«Солдаты удачи» вне закона

«Солдаты удачи» вне закона

В России пока отказали в юридическом статусе частным военным компаниям
© Фото из архива автора
В России пока отказали в юридическом статусе частным военным компаниям
23 апреля 2018, 12:59
Реклама

Закона о частных военных компаниях (ЧВК), о необходимости которого так долго и много говорили эксперты, в России не будет. Во всяком случае пока. Как сообщили СМИ, на предварительном этапе подготовки законопроекта о ЧВК он не получил одобрения в правительстве. Все силовые структуры также единогласно выступили против законодательной легализации деятельности «солдат удачи». Аргументировали они такую позицию, в частности, тем, что появление у нас новых хорошо вооруженных формирований принесет скорее вред, чем пользу общественной безопасности. Для решения же военных задач за рубежом вполне достаточно сил Минобороны России.

С инициативой легализовать деятельность ЧВК в России в начале 2018 года выступили несколько депутатов Госдумы. По их мнению, новый закон должен был урегулировать отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией частных военных и военно-охранных организаций, решающих задачи военного и охранного характера. Предлагался набор мер по контролю и надзору за деятельностью ЧВК. В начале марта вопрос о будущем частных военных компаний в России вновь приобрел особую актуальность. Это произошло после тревожных сообщений из Сирии о потерях среди бойцов ЧВК, которые якобы там находились.

На самом деле, так называемые «солдаты удачи» - в мире явление очень распространенное. По некоторым оценкам, в различных регионах мира действуют сотни ЧВК общей численностью порядка 1 млн человек. Это отнюдь не российское изобретение. Первая ЧВК появилась в Британии в 60-х годах. Поначалу эти формирования решали в основном задачи по охране важных объектов и работали в «серой зоне», там, где регулярные войска «засветиться» не могли. Окончание «холодной» войны стало началом легализации деятельности ЧВК. В вооруженных конфликтах последних десятилетий они стали вполне привычным боевым и обеспечивающим компонентом. В разных странах вопрос с их правовым статусом решается по-разному. На международном уровне их права и обязанности пока нигде не прописаны.

Ясно, что ЧВК появились не для итого, чтобы заменить собой регулярные войска. Иностранные частные военизированные компании действуют там, где вооруженные силы никогда не должны засветиться или где использовать регулярные войска дорого и нецелесообразно. Их операции, как правило, проводятся скрытно, потери не афишируются.

«Армейский стандарт» попросил эксперта Центра стратегической конъюнктуры Владимира Неелова прокомментировать правовые аспекты проблемы частных военных компаний и отказ от их законодательного регулирования в России.

- Как в мире относятся к ЧВК? Они действуют легально?

- В ряде стран это так. Там, видимо, подходят к делу прагматически: если явление уже имеет место быть, то и контролироваться оно должно. Тут важен вопрос целеполагания: если что-то создается, то нужно понимать зачем. В США, например, такие компании решают задачи самого широкого спектра. Это охрана судов, объектов энергокомплекса, дипломатических миссий, логистика, военное обучение. В общем, ЧВК могут использоваться там, куда нет смысла привлекать войска. Не надо отвлекать армию от основных функций, на выполнение несвойственных задач.

В России много бывших военных специалистов, которые по разным причинам ушли из силовых структур. И некоторые из них не прочь продолжить заниматься военным делом. Для таких людей ЧВК могли бы открыть дополнительные возможности. Но правительство, судя по всему, считает создание подобных структур несвоевременным.

В чем правовая коллизия? Законодательство России предусматривает наказание за наемничество, то есть за участие с оружием в руках в боевых действиях. Но в большинстве случаев зарубежные ЧВК в боевых действиях как раз не участвуют. Поэтому их сотрудников нельзя отнести к наемникам.

В Британии, к примеру, нередко частные военные компании заключают договоры с большими нефтяными картелями на охрану объектов в «горячих» точках. В России аналогичные компании, работающие, в примеру, на Ближнем Востоке, могли бы действовать по тому же принципу. Сейчас, очевидно, для решения этих задач нанимаются местные охранники. Приходится тратить деньги на иностранных наемников в нестабильных регионах. Кто знает, может, в будущем и у нас крупные корпорации, работающие в регионах повышенной опасности, смогут на законной основе нанимать для обеспечения безопасности российские ЧВК.

- Если вдруг когда-нибудь вернутся к вопросу о статусе ЧВК, то, каким образом, на ваш взгляд, государство должно контролировать их деятельность?

- Во-первых, должен быть разработан механизм лицензирования их деятельности. Любая ЧВК, перед тем как выйти на рынок, должна пройти эту процедуру. Плюс любая деятельность, которая связана с оборотом оружия, должна находиться под контролем государства. При этом проблема с закупкой оружия для частной военной деятельности решится сама собой. Процедура лицензирования должна быть описана в законе. Должен быть регламентирован список вооружений, доступных частным военным компаниям, определены требования к сотрудникам, в том числе по состоянию здоровья и психики. Вопрос о том, кто будет отвечать за регулирование этих вопросов, думаю, не стоит. С недавних пор за оборот оружия в стране отвечает Росгвардия.

- А какие виды вооружений, на ваш взгляд, могут использовать ЧВК?

- Прежде всего, стрелковое оружие, легкую бронетехнику, может быть, небольшие транспортные вертолеты. Более крупное вооружение — прерогатива армии.

- Какие социальные гарантии должны быть прописаны в контрактах?

- Думаю, функции разделятся между государством и самой компанией. На глобальном уровне — защита прав граждан-сотрудников ЧВК за границей будет обеспечиваться государством. Например, в случае попадания в плен. Идеальная модель поведения в таких ситуациях у США: они сначала вывозят американцев на свою территорию, а потом уже разбираются. Есть еще один вариант: если ЧВК нанята транснациональной корпорацией. Тогда ответственность должна нести компания-наниматель. Что касается социальных гарантий, то это бремя скорее всего ляжет на плечи самих ЧВК. Им потребуется разработать процедуру страхования здоровья сотрудников на все случаи жизни. Но пока, повторюсь, все это можно обсуждать теоретически. В ближнесрочной перспективе, скорее всего, к законопроекту о ЧВК в России вряд ли вернуться. Что будет дальше — время покажет.

Реклама
Реклама