Лучший ас флота

Лучший ас флота

Малоизвестные страницы биографии опального военного летчика Георгия Костылева
Г. Костылев на фоне его самолета.
© airaces.narod.ru
Малоизвестные страницы биографии опального военного летчика Георгия Костылева
' + '' + ' ' + ''+ ' Г. Костылев на фоне его самолета.
Реклама

В официальном перечне советских летчиков, сбивших во время Великой Отечественной наибольшее количество вражеских самолетов, нет Георгия Костылева. Хотя по мнению некоторых историков, этот ас должен занимать чуть ли не пятое почетное место в списке самых результативных истребителей после знаменитых Кожедуба, Покрышкина, Гулаева и Речкалова. Однако прихотливая военная судьба Георгия Дмитриевича помешала ему получить заслуженную славу и «созвездие» золотых медалей Героя Советского Союза на груди.

Георгий Костылев родился в Ораниенбауме (ныне — город Ломоносов) под Петербургом в апреле 1913 года. Окончив 9-й класс, пошел работать на завод и одновременно с этим учился в авиашколе Осоавиахима. Позднее поступил в летную школу имени Чкалова. Как один из лучших выпускников в 1934-м Костылев был зачислен в штат этого учебного заведения летчиком-инструктором.

Великолепное мастерство управления самолетом помогло Георгию через 5 лет совершить весьма нестандартный скачок в профессиональной карьере. Даже без прохождения курса военного училища 25-летний пилот получил звание лейтенанта и был зачислен на службу в один из истребительных полков военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. Ему довелось поучаствовать в советско-финской войне, за которую летчик был награжден орденом Красного Знамени.

Первый боевой вылет против летчиков люфтваффе Костылев, служивший тогда в 5-м истребительном авиаполку ВВС Балтфлота, совершил через неделю после начала Великой Отечественной, 29 июня 1941 года. А две недели спустя он одержал первую воздушную победу: на своем юрком «ишачке» И-16 «завалил» вражеский истребитель Ме-110.

Прошло еще 7 дней, и лейтенант Костылев отпраздновал уже первый «хет-трик»: в одном бою он сумел сбить сразу три вражеских самолета — два бомбардировщика и истребитель.

В общей сложности только за первый месяц боевых действий Георгий Дмитриевич записал на свой личный счет 7 воздушных побед.

Успешно складывалась его боевая биография и в дальнейшем. Вместе с другими летчиками 5-го истребительного авиаполка Костылеву довелось сражаться с гитлеровцами в небе, защищая от бомбежек линкоры и другие корабли Балтфлота. В этих воздушных схватках он одержал еще несколько побед.

Герой Советского Союза Георгий Костылев.
© wikipedia.org
Герой Советского Союза Георгий Костылев.

В начале 1942-го полк, в котором служил Костылев, удостоился почетного звания и стал 3-м Гвардейским истребительным авиаполком. Сам Георгий Дмитриевич, уже пересевший, как и другие летчики полка, со «старичка» И-16 на более современный ЛаГГ-3, получил повышение по службе и теперь командовал звеном.

К апрелю 1942 года он принял участие в 59 воздушных боях и довел число своих личных побед до 9, плюс к тому еще 34 вражеских самолета были сбиты в групповых боях, в которых он участвовал.

Это был настоящий виртуоз воздушных сражений. Порой он использовал совершенно нестандартные приемы, добиваясь победы над врагом. Вот лишь одна из костылевских импровизаций. Прикрывая свой аэродром, звено истребителей во главе с Костылевым вступило в бой с налетевшими «мессерами». Атаку удалось отбить, но при этом наши «ястребки» расстреляли весь боезапас. А на смену первой волне вражеских самолетов подоспела вторая. Тогда Георгий Дмитриевич развернул свой истребитель навстречу немцам и вместе со своими товарищами по звену имитировал их лобовую атаку. Нервы у пилотов люфтваффе оказались послабее, они отвернули в сторону и предпочли ретироваться.

С конца весны 1942-го полк, где служил Костылев, получивший к тому времени звание капитана, был направлен в район Ладожского озера. Задачей летчиков здесь было защищать от немецких воздушных налетов катера и баржи, перевозившие людей и грузы в осажденный Ленинград. А с началом зимы летчики из 3-го гвардейского истребительного авиаполка, которые летали теперь на английских «Харрикейнах», прикрывали с воздуха ледовую Дорогу жизни.

Во многом именно стараниями летчиков удалось предотвратить высадку немецкого десанта на островок Сухо, с которого гитлеровцы могли бы реально угрожать регулярному автомобильному движению по ледовой трассе. Эскадрилья истребителей под командованием Костылева прикрывала штурмовики, уничтожавшие вражеские десантные суда.

За подвиги в воздушных боях капитану Георгию Костылеву 23 октября 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Именно этот отважный советский ас стал прототипом главного персонажа известного романа Николая Чуковского «Балтийское небо» — летчика майора Лунина. Дело в том, что во время войны будущий писатель был соратником прославившегося аса. Вот что он вспоминал впоследствии:

«В 1942 году я служил с Георгием Дмитриевичем Костылевым в одной дивизии и много с ним общался. Это был человек бесстрашный, умный и виртуоз воздушного боя… Некоторые описанные мною в романе бои Лунина были в действительности боями не Лунина, а Костылева... Костылев был замечательный рассказчик, и я записывал его рассказы о боях, а потом использовал это в романе…».

Беда подкараулила выдающегося летчика вдали от фронтовых боев. А начиналось-то все, вроде бы, так счастливо для него. В феврале 1943-го командование авиационной части оформило представление к награждению Георгия Костылева второй Золотой звездой Героя Советского Союза и решило вдобавок поощрить одного из лучших своих истребителей, предоставив ему отпуск для встречи с родными. Георгий Дмитриевич поехал к матери, которая жила в то время в Ленинграде. Оказавшись в блокадном городе, Костылев увидел то, что не мог замечать, пролетая над ним — жители изнемогали от голода и холода, многие умирали, оставшиеся превратились в живые скелеты.

На отважного летчика такая картина людских страданий произвела сильное впечатление. А в один из дней случилась у него неожиданное «мероприятие»: аса-истребителя пригласил в гости майор — военный интендант. У него в квартире гость увидел богато сервированный стол с дефицитнейшими в окруженной кольцом блокады Северной столице угощениями и напитками. Вид этого изобилия, которое явно добыто хозяином нечестным путем, возмутил Костылева, выпитое спиртное лишь поспособствовало «отказу тормозов». В итоге между хозяином и гостем возникла перепалка, кончившаяся тем, что разгоряченный, пылающий гневом фронтовой летчик изрядно приложил зажравшуюся «тыловую крысу» и устроил разгром в набитой дорогой мебелью и утварью квартире.

Такой самосуд, учиненный над старшим офицером, не прошел даром. Уже возвратившегося из отпуска в часть капитана Костылева арестовали. Военный трибунал приговорил его к лишению звания, всех наград и отправке рядовым в штрафбат морской пехоты.

Так «сталинскому соколу» выпало воевать с гитлеровцами на одном из самых «горячих» участков фронта – на Ораниенбаумском плацдарме. Краснофлотцу Костылеву пришлось срочно освоить навыки наземного боя: стрелять из автомата, бросать гранаты, ползать по-пластунски, а еще владеть ножом в рукопашной схватке — ведь его зачислили в разведчики, так что теперь часто приходилось совершать рейды во вражеский тыл за «языками», а такие вылазки почти всегда сопровождались боевыми столкновениями с немецкими солдатами.

«Наземная война» Костылева продолжалась два месяца. Ему повезло уцелеть в случившихся за это время опасных переделках, а его прежнее авиационное командование добилось, в конце концов, чтобы великолепного летчика вернули для продолжения войны с врагом туда, где его навыки, его талант могли быть использованы максимально эффективно — в авиацию.

Возможность снова сражаться в воздухе с немцами Георгий Костылев получил в апреле 1943-го. Он был зачислен в 4-й гвардейский истребительный авиаполк. Вскоре штрафника официально назначили командиром звена, а еще через некоторое время он уже командовал эскадрильей. Это был редчайший случай: числившийся в звании рядового пилот руководил действиями летного подразделения, в котором воевали офицеры и сержанты! Ходила молва, что о таком удивительном «нарушении субординации» знал даже сам товарищ Сталин.

Впрочем, свое право вести товарищей в бой Костылев раз за разом доказывал на деле. Успехи возглавляемой им эскадрильи неоднократно упоминались в рапортах и военных сводках. В итоге уже в начале 1944 года с Георгия Дмитриевича сняли судимость, ему вернули звание капитана, Золотую звезду и ордена. Что же касается звания дважды Героя Советского Союза, то документы по этому представлению «положили под сукно»: бесследно вычеркнуть из биографии советского аса его проступок «наверху» не захотели.

Во второй период Великой Отечественной замечательный морской летчик, воевавший теперь на истребителе Ла-5, много раз участвовал в воздушных боях. Однако с его победами в них возникла путаница. Некоторые исследователи считают, что из-за штрафного статуса Костылева все сбитые им лично немецкие самолеты записывались на общий счет эскадрильи. А впоследствии с пополнением личного боевого счета возникло еще одно затруднение. Вскоре после реабилитации Георгий Дмитриевич получил повышение в звании — стал майором, а вслед за тем и новое назначение. Отныне он служил главным инспектором ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

Истребитель Ла-5Ф Г. Д. Костылева.
© airaces.narod.ru
Истребитель Ла-5Ф Г. Д. Костылева.

Такая штабная должность была категорически «противопоказана» Георгию Дмитриевичу: ведь ему как инспектору были запрещены боевые вылеты. Такие указания главкомат ВВС Красной армии разослал в те дни по частям. Они коснулись, например, на заключительном этапе войны авиационного комдива, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Ему тоже запрещали боевые вылеты.

Впрочем, удержать Костылева не могли никакие должностные регламенты и запреты. Посещая с проверками поднадзорные ему авиационные части Костылев не упускал возможности вылететь вместе с другими истребителями на очередное боевое задание. В таких «самоволках» майор-инспектор продолжал показывать высокий класс воздушного бойца: он сбил еще несколько немецких самолетов.

Однако эти победы нельзя было записать на личный счет пилота-«нелегала», так же, как и сами его боевые вылеты. Поэтому Георгий Дмитриевич попросту «дарил» сбитые им истребители и бомбардировщики врага тому авиаподразделению, с которым участвовал в бою.

В итоге официально зафиксированное число воздушных побед Костылева и реальное их количество отличаются во много раз. Согласно документам, он сбил 7–11 (в разных источниках упоминаются разные цифры) самолетов противника. В реальности же костылевский счет приближается, вероятно, к шести десяткам. По мнению исследователей, которые провели наиболее скрупулезные подсчеты, этот советский ас уничтожил минимум 54 крылатые машины врага, что ставит его на пятое место в списке самых успешных летчиков Великой Отечественной. О весьма внушительных показателях одержанных побед упоминается и в заметках, посвященных Костылеву, которые напечатаны во флотских многотиражках.

Сам Георгий Дмитриевич на вопросы о количестве сбитых им в воздухе вражеских машин не давал точного ответа. Он упоминал то же число — 54 самолета, говорил, что помнит обстоятельства, при которых сбил всех этих фашистов, а еще несколько случаев запечатлелись в памяти не так четко.

Можно ли предположить, что Костылев составил реальную конкуренцию Ивану Кожедубу, признанному рекордсменом по числу одержанных побед (64 сбитых самолета)? По словам знавших его людей, Георгий Дмитриевич никогда не пытался доказывать свое абсолютное первенство. Но вот против того, чтобы его называли самым результативным асом советского Военно-морского флота, возражений не было.

После Победы военная карьера Костылева не сложилась. В течение нескольких лет он продолжал служить в ВВС Балтфлота, но даже очередного звания не получил, так что в 1953-м уволился в запас майором.

Жизнь на «гражданке» у героя войны, судя по всему, тоже складывалась не самым гладким образом. Ему пришлось изрядно поколесить по огромной стране: работал мастером-ремонтником в сибирской глухомани — в тресте «Лензолото»; трудился на железной дороге в Прибалтике; потом, вернувшись в родной Ораниенбаум, стал строителем-каменщиком…

Могила Костылева на кладбище защитников Шлиссельбургского плацдарма.
© warheroes.ru
Могила Костылева на кладбище защитников Шлиссельбургского плацдарма.

Умер Георгий Костылев рано — в 47 лет и, согласно его желанию, был похоронен на кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма.

«Отважный балтийский летчик-истребитель гвардии капитан тов. Костылев… в ожесточенных воздушных схватках один сбил 29 вражеских самолетов и 2 в паре с товарищами». (Газета «Красный Балтийский флот» 10 октября 1942 года.)

«Летчик-истребитель Герой Советского Союза гвардии капитан Георгий Дмитриевич Костылев, сбивший 43 самолета противника». (Газета «Красный флот» 14 ноября 1944 года.)

В 1944 году истребитель Ла-5Ф, на котором воевал Г.Д.Костылев, экспонировался на выставке вооружений, устроенной в освобожденном от блокады Ленинграде. Этот боевой самолет с номером «15» на фюзеляже имел очень характерный внешний вид. На капоте двигателя была нарисована огромная разинутая пасть с клыками страшного зверя, а на борту позади кабины пилота красовались четыре шеренги звездочек, каждая из которых обозначала воздушную победу над врагом из люфтваффе.

Реклама
Реклама