Операция «Тулун»

Операция «Тулун»

Армейские подразделения вернули к жизни ушедший под воду сибирский городок
© Максим Кисляков
Армейские подразделения вернули к жизни ушедший под воду сибирский городок
29 июля 2019, 11:24
Реклама

Попавшие в зону затопления районы Иркутской области постепенно приходят в себя. Армейская группировка, отправленная в район бедствия 30 июня, завершает восстановительные работы. Укрепляются берега и разбираются завалы, восстанавливаются мосты, проложены новые дороги. Удалось избежать эпидемий и убийственных инфекций. Местные жители признают: без пришедшей на помощь армии было бы гораздо сложнее справиться с бедой.

Проверить работу военной группировки, прибывшей на помощь в Тулун, прилетал замминистра обороны генерал армии, Герой России Дмитрий Булгаков. В поездке его сопровождал корреспондент «Армейского стандарта».

Помощь наладили за сутки

40-тысячный Тулун пострадал от потопа больше других. Очевидцы вспоминают: городок тонул внезапно. Еще утром вода в местной неглубокой реке Ия оставалась в пределах нормы, но уже к вечеру дома и хозпостройки буквально срывало с мест будто сорвавшемся с цепи потоком.

Сейчас в Тулуне вода спала, обнажив чудовищные последствия: развороченные постройки, в которых трудно угадать, где дом, а где сарай, баня или хлев. Тут же в лужах искореженные авто, попадаются перевернутые с помятыми боками «неотложки» и пожарные машины…

В руины превратились сотни домов. Местная власть уточняет: подтоплены 224 жилых дома вместе с приусадебными участками. Среди этой разрухи бродят жители, не зная, за что взяться. Некоторые до сих пор не сдерживают слез.

© Максим Кисляков

В водопроводных кранах сухо, потоп оставил людей еще и без питьевой воды. Благо, что армия развернула пункты очистки и раздачи воды. Жители с ведрами, канистрами, бидонами и прочими и пластиковыми баклажками выстраиваются в очередь у «водных точек».

Местные вспоминают: уже 30 июня начали приходить первые армейские эшелоны инженерной техники. Вместе с ними в город пришли цистерны-водовозы.

— Первое, что мы сделали еще до подхода основных сил, — это наладили снабжение местного населения водой, — рассказывает Дмитрий Булгаков. — Мы уже знали: в Тулуне из-за сильного паводка большие перебои с водой. И надо эту проблему быстро решать…

И решили почти мгновенно — всего за сутки в Тулуне развернули больше 30 пунктов подачи воды на базе армейских трехтонных цистерн: 15 с питьевой водой и 16 — с технической.

— Спрос на воду особенно в первые дни был просто огромный — трехтонной цистерны хватало максимум, часа на два-три, — поясняет старший прапорщик Михаил Кораблев, начальника крупнейшего пункта раздачи недалеко от городской администрации Тулуна. — Минимум по три рейса в день делали.

— А случались перебои? — спрашиваю я его.

— Никак нет! Мы не допускаем пустых баков — оперативно доставляем воду. Если нужно, быстро организовываем подвоз. Ни один нуждающийся у нас с пустыми ведрами, канистрами и бутылками не уходит!

— Когда во всем городе почти разом «отрубили» воду и все пошли к вам, как справлялись?

— Поначалу были очереди, как до начала того переулка, — показывает старший прапорщик на место, метров за триста от цистерны. — А сейчас ничего, ажиотаж спал. Да и люди немного успокаиваться начали.

© Максим Кисляков

По решению военного руководства — пока центральное водоснабжение не будет восстановлено — цистерны-водовозы будут исправно снабжать население водой.

«Дома вырывало с корнем»

В очереди у пункта раздачи воды можно услышать людские истории, одна трагичнее другой. Кто-то пытался уйти от потока на лодке, зацепились за корягу и утонули. Другие спаслись, но теперь ни дома, ни документов, ни денег — смыло все! Теперь даже канистру для воды, и ту пришлось брать взаймы.

— Еще утром, в первый день наводнения, у меня было все, а к вечеру — я нищий и бездомный! — рассказывает набирающий воду в 10-литровую пластиковую бутыль Юрий Белоусов. Голос заметно дрожит. — Но всего этого могло бы и не быть, если бы нас предупредили вовремя…

— А вас не оповещали, что может быть затопление?

— Хуже! Мэр начал заверять, что все под контролем, воду не перекроем, электричество не выключим, никуда эвакуироваться не надо, — голос вновь дрогнул. — Вечером уже кое-как добрались до своей Буденновской улицы — вода пошла огромная и очень быстро! А дома уже нет, вырвало с корнем, один фундамент остался…

Теперь у пострадавших от наводнения людей одна надежда на выплаты. Хватит ли их, чтобы заново отстроиться, — еще вопрос.

Армия поделилась хлебом

С чем у тулунцев нет проблем, так это с хлебом. Оказывается, в первый же день армейская группировка вместе с пунктами раздачи воды в Тулуне наладила почти поточную линию по выпечке «продукта №1» для местного населения.

— Мы появились в Тулуне как нельзя кстати, — отмечает ответственный за полевые хлебозаводы майор Евгений Ищенко. — Когда мы приехали 1 июля, с местным хлебом из-за перекрытия центрального моста наметились перебои. Поэтому мы сразу заработали на полную мощь — потребность в хлебе была огромная.

В Тулуне его пекут сразу два армейских полевых хлебозавода. Их производительность — до четырех тонн хлеба в сутки.

Местные жители отмечают с удовольствием: армейская буханка — крупная и очень вкусная.

В чем секрет вкусного и питательного хлеба, который тут в Тулуне нарасхват, интересуюсь у хлебопеков.

— Мука, вода, соль, дрожжи, —рецептуру армейского хлеба рассказывает пекарь младший сержант Денис Сердцев. — Потом на полчаса в печь — и готово!

— То есть никаких необычных ингредиентов не кладете?

— Нет, у нас обычная классика. Разве что с душой делаем, понимаем: люди нуждаются в хорошем хлебе. А тесто — оно живое! Чувствует, может, поэтому такое вкусное.

© Максим Кисляков

Вакцины для местной медицины

Оценив масштабы трагедии, армейскую группировку поначалу бросили на укрепление береговой линии. Вместе с этим отрядили людей на разбор завалов — мощный поток сминал строения, словно спичечные домики. И теперь весь этот «постапокалипсис» надо расчищать. В ход пошли армейские бульдозеры и краны.

Пока военные инженеры грейдерами и катками прокладывали новые дороги, чтобы усилить береговую линию защитными насыпями, в Тулуне уже развернули мобильные полевые медпункты.

— Наша задача — оказывать экстренную помощь, вакцинировать население и проводить первичные осмотры, — рассказывает майор медицинской службы Антон Королев. — Для этого у нас работают две бригады военных медиков.

— А этого на 40-тысячный город хватит?

— Вполне. За сутки мы способны осмотреть и вакцинировать до 400 человек.

— Говорят, вода вынесла на берег трупы животных и они теперь могут разлагаться на солнце. Нет вероятности какой-то инфекции или, не дай бог, эпидемии?

— Насколько нам известно, никаких инфекций в районе затопления не обнаружено. Но если что — мы мобильны, обеспечены всем необходимым и готовы выдвинуться в любой район. Максимум через час готовы принять первых пациентов.

Местная санэпидстанция и военная биолаборатория действительно рапортуют: никаких инфекций в районе нет. Впрочем, на всякий случай в Тулун все же решено направить дополнительную партию в две тысячи вакцин и лекарств для защиты местного населения. Это прежде всего противостолбнячная вакцина, вакцина против гепатита А и дизентерии.

Помогаем друг другу

В эти дни в Тулуне с бедой борются сообща. Те, кто пострадал меньше, приходят на выручку родственнику, соседу и даже просто незнакомым людям. Например, как Артур Александрович — он работал на местном рынке «Народный». Поток тоже сильно потрепал местный базар — размыло почти все павильоны, нанесло груды мусора.

— Теперь все это надо вычищать, — поясняет Артур Александрович. — И для этого воды надо много — вот я в день по три-четыре раза приезжаю с 50-литровыми бидонами.

— Сами чистите или кто-то еще помогает?

— Нас там много — и местные, и совсем незнакомые. Такая беда, что мы все как одна семья стали. Ребята военные сильно помогают, — Артур Александрович кивает на старшего прапорщика, выставляющего пустую тару ровнее, чтоб ни струя мимо не ушла.

— А чем именно?

— Когда бидоны с водой помогут нагрузить в мой автомобиль, а когда и на рынке пособят — там рук сильных не хватает… Еще Росгвардия помогает — гоняет мародеров.

— Неужели есть такие?

— Бандиты всегда найдут что брать! В первые дни мародерили сильно. А отлавливать их может быть себе дороже — пырнут или выстрелят. Но вскоре росгвардейцы приехали, и все — мародеров как сдуло!

Артур Александрович признается, если бы не армия — им бы пришлось совсем тяжко. А сейчас, когда тулунчанам помогают полторы тысячи военных инженеров, медиков, механизаторов и водителей, появилась надежда — справятся с постигшей их бедой до первых заморозков.

— Поспешать надо. У нас тут не Краснодар — в августе уже холодает, а в сентябре заморозки уже крепкие! — говорит Артур Александрович.

Это так. И потому замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков распорядился все работы завершить как можно быстрее.

Для этого в Иркутскую область ускоренным маршем направили на подмогу механизированный батальон железнодорожной бригады численностью до 200 человек.

— Кроме того, для ликвидации последствий потопа в Тулун прибыла группировка с 15 самосвалами, четырьмя экскаваторами, бульдозерами, — рассказал генерал Булгаков. — Плюс в помощь дорожникам и специалистам, занятым на возведении дамбы, отправим грейдеры и катки.

Реклама
Реклама