Южный Урал - родина боевых колесниц

Южный Урал - родина боевых колесниц

Первый боевой конный транспорт изобретен на территории современной России
Рим.
© wikipedia.org
Первый боевой конный транспорт изобретен на территории современной России
' + '' + ' ' + ''+ ' Рим.
29 октября 2021, 10:42
Реклама

«Медью блестящей одеться и коней запрячь в колесницы...» Кто в детстве не зачитывался удивительными творениями Гомера о подвигах древних греков во времена Троянской войны! По преданиям, она была за 1200 лет до нашей эры. То есть уже более трех тысяч лет назад в Древней Греции у воинов были не только мечи и щиты, но и колесницы. А где же впервые додумались запрячь коня в легкую колесницу, с которой можно разить врага на поле брани? В Древнем Египте, Месопотамии? Оказывается, нет. Родиной боевых колесниц, считает археолог Иван Семьян, является Южный Урал. Его исследование, в котором он доказывает это, удостоено престижной премии. Она вручена историку во время «Огарковских чтений», проведенных Центром анализа стратегий технологий (ЦАСТ). Археолог рассказал «Армейскому стандарту» об открытии.

— Расскажите о своем исследовании.

— Мы провели серию экспериментов, которая убедительно доказала: найденные во время раскопок на Южном Урале в 1972 году детали конной упряжи имели военное назначение. Для каких-то транспортных целей эта упряжь была совершенно неудобна и даже нецелесообразна. Изученные нами псалии использовались в первую очередь для совершения резких и точных маневров на очень большой скорости, поэтому они были практически идеальны для сражений.

Египет.
© Кадр из видео
Египет.

Создание колесницы было спровоцировано необходимостью в новом военно-техническом средстве, которое смогло бы дать значительное преимущество в бою. Это целый комплекс вооружений: это сама колесница, натренированные лошади, упряжь, вооружение воина, включающее усиленный лук, копья, боевые топоры и многое другое.

Колесница появилась для того, чтобы лошади могли в бою везти воинов с оружием и их боезапас: дротики, копья, стрелы. Из-за легкого веса животное практически не чувствует тяжесть людей на колеснице, чего нельзя сказать о лошадях, которые везут на себе тяжеловооруженных всадников.

Естественно, мы понимаем, что когда-нибудь другим археологам удастся найти более древние фрагменты уже в другом месте. Но на данный момент это древнейшее транспортное средство, обнаруженное учеными.

Греция.
© canaltrece.com
Греция.

— Научные выводы подкреплены натурными экспериментами?

— Проведен эксперимент, чтобы выяснить степень управляемости колесницы в степном ландшафте. Для этого пришлось реконструировать колесницу и воспитать колесничных лошадей. Сначала я тренировался на них ездить и совершать маневры в простом загоне. Потом начал перемещаться на реконструированной колеснице по пересеченной местности в лесу, обходя многочисленные препятствия.

В финальном испытании мы разогнали колесницу галопом по степи. Выяснилось, что она себя прекрасно проявляет в этих условиях! В итоге все аргументы ученых, которые отрицали военное назначение первых колесниц, были разбиты. Никому до нас не удалось ни построить подобную колесницу из оригинальных материалов, ни испытать ее в степи.

Урал.
© wikipedia.org
Урал.

— Какие ощущения во время поездки на реконструированной колеснице?

— Это был очень интересный опыт! Я испытал много удивительных ощущений. Неожиданности встречались практически повсюду. Мы больше всего переживали, смогут ли выдержать вес человека колеса, созданные по древним технологиям. Если более поздние имели в своем составе детали из металла, которые держали конструкцию колеса, то для эксперимента мы соорудили их из оригинальных материалов: дерева, сыромяти, сухожилий животных, костного клея...

Мы боялись, что от удара или из-за вибрации при быстрой езде колеса могут сломаться в самый неподходящий момент. Если честно, на всякий случай у нас было заготовлено несколько пар колес. Но что по-настоящему поразительно, так это то, что они не сломались ни разу!

Впечатлила сама езда на колеснице. Оказалось, что она похожа на поездку в автомобиле. Когда едешь на небольшой скорости, ты чувствуешь все неровности на дороге, а на большой ничего подобного не ощущаешь. Это меня сильно удивило. Казалось бы, на колеснице нет никаких амортизаторов. А когда я впервые разогнался галопом, мне показалось, что я как будто бы парю над землей...

И еще я замечу то, насколько построенная нами колесница была легкой. Колесницы в Древнем Риме и Древней Греции были очень тяжелыми, а вот, например, египетские весили максимум 35 килограммов. В ней весь вес расположен на оси, то есть прилагать усилия нужно только в момент разгона, а после на ней могут спокойно стоять двое взрослых мужчин в броне и с оружием.

Синташтинская колесница (худ. реконструкция).
© wikipedia.org
Синташтинская колесница (худ. реконструкция).

— Как с появлением колесниц изменилась тактика сражений во II тысячелетии до нашей эры?

— Колесница стала прообразом элитного способа ведения боя. В некотором плане ее появление и распространение схожи с историей средневекового рыцарства. Похожи даже процессы возникновения условий для их появления. В Европе во время великого переселения народов (III–VII вв.) гунны при вторжении принесли с собой стремена и тяжелое вооружение всадников, которые европейцы вскоре взяли себе на вооружение. На Южном Урале новое военно-техническое средство было создано с целью подчинить местных аборигенов. Колесничий был быстрее и лучше вооружен, чем любой пеший воин. Тот его мог и застрелить из лука, и задавить, и ударить копьем — происходило тотальное доминирование над незащищенным противником.

Колесница быстро становится предметом статуса. В более бедных северных государствах этот транспорт не могли себе позволить даже знатные воины. Так что, как правило, на них ездили только цари. А вот в богатых странах Ближнего Востока появлялись целые колесничные армии. Эти были элитные гвардейские части, которые пользовались значительными привилегиями: они имели собственные снабжение, доспехи, оружие, системы подготовки. Крупные колесничные отряды с десятком колесниц уже были грозной силой.

Испытания реконструированной колесницы.
© wikipedia.org
Испытания реконструированной колесницы.

— Какие цели такие отряды могли выполнять во время боя?

— В начале своего существования колесницы использовали, чтобы давить пехоту. Эффективного строя раньше не существовало: воины стояли либо разрозненно, либо просто сбивались в толпу. И давить такую пехоту на колеснице было не просто легко, а очень легко. Представьте, сила двух лошадей, каждая из которых весит по 400 килограммов, а теперь добавьте вес самой колесницы и нескольких воинов.

Для сокрушения живой силы противника использовали не только таран — на мобильной платформе можно было постоянно перемещаться, стрелять из лука и дротиков, а в крайнем случае воин всегда мог взять копье, спешиться и помочь своим товарищам в бою.

Но так не могло продолжаться всегда. Прогресс всегда идет вперед. В XIII–XII веках до нашей эры в Греции уже начали появляться пехотные построения, следовательно, поменялась и тактика. Колесницы стали меньше таранить. Вместо этого проезжали вдоль рядов противника и осыпали его стрелами. Проводились тактические маневры: колесница могла ударить с фланга или проникнуть в тыл.

В дальнейшем с них начинают все чаще спешиваться, и в этом проявилась еще одна аналогия с рыцарями. Помните, с появлением в средневековой Европе организованной пехоты рыцари больше не могли пробивать строй противника, что сильно уменьшило их значимость. И в итоге более мобильные и гораздо более дешевые всадники начали постепенно вытеснять колесницы.

Реклама
Реклама