«Дальний выстрел» США

«Дальний выстрел» США

DARPA реализует инновационную беспилотную программу LongShot
Видение перспективной системы LongShot от компании Northrop Grumman
© Northrop Grumman
DARPA реализует инновационную беспилотную программу LongShot
' + '' + ' ' + ''+ ' Видение перспективной системы LongShot от компании Northrop Grumman
21 апреля 2021, 09:29
Реклама

Управление перспективных оборонных исследований и разработок США DARPA начало работы по программе LongShot («Дальний выстрел»). Речь о разработке ударного беспилотного летательного аппарата воздушного старта, который, в свою очередь, будет носителем ракетного вооружения. В проекте, как сообщалось, будут использованы наработки, полученные в ходе программы FMR (Flying Missile Rail). В качестве исполнителей привлечены компании General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman.

Полная стоимость программы пока не разглашается. Зарубежные СМИ отмечают, что планы ее запуска появились, по крайней мере, в прошлом году, что было отражено в соответствующем бюджетном запросе Пентагона на 2021 финансовый год. Начальный этап работы, включая создание аппарата-демонстратора, потребует $22 млн. На более поздних этапах планируется построить полномасштабный летный образец беспилотника и провести его испытания с демонстрацией возможностей.

Концепция

Предполагается, что создаваемый в рамках программы LongShot беспилотный аппарат будет стартовать с внешних подвесок пилотируемых истребителей и бомбардировщиков. После этого он будет способен самостоятельно выходить в заданный район, обнаруживать определенные, в соответствии с заданными критериями, объекты противника и поражать их собственным вооружением. Пока речь ведется о целях воздушных, но весьма вероятно, что система будет работать и по целям на земле.

Предложенный подход, за счет добавления промежуточного звена в виде беспилотника, во-первых, должен позволить увеличить боевой радиус используемого авиационного комплекса в целом. Отсюда и наименование — LongShot. Во-вторых, проект призван вывести из-под удара пилотируемые аппараты и летчиков, снизить риски их поражения от средств ПВО противника. Наконец, он, как представляется, должен повысить результативность поражения обнаруженных целей.

Данный подход может стать альтернативой оснащению самолетов ракетами с увеличенной дальностью действия. Действительно, в США создается ракета большой дальности — AIM-260 Joint Advanced Tactical Missile (JATM). Однако по сравнению с ней, подход, декларируемый в рамках программы LongShot, может иметь некоторые преимущества.

Концепт Flying Missile Rail.
© DARPA
Концепт Flying Missile Rail.

В числе таких преимуществ — потенциально большая эффективность в силу возможности одновременной атаки цели несколькими ракетами, с меньших дистанций и с различных ракурсов. Это уменьшает возможности противника по реакции на угрозу.

Кроме того, беспилотник в отличие от ракеты, потенциально способен барражировать в заданном районе, в течение некоторого периода времени, ожидая выявления целей.

Таким образом, создаваемый в рамках программы LongShot аппарат видится идеологически близким к реализуемой в некоторых странах концепции беспилотных ведомых. Отличие в том, что он будет существенно меньше и легче большинства из них: для его взлета не потребуются аэродромы, поскольку сам аппарат запускается с авиационного носителя. С одной стороны, это уменьшит его ударные возможности, с другой — повысит оперативность действий и гибкость применения в связке «пилотируемый-беспилотный».

Беспилотный аппарат

Для иллюстрации программы LongShot агентство DARPA опубликовало только рисунок с неким предварительным видением данной концепции художником. Маловероятно, что итоговый вариант беспилотного аппарата будет иметь точно такой же внешний вид, но тем не менее рисунок представляет определенный интерес. На нем изображен аппарат схемы «бесхвостка» со складываемым стреловидным крылом, консоли которого раскрываются в полетное положение после старта с пилотируемого самолета-носителя.

В качестве силовой установки, судя по иллюстрации, используется турбореактивный двигатель. Однако нет оснований считать, что это решение окончательно. Не исключено, что может быть использован поршневой двигатель. Он не обеспечит большую скорость, но существенно повысит продолжительность барражирования беспилотника.

В конструкции, судя по всему, предполагается использовать технологии и материалы, снижающие заметность для средств обнаружения противника. Кроме того, система должна быть максимально «бесшумной» в электромагнитном спектре. Для связи с аппаратом, вероятно, могут быть использованы труднообнаруживаемые каналы передачи данных с низкой вероятностью перехвата. Неясно, будут ли аппараты в программе LongShot одноразовыми, вроде барражирующих боеприпасов, или планируется некая система их посадки/подбора для последующего повторного применения.

Не известно также, будет ли новый аппарат нести какую-либо полезную нагрузку в виде систем наблюдения. Вероятнее всего, если она и будет, то достаточно простая и недорогостоящая. Основную информацию по целеуказанию аппарат будет получать от внешних источников, являясь составной частью сетевой информационно-управляющей системы.

Кроме того, целеуказание, получаемое от внешних источников, позволит не демаскировать сам беспилотник. Боевая нагрузка беспилотника будет представлена ракетами, размещаемыми во внутрифюзеляжных отсеках, створки которых, по-видимому, будут просто отделяться при их пуске.

В качестве вооружения дрон может оснащаться различными малоразмерными ракетами. Предположительно, Peregrine, представленной в 2019 году компанией Raytheon.

Ракета Peregrine.
© technopat.net
Ракета Peregrine.

Также, с учетом возможных сроков реализации проекта LongShot, не исключено и применение некоторых перспективных образцов вооружения, которое находится на различных этапах создания, например, в рамках реализуемой программы SACM (Small Advanced Capability Missile).

Зарубежные эксперты указывают на внешнюю схожесть изображенной на иллюстрации DARPA ракеты с ракетой Cuda, разрабатывавшейся еще с начала 2010-х компанией Lockheed Martin.

Перспективы

В DARPA полагают, что программа LongShot в случае ее успешной реализации, радикально изменит парадигму боевых действий в воздухе, предлагая принципиально иной подход. Добавление дополнительного промежуточного звена в систему «самолет — вооружение» ломает привычные шаблоны, но, несмотря на необычность, такая «матрешечность» способна обеспечить большую гибкость и вариативность для системы в целом.

Предполагаемый внешний вид ракеты Cuda.
© uasvision.com
Предполагаемый внешний вид ракеты Cuda.

Сроки реализации программы пока не известны, однако она не обещает стать «долгостроем». Во-первых, технологически данная система реализуема с использованием существующего научно-технического задела: компании, приглашенные DARPA к участию в проекте, имеют немалый опыт в создании современных систем с беспилотными летательными аппаратами. Во-вторых, ставится цель — добиться того, чтобы и в виде серийных изделий LongShot были достаточно «бюджетными». Фактор стоимости изделий и их интеграции с существующими и перспективными видами вооружения и военной техники будет весьма важен для будущего внедрения системы в войсках.

Можно предположить, что LongShot потенциально сможет применяться, в том числе с самолетов, не относящихся к новейшим образцам, обеспечив существующему авиапарку расширение потенциала, дальнейший рост которого за счет традиционных модификаций был во многом исчерпан. К примеру, на не отличающихся малой заметностью боевых самолетах 4-го поколения, таких как F-15, F-16 и F-18, применение системы LongShot, как ожидается, позволит повысить их функционал, дав необходимые преимущества перед авиацией и средствами ПВО технологически развитых стран.

Можно допустить применение беспилотников LongShot и с использованием бомбардировочной авиации. При этом каждый самолет сможет нести существенное количество подобных дронов, что также существенно повлияет на изменение тактики их применения. Комбинация же с традиционным ракетно-бомбовым вооружением для них откроет множество новых сценариев применения. Не менее интересно может выглядеть и использование в качестве «доставщиков» беспилотников транспортных самолетов.

Наконец, не исключено, что носителями беспилотников LongShot станут не пилотируемые, а беспилотные летательные аппараты, несмотря на то, что такой вариант пока не был озвучен. Несмотря на то, что такая схема выглядит еще более иерархически сложной, при распределенной сетевой организации взаимодействия возможные проблемы могут быть минимизированы.

Вообще, исповедуемый в рамках программы LongShot подход носит асимметричный характер, направленный на достижение преимуществ без необходимости колоссальных затрат.

Реклама
Реклама