Дарящие свет надежды

Дарящие свет надежды

Маяки Гидрографической службы ВМФ: обеспечивая безопасность плавания
Александрийский (Фаросский) маяк.
© Соцсети
Маяки Гидрографической службы ВМФ: обеспечивая безопасность плавания
' + '' + ' ' + ''+ ' Александрийский (Фаросский) маяк.
21 июля 2022, 11:23
Реклама

Нынешним летом все причастные отметили две круглые даты. Первая — 25 лет назад, 8 июня 1997 года, в России впервые отметили День маячной службы. Вторая куда более впечатляющая: самой этой службе исполнилось 215 лет.

Не только ориентир

Может показаться, что маяки — это нечто устаревшее и отжившее свое. Дескать, зачем они нужны, когда есть различные навороченные системы GPS и аппаратура для автоматической навигации? Простейший ответ: если были бы не нужны, то их и не содержали бы — в наше время умеют считать деньги.

Для иллюстрации только одна впечатляющая цифра: в акватории Финского залива близ Кронштадта расположены почти 20 маяков. Кстати, и на гербе этого города изображен маяк. Символично и то, что в прошлом году в Кронштадте открылся новый морской музей — «Дом маяков». И не где-нибудь, а в центре города, в одном из исторических зданий. В нескольких залах музея точные копии маяков размером в человеческий рост, комната смотрителя и макет акватории Невской губы и части Финского залива со всем комплексом навигационного оборудования.

Дом маяков.
© Евгения Серко
Дом маяков.

«Маяки всегда, в том числе и в наш век новых технологий, вызывали и вызывают интерес у людей, — поделился глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга капитан 1 ранга в запасе Олег Довганюк. — Ведь кроме своего основного предназначения — служить ориентиром для кораблей, маяк для человека давно стал еще и символом чего-то светлого, символом надежды».

Примечательна история первого из построенных в Финском заливе в XVIII веке маяков, получившего название Толбухин в честь полковника Федора Толбухина, чей полк разбил в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу. Место для него у западной оконечности острова Котлин в 1718 году выбрал сам Петр I. Он же начертил и эскиз для начала строительства, приписав внизу листа: «Протчее дается на волю архитектору».

Возведенный в августе 1719 года в 2,8 мили от острова маяк Толбухин изначально был деревянным, но тем не менее простоял почти сто лет. Затем на искусственно созданном островке на прочном фундаменте построили каменную башню. Кстати, к последнему проекту этого маяка образца 1810 года приложил руку известный архитектор Андреян Захаров, который спроектировал здание Главного Адмиралтейства.

Маяк и его команда

Пользу от маяков люди заметили еще много веков назад. Считается, что самый древний из них — Александрийская (Фаросская) башня, построенная в 283 году до нашей эры в Египте.

В России появлению маяков способствовало зарождение и развитие регулярного флота. Для обеспечения безопасного плавания кораблей в устье Дона в 1702 году были построены три маяка. Три года спустя по указанию Петра I вдоль сложного фарватера Северной Двины установили лоц-бочки и в устье реки соорудили «огневые маяки», которые зажигали при подходе кораблей и судов.

Александрийский (Фаросский) маяк.
© Соцсети
Александрийский (Фаросский) маяк.

В XVIII веке строительство маяков продолжалось. К 1800 году имелось 13 постоянных маяков на Балтийском море и один — на Каспийском.

Официально соответствующая профильная служба создана в России гораздо позже появления первых маяков. 8 июня 1807 года император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». Этим документом введен единый штат: смотритель и 5–8 служителей от морского ведомства на каждом маяке.

Появилась и должность директора балтийских маяков (всего их в ту пору насчитывалось 19). Первым на нее назначили 42-летнего капитана 2 ранга Леонтия Спафарьева. На этой должности он прослужил более 30 лет. Именно благодаря Спафарьеву маячная служба в России была доведена до совершенства, и по праву считалась одной из лучших в мире.

Помимо того, что маяков становилось все больше, они развивались: вместо деревянных строились каменные, система освещения оснащалась масляными фонарями с рефлекторами. Спафарьев успешно руководил маячной службой до 72-летнего возраста — оставил службу в 1838 году.

Однако надо признать, что, несмотря на должное внимание морского ведомства этому направлению, маяков в России все равно не хватало. В 1868 году один маяк приходился на 115 верст побережья. К примеру, во Франции плотность этих технических сооружений была в 10 раз выше. Конечно же, в России сказывалась огромная протяженность побережья.

В 1869 году была утверждена «Инструкция смотрителю маяка». Она начиналась с требования к маячному смотрителю, который «обязан зажигать лампы каждый вечер при захождении солнца, наблюдать, чтоб они постоянно горели, чисто и ярко, до восхождения солнца». Несоблюдение строго наказывалось, а в случае ЧП в зоне ответственности, особенно при гибели людей, каралось тюремным заключением или каторгой.

Однако если в XIX веке маяк обслуживала целая команда, то в ХХ пошли по пути сокращения штата. Теперь смотритель маяка (в обиходе маячник), как правило, совмещал обязанности механика, светотехника и постового. То есть стал универсалом при все тех же высоких требованиях к нему.

В то же время технические новшества в оснащении маяков в России продолжали активно внедряться. Так в конце XIX века появились керосинокалильные горелки с более ровной и интенсивной яркостью света. Затем в начале 1910-х годов стали устанавливать светооптические ацетиленовые горелки.

Кстати, о значимости маяков говорит тот факт, что они в числе первых подвергались обстрелам как в годы Первой мировой войны, так и в Великую Отечественную. Например, на Черном море погиб весь штатный состав Заднего Инкерманского маяка вместе со старшинами и краснофлотцами находившегося там маневренного отряда по обеспечению навигации (всего 28 человек) — в убежище попала многотонная бомба.

«Русская кошка», Толбухин и другие

Подтвержденная в период военного лихолетья значимость маячной службы способствовала ее дальнейшему развитию. Так, за 35 лет — с 1950-го по 1985-й — количество маяков с постоянным персоналом увеличилось на 61%: с 211 до 340.

Сегодня на берегах морей, омывающих Российскую Федерацию, расположено около 350 маяков — почти каждый четвертый из ныне существующих в мире. Причем порядка 200 маяков и навигационных знаков можно отнести к объектам морского наследия — это историческая и культурная ценность. К примеру, маяк Толбухин внесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения и вместе с фортами Кронштадта находится под охраной ЮНЕСКО.

Подавляющее большинство маяков находится в ведении Минобороны РФ (если конкретнее, то Гидрографической службы ВМФ) — свыше 90%. Некоторые можно назвать знаковыми. К примеру, каждый Новый год в Военно-морском флоте России первыми встречает персонал маяка «Русская кошка» (6 человек) на Чукотке. Он расположен на косе, которая выдается в Берингово море более чем на 20 километров.

Маяк «Русская кошка» на Чукотке.
© mil.ru
Маяк «Русская кошка» на Чукотке.

Многолетней практикой проверены требования, которым должны отвечать маяки и их месторасположение. Помимо отличного друг от друга внешнего вида, у каждого должны быть свои характеристики светового и туманного сигналов — фазы горения и молчания. Так, у Южного Гогландского маяка в Финском заливе они — 1,5 и 4,5 секунды соответственно. Если же характеристики маяков схожи, то они должны располагаться как минимум на расстоянии 80 миль друг от друга.

И еще об актуальности и востребованности. Несмотря на все достижения науки и техники, маячная служба своей значимости не потеряла. Хотя бы потому, что система спутниковой навигации порой дает сбои, чреватые серьезными последствиями. Совсем недавно именно маяк спас судно в Финском заливе, которое электронный навигатор вел прямиком на камни. Такое случилось в мирное время, а в зоне вооруженного конфликта современные GPS-приемники будут тем более уязвимы. Поэтому дополнительная возможность для определения своего местоположения не помешает — это резерв повышения безопасности мореплавания.

К слову, маяки сами по себе по-прежнему популярны, что подтвердил проведенный в 2020–2021 годах Министерством обороны РФ совместно с Русским географическим обществом открытый всероссийский фотоконкурс «Маяки России». На него поступило более полутысячи работ, в том числе от более 50 юных фотолюбителей.

Как отметил в приветствии победителям конкурса главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов, это говорит о том, что интерес к отечественной истории, связанной с традициями гидрографии, океанографии, маячного дела находится на самой высокой планке.

Реклама
Реклама