Коронавирусный авиафорс-мажор

Коронавирусный авиафорс-мажор

Эпидемия может расторгнуть индийско-французскую оружейную сделку. В пользу российского авиапрома
© indiannavy.nic.in
Эпидемия может расторгнуть индийско-французскую оружейную сделку. В пользу российского авиапрома
13 апреля 2020, 09:29
Реклама

В сентябре 2016-го Дели и Париж заключили межправительственное соглашение о приобретении Индией 36 французских истребителей Dassault Rafale на сумму $8,7 миллиарда. Но из-за пандемии коронавируса Dassault Aviation - производитель истребителей Rafale - остановил производственные линии. Ряд индийских специалистов утверждают, что отмена поставок может стать поводом для расторжения этой сделки и заключения новой - на покупку российских истребителей МиГ-35. «Армейский стандарт» изучил ситуацию.

Справка «АС»:

МиГ-35 - российский многофункциональный легкий истребитель поколения «4++». Летно-технические характеристики максимально близки к самолётам 5-го поколения.

  • Максимальная скорость - 2.100 км/ч.
  • Крейсерская скорость - 1.223 км/ч.
  • Масса пустого самолёта - 11 т.
  • Двигатель РД-33 (два) тягой 5.000 кгс.
  • Экипаж - 1 человек.

Напомним, что изначально индийские Военно-воздушные силы собирались купить 126 истребителей. В тендере, который был объявлен лет десять назад, в разные годы участвовали ведущие авиафирмы мира. Индия хотела взять 18 готовых самолетов и еще 108 построить по лицензии у себя в Бангалоре, на предприятиях объединения HAL (Hindustan Aeronautics Ltd).

Но в 2015 году министр обороны Индии Манохар Паррикар объявил, что Индия закупит не 126, а лишь 36 самолетов и отказывается от производства у себя дополнительных лицензионных истребителей. Индусы предпочли Dassault Rafale.

© pmindia.gov.in

Манохар Паррикар объяснил это тем, что благодаря контракту страна сэкономит порядка 900 млрд индийских рупий ($15,51 млрд), которые пойдут на закупку Tejas (индийский легкий многоцелевой истребитель 4-го поколения. - «АС»). Tejas к 2022 году должны будут заменить старые советские истребители МиГ-21бис и истребители-бомбардировщики МиГ-27, которые до сих пор стоят на вооружении 10-12 эскадрилий ВВС Индии.

Справка «АС»:

Tejas - индийский легкий многоцелевой истребитель.

  • Дальность - 2.000 км.
  • Практический потолок - 15,95 км.
  • Максимальная скорость - 1920 км/ч.
  • Масса пустого самолета - 5,5 т.
  • Максимальная взлетная масса - 15,5 т.
  • Двигатель (один) General Electric F-404-GE-IN20
  • Экипаж - 1 человек.

Многие индийские военные специалисты были не согласны с таким решением. Звучали даже обвинения в том, что эта индийско-французская сделка имеет некий коррупционный подтекст. Кроме того, с военной точки зрения она вызвала массу критики.

Так, маршал авиации в отставке Бхатия сказал, что поступление на вооружение индийских вооружённых сил только 36 Rafale «создаст оперативные и доктринальные неудобства для Военно-воздушных сил Индии в их эффективном развёртывании». Такое ограниченное число истребителей Rafale ведёт к проблемам в их сервисном, логистическом и финансовом обслуживании.

По мнению ряда индийских военных руководителей, куда выгодней было бы иметь в составе Военно-воздушных сил Индии российские истребители. Тем более что за те же самые деньги их можно было бы купить более сотни.

8 октября 2019 года близ Бордо на предприятии компании Dassault Aviation министр обороны Индии Ражнатх Сингх в торжественной обстановке принял от министра вооружённых сил Франции Флоренс Парли первый из 36 заказанных самолётов - двухместный истребитель Rafale DН.

Справка «АС»:

Rafale DН - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения.

  • Максимальная скорость - 1.389 км/ч.
  • Дальность полета - 3.700 км.
  • Масса пустого самолета - 9.979 кг.
  • Турбовентиляторный двигатель Snecma M88.

Плановые поставки остальных самолетов должны были проходить с мая 2020 года по апрель 2022 года. Однако теперь поставки срываются. Производство истребителей Rafale полностью остановлено из-за пандемии коронавируса.

Каким образом могут развиваться события далее и действительно ли в составе ВВС Индии могут появиться российские МиГ-35 - об этом «Армейскому стандарту» рассказал эксперт, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко:

- Рекламу индусы нашим самолетам сделали хорошую. Однако я не думаю, что они смогут отказаться от Rafale. В контракте наверняка прописаны какие-то условия форс-мажора. А эпидемия, тем более пандемия, - это однозначно форс-мажор. Поэтому максимум, на что они могут рассчитывать, - это на то, чтобы получить какие-то штрафные выплаты от французов за срыв сроков поставок. Но, честно говоря, программа Rafale такая длинная и долгая, что если французы задержат ее даже на год-два, то это будет не столь уж принципиально.

Одновременно следует признать, что российский легкий многоцелевой истребитель МиГ-35 индийцам, конечно же, очень нужен. Правда, тут все сложно. И тема антироссийских санкций здесь играет не последнюю роль. Так, индийские военные уже года три-четыре ведут разговор о том, что хотели бы купить у нас еще одну эскадрилью Су-30 МКИ. Она им реально нужна, в том числе и потому, что им нужно загрузить свое производство в Hindustan Aeronautics Ltd, где они могли бы выпускать эти самолёты по лицензии. Но контракта по сей день так и нет.

Аналогичная ситуация с МиГ-29СМТ, еще одну эскадрилью которых они тоже хотели бы у нас закупить. И вроде бы уже под это решение даже деньги зарезервированы, но контракта все нет.

© indiannavy.nic.in

Эти 36 французских истребителей Rafale - всего две эскадрильи - не покрывают никаких потребностей индийских ВВС. Поэтому им, конечно же, нужен российский МиГ-35. К тому же более 8 миллиардов долларов за 36 самолетов - это запредельно дорого! Один самолет, с учетом вооружения, инфраструктуры, обучения, обходится примерно в 94 миллиона долларов.

Для сравнения: один Су-30 МКИ производства Hindustan Aeronautics Ltd индусам обходится в 50-54 миллиона долларов. Они его делают у себя по нашей лицензии, и таким образом, дают еще своим специалистам рабочие места. А если бы они у нас на Иркутском авиазаводе покупали такие самолеты, то они вообще бы им обходились примерно в 40 миллионов долларов.

Справка «АС»:

Су-30МКИ - российский тяжелый многофункциональный истребитель поколения «4++».

  • Масса пустого самолета - 17,7 т.
  • Максимальная взлетная масса - 34,5 т.
  • Двигатель АЛ-31ФП (два) тягой 12.800 кгс.
  • Максимальная скорость на высоте - 2.125 км/ч;  у земли - 1.380 км/ч.
  • Практическая дальность (без дозаправки) - 3.000 км.
  • Практический потолок - 19,8 км.
  • Экипаж - 2 человека.
  • Несет до 8.000 кг боевой нагрузки.

Если говорить в этом же ключе о российском продвинутом легком истребителе МиГ-35, то его цена пока не известна, так как продаж не было. Но я думаю, что она тоже была бы в районе 50 миллионов долларов. В любом случае это в два раза дешевле, чем французский Rafale. При этом еще и поставка многократно быстрее. Тут речи ни о каких пяти годах бы не шло. Мы поставили бы их в два-три года. То есть за те же деньги они получили бы в три раза больше современных самолетов.

Реклама
Реклама