По указу Петра Великого

По указу Петра Великого

Краснознаменной Каспийской флотилии — 300 лет
Моряки Каспийской флотилии в годы ВОВ.
© eurasian-defence.ru
Краснознаменной Каспийской флотилии — 300 лет
' + '' + ' ' + ''+ ' Моряки Каспийской флотилии в годы ВОВ.
02 декабря 2022, 12:53
Реклама

300 лет назад, 15 ноября (по новому стилю) 1722 года императором Петром Великим была создана Каспийская флотилия. «Армейский стандарт» напомнит о ее истории и славном боевом пути.

На ладьях и стругах

Каспийское море, собственно говоря — не море, а огромное, самое большое на Земле по площади, озеро. Войти в него водным путем на каких-либо судах возможно только из впадающих в Каспий рек, крупнейшей из которых является Волга. Именно по ее течению добирались до изолированного от других морей и океанов водоема наши предки. И были это не только купцы.

Ни одно из государств, владения которых примыкали к берегу Каспийского моря, не имело в конце первого тысячелетия нашей эры сильного военного флота. Такое обстоятельство побудило русов к набегам на богатые прикаспийские земли и города. Целями этих военных походов были не завоевания, а месть за притеснение русских купцов и, в гораздо большей степени — пиратство.

Ладьи русов.
© frigato.ru
Ладьи русов.

Восточные летописцы сообщают о целом ряде нападений русских дружин на побережье и прилегающие к нему области, начиная со второй половины IX столетия до середины XI века. Успех этих военных предприятий бывал различным, но для нас сегодня важен сам факт присутствия русов на Каспии еще со времен раннего Средневековья.

В период позднего Средневековья пиратские традиции предков продолжили донские, терские и яицкие казаки. Походы «за зипунами» (за добычей) были неотъемлемой частью их буйной жизни. Разбойничьи ватаги не покидали порой морских просторов в течение года, а то и двух!

Апогеем истории казачьих походов на Каспий является грандиозная победа Степана Разина над флотом персидского шаха в 1669 году. Имея в подчинении всего 1200 казаков, на пятнадцати стругах и восьми челнах атаман разбойников нанес сокрушительное поражение армаде из 50 парусников. Общая численность их команд вместе с солдатами составляла 3700 человек. Разгромленному персидскому предводителю Мамед-хану удалось сбежать с тремя оставшимися у него кораблями.

Неудачная попытка

С именем Степана Разина связана и неудачная попытка Русского государства создать на Каспии регулярные военно-морские силы. Именно восстание под его предводительством помешало этому. История была довольно простая, но любопытная и поучительная…

С целью обеспечения безопасности очень выгодного России транзита шелка из Персии в Европу, царь Алексей Михайлович повелел завести в Астрахани эскадру военных кораблей европейского типа. Они должны были составить ядро Каспийской флотилии.

В Россию пригласили нескольких голландских «корабельных дел мастеров», которые под общим руководством уже имевшего опыт в кораблестроении боярина Афанасия Ордина-Нащокина организовали на Оке в селе Дединово верфь. Там был спущен на воду фрегат (по другой версии — пинас) «Орел». Длина его составляла 24,5 метра, ширина — 6,4 метра, осадка с грузом — 1,7 метра. Кроме «Орла» были построены яхта, бот и два шлюпа.

«Стенька Разин» (картина В.И. Сурикова).
© wikipedia.org
«Стенька Разин» (картина В.И. Сурикова).

Небольшая эскадра под командованием голландского капитана Давида Бутлера в 1669 году благополучно прибыла по Оке и Волге в Астрахань. А там уже вовсю полыхало восстание! Иноземные матросы и офицеры испугались за свои жизни и разбежались кто куда. Брошенные ими корабли остались медленно гнить возле причалов в волжской протоке Кутума.

«Злому разбойнику Стеньке Разину» до сих пор несправедливо приписывают варварски-бессмысленное сожжение «Орла». Есть, однако, неопровержимое свидетельство того, что суровый атаман этого не делал. В 1679 году (через 10 лет после взятия Астрахани Разиным) Астраханский деловой двор письменно сообщал, что «карабль ветхой, дно и бока сгнило, в ход не годитца, починить не мочно».

Степан Разин, несомненно, помешал созданию флотилии, но вина его скорее косвенная, нежели прямая, а главной причиной бесславной гибели кораблей стала ненадежность иностранных наемников, принятых на русскую службу.

Волею Петра

История Каспийской флотилии, как и всего регулярного российского военно-морского флота неразрывно связаны с именем Петра Великого. Еще только начиналась Северная война со Швецией, а он уже повелел основать в Казани адмиралтейство (1704), главной задачей которого стало строительство судов для Каспийского моря.

После победы в Северной войне император начал Персидский поход (1722–1723). В июле 1722 года он вышел в Каспий во главе флотилии из 274 речных лодок и транспортных судов с десантом в 22 тысячи солдат и офицеров на борту. Формальным командующим Петр назначил Федора Апраксина, в то время уже носившего высшее флотское звание генерал-адмирал.

 

Пётр I в Дербенте (картина Г. Камбулатова).
© Соцсети
Пётр I в Дербенте (картина Г. Камбулатова).

В начале сентября высадившаяся на берег пехота вместе со всадниками, прибывшими по суше в числе 9 тысяч человек, овладела крепостью Дербент. Суда морем доставили туда артиллерию и припасы. Этот этап похода показал насущную необходимость иметь на Каспии боевые корабли.

15 ноября 1722 года Петр Великий подписал Указ о постройке в Астрахани военного порта и создании Каспийской флотилии. Именно эту дату принято считать Днем ее рождения. А боевое крещение она получила летом 1723 года, когда вместе с сухопутной армией приняла участие в трехдневной бомбардировке Баку, принудившей город к сдаче.

Боевой путь флотилии

Так как в Каспийском море серьезных соперников Россия не имела, то почти все боевые действия флотилии сводились к поддержке ею с моря сухопутных войск. Но на этом поприще она проявила себя отлично. В Русско-персидских войнах 1804–1813 и 1826–1828 годов она оказала армии большую помощь.

При активном участии кораблей Каспийской флотилии в 1813 году была взята Ленкорань. В 1826 году флотилия отогнала подошедший к Баку персидский флот. А когда русские войска в 1827 году перешли в наступление, она взяла на себя функцию подвоза по морю и рекам подкреплений и припасов для действующей армии.

С 1867 года главная база Каспийской флотилии была передислоцирована из Астрахани в Баку. Так как во второй половине XIX в. все побережье моря, кроме южного его берега, стало российским, то флотилия выполняла задачи охраны нефтяных и рыбных промыслов, а также морских торговых путей.

Рутинную мирную жизнь на Каспии прервала разразившаяся вскоре после Октябрьской революции 1917 года братоубийственная Гражданская война. Флотилия оказалась в руках белых, а красные в противовес ей сформировали Волжско-Каспийскую флотилию. Впрочем, серьезных артиллерийских боев между ними на море не было.

Моряки Каспийской флотилии в годы ВОВ.
© eurasian-defence.ru
Моряки Каспийской флотилии в годы ВОВ.

Первая половина Великой Отечественной войны совершенно неожиданно стала для Каспийской флотилии очень напряженным периодом. В августе 1941 года она обеспечила доставку и высадку в иранских портах сил 44-й армии и осуществляла поддержку наступающих вдоль берега моря частей.

Во время битвы за Кавказ (1942–1943) корабли флотилии подвергались атакам вражеских бомбардировщиков, выполняли задачи по тралению мин на подходах к Астрахани, по переброске морем на западное побережье Каспия соединений, сыгравших важную роль в наступлении Северной группы войск Закавказского фронта и по обеспечению безопасной транспортировки нефти.

За большие заслуги в победе над нацистской Германией 27 августа 1945 года флотилия была награждена орденом Красного Знамени. С этого дня ее стали официально именовать Краснознаменной Каспийской флотилией.

Морской ракетодром

После распада СССР главной базой флотилии вновь стала Астрахань, а с 2020 года — дагестанский город Каспийск. Так как Каспийское море из практически внутреннего превратилось в водоем, выход к которому имеют 5 государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран), то перед флотилией возникли новые задачи. Хотя все страны Каспийского бассейна относятся к числу союзных или дружественных, сложившиеся реалии требуют новых подходов.

Для обеспечения национально-государственных интересов Российской Федерации Краснознаменная Каспийская флотилия в последние годы пополнилась новейшими боевыми кораблями и катерами. Ее флагманом является сторожевой корабль (по классификации НАТО — фрегат) «Дагестан». Второй такой корабль, входящий в состав флотилии, носит имя «Татарстан». В строю находятся также 7 малых ракетных кораблей, 10 боевых катеров, 8 десантных катеров и 7 тральщиков.

Запуск крылатых ракет «Калибр» кораблями Каспийской флотилии.
© wikipedia.org
Запуск крылатых ракет «Калибр» кораблями Каспийской флотилии.

В ходе войны с террористами в Сирии и специальной военной операции на Украине флотилия продемонстрировала всему миру свою мощь и высокую степень боевой готовности. Ударами крылатых ракет «Калибр», запущенных с ее кораблей, поражались цели на расстоянии многих сотен километров.

Сегодня Краснознаменная Каспийская флотилия — важная составная часть Военно-морского флота и всех Вооруженных сил России. Она надежно защищает южные рубежи Отечества. «Армейский стандарт» поздравляет военных моряков-каспийцев со славным 300-летним юбилеем!

Реклама
Реклама