Воспитать героев: «Армейский стандарт» побывал в экспериментальном детском лагере в парке «Патриот»

Воспитать героев: «Армейский стандарт» побывал в экспериментальном детском лагере в парке «Патриот»

Новейшая учебно-тренировочная база позволяет подросткам из Подмосковья попробовать себя в качестве спецназовца, военного инженера или медика
© Фото автора
Новейшая учебно-тренировочная база позволяет подросткам из Подмосковья попробовать себя в качестве спецназовца, военного инженера или медика
02 августа 2018, 06:32
Реклама

Послужить спецназовцем, военным инженером или медиком подросткам из Подмосковья предлагает расположившийся под боком у военных, на территории парка «Патриот» в Кубинке, экспериментальный «Лагерь настоящих героев». Кроме освоения взрослых профессий, воспитанники учатся навыкам выживания в лесу, спасению жизни в чрезвычайных ситуациях, а многие даже определяются со сложным вопросом, кем стать.

Корреспондент «Армейского стандарта» побывал в палаточном лагере с армейским уклоном и узнал, как проходит лето юных патриотов.

Геройский дух

Три десятка белоснежных геосфер, обсыпавших горизонт, как гигантские грибы-шампиньоны, уже второй год является в парке «Патриот» негласной достопримечательностью. Только ленивый не задается вопросом, что это. Любопытным приходится объяснять, что это не секретный объект, не космическая станция и даже не радиолокационные шары, а детский летний лагерь.

— Ваша паспорт, пожалуйста! — преграждает дорогу охранник на КПП — как и в любом серьезном месте, прежде чем пройти внутрь, необходимо предъявить удостоверение личности.

Через некоторое время мы оказываемся на территории, где ежедневно закаляются характер и тело. Воздушное ватное небо, сочная трава, медовый запах местной растительности и... тревожная тишина. Сразу и не скажешь, что оказался в детском лагере, да еще и с военным уклоном.

— Здравия желаю, товарищ директор! — громом среди ясного неба раздается от колонны мирно спешащей по своим делам ребятни.

— Здравствуйте, ребята! — добродушно улыбаясь, отвечает директор Андрей Чупрун.

Дисциплина в лагере, как выясняется, железная, но на нее никто не жалуется.

— Три сотни детей в смене разбиваются на отряды по 24 человека. За каждым отрядом закреплены двое вожатых. Все ежедневные занятия с воспитанниками также проводят 24 инструктора, которые прошли специальную подготовку. В общем, дети находятся под ежеминутным их присмотром, да и на всякие глупости у них просто нет времени, — объясняет тишину в лагере директор.

По словам Чупруна, программа основана на авторских методиках, разработанных специально для проекта.

— В этом году, например, многие ребята уже прошли «школу настоящих мужчин», «школу спецназа», «школу военного инженера», «школу молодого командира», «школу Воздушно-космических сил». Девочки, которые в 2018 году здесь оказались впервые, проходят «школу военных корреспондентов» и «школу военных медиков». Эти дисциплины преподают настоящие профессионалы, у многих из них за плечами армейский опыт. При этом все инструкторы — прекрасные психологи, умеют находить общий язык с подростками, даже с самыми трудными, — поясняет директор лагеря.

По словам Чупруна, в лагерь приезжают разные дети — это и обычные среднестатистические школьники, и дети из семей военнослужащих, и кадеты, и юнармейцы.

— Не думайте, что здесь отдыхают только дети из семей военнослужащих. Это не так. Есть ребята, у которых родители с гражданскими профессиями. Есть дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, из неполных семей. Мы стараемся так организовывать рабочий процесс, чтобы все воспитанники, несмотря на различия, находили общий язык, ладили друг с другом, — рассказывает директор.

Кстати, в лагере есть и свои воспитанники-легенды. Рассказывают, что один скептически настроенный молодой человек стал собираться домой, едва переступив его порог. Но вдруг наступило прозрение. В итоге молодой человек в лагере проводит третью смену.

— После двух смен он наконец решил, что пора бы «отдохнуть» от лагеря, и уехал домой. Через день позвонила его мама со словами: «Все, отдохнул. Снова собирается к вам». Кстати, вот он, проходит курсы молодого бойца, — указывая в сторону, говорит Чупрун.

На поляне десяток ребят, затаив дыхание, не сводят глаз с двух молодых людей в камуфляже. Прислушиваемся. Выясняется, что инструкторы-профессионалы объясняют, как легко переворачивать на бок пострадавшего, даже если в нем центнер, как останавливать кровотечение, накладывать шину и т.д. Что немаловажно, инструкторы рассказывают о важных вещах максимально простым языком, их речь — просто песня. После теории отряд переходит к практике. Инструктор следит за каждым движением обучающихся — отрабатываются все детали до тех пор, пока не доходит до автоматизма. В ста метрах другой отряд учат выживать в лесу — как найти дорогу, определить стороны света, время суток. Казалось бы, элементарные вещи, но не для всех:

— Ребята прекрасно владеют современной техникой, у всех есть гаджеты (они, кстати, в лагере запрещены), но при этом многие ни разу в лесу не были. Я как-то иду, смотрю, ребята на корточках сидят, что-то изучают, подхожу, интересуюсь. Оказывается, они лягушку впервые на природе увидели. Столько восторга было! — говорит директор.

По его словам, первые дни воспитанники лагеря осваиваются, знакомятся, изучают, что называется, теорию. Следующие 10 дней отводятся на «преодоление себя»: это не только командные игры — баскетбол, волейбол, футбол и лазертаг, но и особая полоса препятствий.

— Полоса препятствий у нас уникальная, была придумана специально для нашего лагеря. Она состоит из 20 заданий различной сложности. Оптимизирована для детей до 16 лет. Хотя, как показывает практика, не каждый взрослый сможет ее преодолеть без предварительной подготовки, — рассказывает директор. — Пройти полосу препятствий надо сразу, «одним махом»: оступился, упал — все, начинаешь с начала.

© Фото автора

Не можешь — научим

На территории лагеря расположено 30 жилых модулей — тех самых загадочных «геосфер». Конструкции эти только на первый взгляд хрупкие — на самом деле они успешно переживали ураганы и непогоду.

— Ночью здесь не холодно, я вас уверяю. Любая непогода — порывистый ветер, дождь — геосферам все ни по чем, они благодаря своей конструкции очень стойкие, — рассказал директор, который, как и другие сотрудники лагеря, живет в такой геосфере с открытия сезона. — Площадь одной жилой сферы позволяет не только комфортно разместить 12 детей, но и проводить собрания и мероприятия при непогоде. Лагерь также оборудован современными санитарно-гигиеническими модулями мобильного типа, включающими в себя душевые, умывальники и туалеты, обеспеченные горячей водой и рассчитанные с запасом на детей и персонал лагеря.

Комментарий эксперта

«Лагерь настоящих героев» — это уникальный проект. Здесь применяется комплексный подход к детскому отдыху, основанный на авторских, специально разработанных для проекта методиках. Программа каждой смены отличается индивидуальной  насыщенностью и направленностью. И эти программы дадут не только специальные знания и навыки, но и будут способствовать нравственному, физическому и патриотическому воспитанию детей, побывавших в лагере».

Дарья Борисова, советник департамента культуры Минобороны России 

Внутри геосферы привычная обстановка — кровати, шкаф, тумбочки. В комнате довольно чисто и опрятно.

— Мамы очень часто звонят и делятся своими впечатлениями: «Представляете, мой сын после возвращения стал по утрам со мной здороваться» или «А мой кровать стал самостоятельно заправлять». Если дома выполнение своих обязанностей и элементарная вежливость — праздник, то тут, в лагере, это норма, — говорит Чупрун.

Кроме жилых модулей в лагере в точно таких же двух «геосферах» расположены медпункты. Зеленка, пластырь — самые, что называется, ходовые материалы.

— Как правило, ничего серьезного не происходит. Максимум — ушибы, ссадины. Бывает, дети на солнце перегреваются. Но это редко. Врач курсирует по территории и следит за обстановкой. Все без исключения в солнечный день должны быть в головных уборах, на некоторых ребятах, если вы обратили внимание, на плечах полотенце. Нет, они не из душа — это профилактика перегрева.

Более того, по словам директора, как только термометр нагревается до критической температуры, всех ребят отводят в крытые помещения и занятия проводятся там.

Кстати, в лагере имеется огромный крытый ангар с мини-Колизеем. Здесь ребята болели за российскую сборную во время ЧМ-2018, тут же встречаются со знаменитыми журналистами, военными, спортсменами. Особенной популярностью, рассказывает директор, у воспитанников лагеря пользовались Джефф Монсон и футболист, а также по совместительству тренер клуба «Арсенал-2» Алексей Медведев.

Еще одна геосфера отдана под столовую. Еду сюда привозят полностью упакованную и расфасованную на порции. Они тут, кстати, убойные.

— Ежедневный рацион был специально разработан диетологами. На каждого ребенка положено 3500 килокалорий. Да, энергетическая ценность взрослого человека. Но не забывайте, что и нагрузки у ребят в лагере серьезные, — рассказывает директор.

Каждая смена пролетает тут как мгновение. Но и за эти 12 дней у некоторых воспитанников лагеря происходит глобальная позитивная трансформация.

— Знаете, мы после смены просим ребят заполнить стандартные анкеты, чтобы узнать, что понравилось, а что не очень. Мне, например, особенно запомнился один отзыв — наш 15-летний воспитанник написал, что благодаря лагерю «определился с будущим и теперь точно знает, кем хочет стать», что так важно в этом возрасте. Для меня это самая большая похвала, — уверяет товарищ директор.

Реклама
Реклама