Ощущение сопричастности

Ощущение сопричастности

Руководитель Центра патриотической песни рассказала о патриотизме, встречах со слушателями и своем творчестве
© Фото из личного архива
Руководитель Центра патриотической песни рассказала о патриотизме, встречах со слушателями и своем творчестве
13 октября 2021, 12:52
Реклама

Песня, как говорят, лечит душу, а еще придает сил, вселяет веру, помогает жить и двигаться вперед. И учит любить. Любить близких и Отчизну. О любви к Родине и своем творчестве корреспонденту «Армейского стандарта» рассказала солистка группы «Архипелаг», руководитель Центра патриотической песни Юлия АНДРЕЕВА. Она десятки раз выступала перед воинскими коллективами в разных регионах страны и за ее пределами, бывала в горячих точках, в том числе в Сирии.

На генетическом уровне

Мое знакомство с этой замечательной, талантливой исполнительницей состоялось во время поездки на Донбасс. Более символичное место, пожалуй, сложно было бы придумать. В сентябре Юлия выступала с концертной программой на Саур-Могиле. Торжественное мероприятие, собравшее несколько тысяч человек, было приурочено к 78-й годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

Признаться, ранее я не была знакома с творчеством группы «Архипелаг», но хватило одной песни, чтобы в душе пошел надрыв. Я вслушивалась в каждое слово, и это были именно те слова, которые хотелось слышать. И не только мне одной.

Я всматривалась в лица людей, стоявших перед сценой, в их глаза, и понимала, что мы все испытываем сейчас одно чувство — чувство любви к большой Родине и чувство гордости за свою страну — Россию.

Взять у Юли интервью там, на Донбассе, не получилось. Наша встреча состоялась уже в столице спустя несколько недель после памятной поездки.

— Как давно занимаетесь творчеством?

— В три года я определилась с профессией, — смеется она. — Это именно тот случай, когда на протяжении всей жизни человеку не хочется менять свое решение. Примерно в десять лет я поняла, что не хочу просто петь. Я хотела стать профессиональным музыкантом. И всю дальнейшую учебу выстраивала так, чтобы потом поступить в музыкальное училище и в музыкальную академию. Для меня было очень важно, чтобы у меня была возможность сочинять музыку.

— Откуда такое желание? Родители — музыканты?

— Профессиональных музыкантов в нашей семье не было, но мама и бабушка, да и старшая сестра любили петь, и пели хорошо. Так что, можно сказать, любовь к музыке у меня на генетическом уровне.

© Фото из личного архива

— Почему именно жанр патриотической песни?

— Патриотические песни в моем репертуаре были не всегда. Я руководила инструментальным ансамблем, и у нас были произведения различных жанров. Песни я писала сама — и слова, и музыку. Но, как ни странно, первое произведение, с которым я серьезно вышла выступать, еще учась в колледже, как раз была песня на военную тему. За два дня до концерта нам сказали: «Ребята, вам задание — надо сделать плакат и написать песню на тему «Ты же выжил, солдат».

Помню, мы так вдохновились с однокурсником, написали и слова, и музыку, и «сорвали» зал. Потом, конечно, я ушла от военной тематики. Был шансон, была эстрадная песня. Так как второе образование у меня лингвист-переводчик, я много работала с иностранной эстрадой. В моем репертуаре присутствовал даже французский шансон, кантри-музыка.

В те годы мы часто путешествовали по Европе. Много где выступали — и во Франции, и в Австрии, в Голландии. Это все было до 2014 года. В силу юного возраста мы не замечали каких-то подводных политических недоброжелателей, внешне взаимоотношения между странами сохранялись дружественные, и ни у кого не вызывало отторжения исполнение песен на других языках или участие в каких-либо международных мероприятиях.

Для артиста это на самом деле необходимо, нельзя ограничиваться, условно говоря, одним залом, одной аудиторией. А начиная с 2014 года, это даже странно немного, но внутренне больше не возникало желания даже куда-то поехать за границу.

Петь что-то другое уже не смогу

— Говоря про 2014 год, вы имеете в виду события на Донбассе?

— Сначала Крым, потом Донбасс. Я поняла, что мое творчество в первую очередь нужно моей Родине, ее людям. И мы стали работать на патриотическом поприще. Мы не планировали ничего заранее, песни сами такие рождались. Душа резонировала с этими темами, и в моем репертуаре стало появляться все больше таких песен, как «Русский лес», «Если люди не любят друг друга», «Дорога»...

В рок я, кстати, тоже пришла примерно в то же время. В какой-то момент я поняла, что во всех предыдущих жанрах мне стало тесновато. Хотелось больше свободы и самореализации. Сложно загадывать, что будет в будущем, но, думаю, после таких глубокосмысловых песен петь что-то другое я уже не смогу.

— Ваши ощущения и чувства публики, когда вы выступаете под мирным небом и где-то в зоне боевых конфликтов, — это совершенно разные истории?

— Совершенно разные. В марте 2014 года мы были в Крыму, перед самым референдумом, с людьми, которые в тот момент выходили защищать свою Родину, свою землю, свои корни, своих предков. У меня была песня «Если люди не любят друг друга, очень просто стрелять по своим...». А еще песня «Победа», где говорится о том, что немало лет прошло, как кончилась война, но она живет в нашей памяти, и что Россия, Родина наша, должна знать, что если что-то случится, мы здесь. У нас один Бог и одна Россия, мы сплотимся и опять будем до последнего стоять за тебя. И последние строки там были такие: «С таким народом ты непобедима».

Так вот, когда я пела эту песню в Севастополе, люди плакали. Это была сумасшедшая отдача. А я стояла на сцене и тоже вместе с ними плакала.

И сейчас, когда мы выступаем для ребят, которые стоят на защите границ нашей Родины или где-то в горячих точках, внутри просыпается настоящее пламя. Мы понимаем, что от этих людей зависит будущее наших детей. И это не громкие фразы, как, возможно, кто-то может сказать. Именно от того, что мы стали стесняться говорить такие слова, мы забыли, что такое Родина и преданность.

© Фото из личного архива

Не все люди, которые живут обычной повседневной жизнью, понимают весь ужас происходящего вокруг. Мир стал такой зыбкий, чудовищно зыбкий, что действительно страшно за будущее наших детей.

Взять ситуацию на Донбассе. Обычный солнечный день, дети идут в школу. И вдруг обстрел, осколки... Кто бы мог подумать, что люди в XXI веке не сумеют договориться и начнут убивать детей и стариков. Мой разум просто отказывался это понимать.

— Вы руководитель Центра патриотической песни. Для чего он создан?

— Это началось в 2014 году, как раз на фоне тех событий. Начиналось с наших выступлений — Юлия Андреева и группа «Архипелаг». Потом к нам примкнули другие музыканты, которые тоже были готовы ездить с концертами в горячие точки.

Это была редкость на самом деле, потому что большинство артистов и музыкантов тогда выдерживали паузу, дабы понять, кто там победит — Россия или Европа и США со своими санкциями. И очень многие, скажем так, «стояли в стороне».

Поэтому мы были очень благодарны тем ребятам, которые проявляли свою гражданскую позицию, которые были смелы, честны и присоединялись к нашим концертам в Крыму, на Донбассе, в других местах. Через некоторое время решено было структурироваться, что мы и сделали, создав Центр патриотической песни. Учредителем является фонд «Достояние России», которым руководит очень достойный, на мой взгляд, человек, неравнодушный к судьбе нашей Родины, Андрей Юрьевич Бельянинов.

— В каких горячих точках вы еще побывали?

— Мы выступали в Сирии. Но я не считаю нужным этим бравировать на каждом шагу и заявлять со сцены, как многие делают. За артиста должно говорить его имя и его творчество.

Песня мира

— Я знаю, что совсем недавно в вашей творческой жизни произошел новый виток — вы стали руководителем культурного центра Ассамблеи народов Евразии. Какие задачи на вас возложены, а главное — когда вы все успеваете?

— Только с Божьей помощью. И то, мне часто кажется, что я делаю недостаточно и что могла бы больше, надо дорабатывать. Это у меня к самой себе такая претензия (улыбается).

— На мой взгляд, это хорошая «претензия». Стимулирует идти вперед.

— Дай Бог. Мы просто, очень долго работая в Центре патриотической песни, поняли, что поле нашей деятельности, гораздо шире, чем нам казалось раньше! А для этого надо много работать. Вспомните, раньше, когда говорили о России, в первую очередь никто не мог оспорить наше искусство, нашу культуру. Мы всегда ассоциировались с чем-то высоким, красивым. Наши композиторы, наши художники, артисты, наш балет. Что же происходит сейчас? Сейчас мы сами себя загнали в культурную яму. Запад и Европа в творческом плане развиваются, а мы как-то не очень.

© Фото из личного архива

В прошлые годы у нас многие талантливые люди эмигрировали, уехали за рубеж. Они и сейчас там вкладывают свою душу и творчество, к сожалению не у нас, и не в Россию. А наш уровень поп-культуры снизился. Если раньше наши коллективы всегда приглашали выступать в страны СНГ, и это было там событием, то сейчас не так. Все чаще там говорят: «Извините, оставайтесь вы со своим искусством, со своими поющими блогерами у себя». И с такой критикой трудно не согласиться. Псевдоискусство противоречит нравственным устоям стран.

Культура, на мой взгляд, во все времена, но особенно сейчас — это одно из связующих звеньев, которое может установить дружеские отношения и помочь людям понимать друг друга. Мы очень часто боимся друг друга лишь потому, что ничего не знаем ни о принципах жизни, ни о ценностях людей, живущих в других странах. И я как руководитель культурного центра Ассамблеи народов Евразии считаю своей миссией через культуру способствовать укреплению наших дружеских отношений с другими странами.

Какой будет наша жизнь через десять-двадцать лет, зависит от нас самих. И от того, какие отношения мы сейчас выстроим со странами Содружества.

— Расскажите о планах. Чего хотелось бы достичь в ближайшем, а может, и не в ближайшем будущем?

— Сейчас у нас реализуется международный гуманитарный проект в рамках ассамблеи. Он называется «Песня мира». Мы приглашаем представителей всех стран. На самом деле очень много людей, готовых посвятить жизнь именно служению идее мирного существования нас как социума. Согласитесь, если подумать, Господь Бог дал нам все, чтобы мы были счастливыми — воздух, солнце, пищу. Людям всего лишь надо научиться любить, уважать, ценить друг друга. Ведь всем всего хватит. Но многие этого не понимают.

Своим проектом мы как творческие люди пытаемся объединить людей во имя мира на земле. У нас, кстати, и песня одноименная написана — «Песня мира». В ней от лица матери-Земли говорится: «Для меня не важно, откуда ты, для меня неважно, чем ты занимаешься, я просто хочу быть твоим домом, и чтобы ты в этом доме был счастлив...»

Мы исполнили ее 21 сентября на торжественном приеме, который был посвящен Международному дню мира. Мне кажется, что чем чаще от нас, от других, будут звучать такие призывы к миру и к бережному отношению к нашей планете, тем, возможно, быстрее всем нам удастся изменить что-то к лучшему.

© Фото из личного архива

— Что вы сами вкладываете в понятие «патриотизм» и можно ли, на ваш взгляд, его воспитать? Или с этим надо родиться?

— С ним точно невозможно родиться, и его нельзя воспитать в том смысле, как об этом часто говорят — лекциями, занятиями, агитацией. Вы знаете, я много думала на эту тему: «Где мы упускаем? Почему так все происходит? Что делать, чтобы у людей было больше любви к Родине?» Я поняла одно: чтобы ребенок вырос патриотом, у него обязательно должны быть счастливые воспоминания, как можно больше радости и счастливых моментов в жизни. Чтобы у ребенка было счастливое детство, где он каждый день видел бы своих родителей, которые тоже были счастливы и имели возможность проводить достаточно времени со своими детьми, а не полчаса перед сном.

К сожалению, очень часто в силу различных обстоятельств, в том числе финансовых, дети не видят своих родителей. И все живут порознь, сами по себе. То же самое и потом: школа, институт, работа... Ведь когда ребенок ощущает себя счастливым в детстве, у него остаются воспоминания, и он растет с ощущением внутреннего счастья. И где бы он потом ни был, ему захочется вернуться туда, где он был счастлив.

С любовью к Родине нельзя родиться, и ее нельзя воспитать, но можно создать все условия, чтобы человек полюбил это место и это время. А если у человека плохие воспоминания, то какой из него патриот? У него вся жизнь зациклена лишь на своих комплексах и пережитках. И никак ты ему не объяснишь, что Родину надо любить.

— Хорошая мысль. Что бы вы пожелали нашим защитникам Отечества?

— Хотела бы выразить им глубочайшую благодарность. Особенно — как мать и как гражданин своей страны. Мы вас очень уважаем и очень вам благодарны. Хочу пожелать, чтобы вы всегда были здоровы, всегда возвращались к вашим семьям. Счастья вашим близким и низкий поклон вашим родителям за то, что вырастили вас настоящими людьми. Спасибо!

Реклама
Реклама