание их строительства обозначено рубежом 2029 года. После этого будет продолжено строительство фрегатов по модернизированному проекту 22350М.
Госконтракт на их разработку и строительство головного корабля уже подписан, но его закладка отодвигается примерно на два года. Сейчас уточняется техзадание, идет проектирование. Строительство должно начаться после 2024 года.
![Корвет «Сообразительный» проекта 20380.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/bdc476b751d344349f2604067cbe7bfc.jpg)
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник», или как неофициально назвали эту серию — «царские адмиралы»: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и Адмирал Макаров» — при благоприятном стечении обстоятельств продолжат службу на Черноморском флоте примерно до середины XXI века. Меньше повезло трем другим кораблям этого проекта. Два из них в недостроенном виде проданы ВМС Индии, а третий — «Адмирал Корнилов» — окончательно застрял на судостроительном заводе «Янтарь» без комплекта газотурбинных агрегатов М7Н. Их поставлял Научно-производственный комплекс газотурбостроения (НПКГ) «Зоря» — «Машпроект» в городе Николаеве. Киев запретил поставки в Россию. Сегодня же даже астрологи не берутся предсказать, что станет с предприятием и городом к концу года.
На заводах «Северная верфь» и Амурском судостроительном продолжается строительство корветов сразу по двум проектам: 20380/III — для ближней морской зоны и 20385 — для дальней морской и океанской зон. Всего к 2031 году флот рассчитывает иметь пять бригад охраны водного района, сформированных из этих кораблей: две — на ТОФ и по одной — на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.
Особняком идет, вернее, стоит с октября 2016 года строительство головного корвета «Дерзкий» проекта 20386. «Дерзкий» разительно отличается от своих старших собратьев архитектурой корпуса, конструктивом и оружием. Впервые в нем реализован принцип модульности вооружения. Сроки сдачи опытового корабля неоднократно переносились с 2020 года. Сейчас обозначен новый рубеж готовности — 2023 год.
![Закладная доска корвета «Дерзкий» проекта 20386.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/8078bb1b544c417495e7fea447b57759.jpg)
В 2023 должны поднять флаг на большом десантном корабле (БДК) «Владимир Андреев», а в 2024 году — на БДК «Василий Трушин» проекта 11711/II. Оба корабля предназначены для ближней и дальней морских зон.
И наконец, главное событие на рубеже десятилетий — закладка в 2020 году универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900. Правда, флот их получит не ранее 2028 и 2029 года соответственно, если этому радостному для каждого моряка событию ничто не помешает.
Вместе с корветами проекта 20386, УДК проекта 23900 станут первыми надводными кораблями океанской зоны, построенными в истории современной России.
Итог такой: Россия ушла от строительства кораблей большого класса, и в обозримом будущем уже не вернется к ним.
Взгляд за горизонт
После 2031 года в соответствии с ПВК-2050 на российских верфях должны быть заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Однако их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Предощущение появления таких платформ связано со строительством автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».
![Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/d8c541d6746e4bc79523a17f3181f943.jpg)
Их конструктивным отличием станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как набор деталей в конструкторе LEGO — под поставленные задачи и районы боевых действий.
Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанной на новых физических принципах. Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения.
Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещенных в космическом, воздушном и морском пространствах.
Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций — уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство российских авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере, включены отдельной строкой в ПВК-2050. Однако каждый новый главком ВМФ, похоже, вздыхает с облегчением, когда тяжелый груз создания авианосцев перекладывается на погоны следующего флотоводца.
![Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/c35c9594225040a09ffa16b939ea8dc1.jpg)
Сложность проблемы заключается в ее комплексном характере.
Первая проблема — место строительства. Нужных верфей в России нет. Потребуется переоборудовать существующие эллинги под строительство двух авианосцев — строить один технологически не имеет смысла.
Второе. Без кораблей боевого обеспечения, входящих в авианосную ударную группу (АУГ), авианосец будет так же беззащитен, как «Москва» на якорной стоянке у острова Змеиный. Следовательно, для эскорта каждого авианосца потребуется построить два-три крейсера, столько же эсминцев и фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.
Третье. Необходимы два полка корабельной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, и специальная подготовка летчиков-операторов. Пока на Северном флоте, например, готовят только операторов беспилотников.
Четвертое. Нужно развернуть строительство судов снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в Мировом океане.
И наконец, в-пятых — строительство инфраструктуры базирования. Для понимания проблемы: за 31 год эксплуатации на Северном флоте единственный российский авианесущей крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и не получил своего причала.
Все эти проблемы, видимо, решено отработать в процессе будущей эксплуатации УДК проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования. Следовательно, строительство авианосцев откладывается еще как минимум на 18 лет — до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого, как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».
![Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2022/07/20/7de738a435fd453d8ecbfd7e1f70bd56.jpg)
Уверен, лейтенанты, которые будут служить на нем, в этом году пойдут пока только в первый класс общеобразовательной школы.