Илья Муромец и Новый год в армии

Илья Муромец и Новый год в армии

Святой богатырь вспоминается православной церковью как раз 1 января
© monasterium.ru
Святой богатырь вспоминается православной церковью как раз 1 января
02 января 2019, 12:43
Реклама

Новый год, конечно, один из самых любимых россиянами праздников, но к нашей армии он особого отношения не имеет. Да, во время Великой Отечественной вся новогодняя тематика напрямую увязывалась с фронтом. Выпускались праздничные открытки, например, с такими стихами: «Дед Мороз под Новый год грозный делает обход: чтобы всей фашистской своре навсегда исчезнуть вскоре». Но это было в войну.

Так или иначе, Новый год отмечается в армейской среде и в мирное время. Но не то чтобы официально. Традиций празднования Нового года не было и в дореволюционной армии. Там торжественно отмечалось Рождество, ведь все привязывалось к православному календарю.

Любопытно, кстати, что военным праздником было 6 декабря (19 декабря по новому стилю) — день памяти святителя Николая Мирликийского, весьма почитаемого в армейской среде. Хотя, конечно, вряд ли кто догадывался, что он в XX и в XXI веках будет править рождественский бал под именем Санта-Клауса...

Но возможность увязать домашний новогодний праздник с суровыми армейскими буднями все же есть. Дело в том, что 1 января по новому стилю в православной церкви почитают преподобного Илью Муромца. А он, как знает любой дошкольник, был первейшим богатырем и защитником земли русской.

Икона преп. Ильи Муромца.
© wikimedia.org
Икона преп. Ильи Муромца.

Правда, не все так просто с Ильей Муромцем. За древностью лет ускользает от исследователей его облик и жизнь, трудно что-то сказать о нем достоверно. Нам Илья Муромец показывается во многих лицах.

Первый его образ — былинный. Биография этого «супергероя» всем известна с детства. Родился в Муроме, 30 лет и три года сидел на печи, потом пришли «калики перехожие» и открыли ему его предназначение, а у богатыря Святогора перенял Илья и великую силу. Совершил богатырь множество подвигов во славу земли русской, как по собственной инициативе, так и на службе у князя Владимира Красное Солнышко, а в конце концов не просто умер, но превратился в камень. У этого Ильи есть множество мифических отражений. В народе его связывают и с Ильей-громовержцем, и с еще одним громовержцем — Перуном. Кстати, главным врагом Перуна был еще один языческий бог — Велес или Волос, и многие исследователи считают, что анаграмма этого имени, то есть «Солов», прямо указывает нам на Соловья, то есть первейшего врага уже, собственно, Ильи-богатыря.

Реконструкция облика преподобного Илии по черепу.
© wikipedia.org
Реконструкция облика преподобного Илии по черепу.

Существует и заграничный след Муромца. «Сильный витязь» Илья упоминается в норвежской саге, а в немецкой рыцарской поэме XIII века «Ортнит» Илья Русский даже командует войском короля Ортнита из Северной Италии.

То, что наш Илья бывал за границей, подтверждают и русские былины. В одной из них богатырь признает в поверженной им деве-воительнице родную дочь и вспоминает, как три года служил у «короля тальянного».

Так что разные они были, Ильи Муромцы. Есть даже бунтарь Илейко Муромец — самозванец Смутного времени, выдававший себя за Петра — никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича.

Но нас все же интересуют не они, а тот, кто стал православным святым. Это Илия Печерский, монах Киево-Печерской лавры. Именно он более других имеет право зваться прототипом героя былин.

Киево-Печёрская Лавра.
© wikimedia.org
Киево-Печёрская Лавра.

Впрочем, и с монахом Ильей все сложно. Биография его практически неизвестна. Подробного жития о нем не осталось. Родился он вроде в Муроме, и звали его «Чоботком», за то, что отбивался однажды от врагов надетым на руку сапогом-чоботом. (Ну, просто застали воина врасплох, когда он разувался, — что же теперь, сдаваться, что ли?) В монахах Илья пробыл недолго, а канонизировали его в XVII веке, что называется, списком — наряду с несколькими десятками монахов лавры, мощи которых сохранились в ее склепах. Датой его смерти обычно называют 1188 год, ссылаясь на инока Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Жил он в XVII веке и написал книгу «Тератургима, или чудеса, совершившиеся как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах». Именно в ней есть несколько строк об Илье Муромце, там и упомянуто, что жил он за 450 лет до написания книги — как раз в 1188 году.

А кстати — что это было за время для Руси? Не самое плохое, но и не самое благополучное. Государство Киевская Русь уже фактически раздроблено на отдельные княжества, но формально главным правителем по-прежнему считается великий князь Киевский, и за этот «высокий пост» сражались многочисленные представители династии Рюриковичей. Во внешней политике приоритеты у князей Киевских по большому счету не менялись. Вне зависимости от того, кто сидел на престоле, приходилось решать проблему набегов степняков. В первую очередь в XII веке русские земли беспокоили половцы.

Как и в последующие столетия, кочевые народы в первую очередь использовали тактику быстрых набегов на слабо защищенные деревни: налетели — взяли добро — обратно отступили в степь. Русские князья то и дело организовывали походы против половцев. Участвовала в них как княжеская дружина — профессиональные воины, так и войско, собранное боярами.

В тех же былинах поминаются и богатырские заставы — передовые гарнизоны, которые в первую очередь следили за перемещениями степных соседей и могли в случае чего дать сигнал об опасности, чтобы жители деревень ушли под защиту городских стен. Богатыри нередко принимали на себя и первый удар половецких всадников.

Богатыри. Виктор Васнецов
© wikimedia.org
Богатыри. Виктор Васнецов

Не была эта борьба простой и однозначной. Хотя бы потому, что русские князья активно использовали половецкие силы в усобицах с соплеменниками-конкурентами... Так, в начале 1203 года один из князей, Рюрик Ростиславич, действовавший в союзе с половцами, взял Киев. Город был разграблен, степняки не пощадили ни церкви, ни монастыри. Была разгромлена и Печерская лавра, и, по версии писателя и ученого Сергея Хведчени, именно в этом, своем последнем сражении, 2 января 1203 года, погиб воин и инок Илья Печерский, известный также как Муромец.

Широко известна история о том, как в конце 80-х годов прошлого века ученые, используя самую современную по тем временам аппаратуру, исследовали мощи монаха Ильи. В Интернете можно найти ссылки на профессора, специалиста в области судебной медицины Бориса Михайличенко. Он участвовал в этих исследованиях, и, согласно им, мощи принадлежат человеку ростом 177 сантиметров, с необычайно развитыми мышцами, перенесшему в молодости так называемый спондилоартроз — заболевание позвоночника, при котором человек действительно может известное время оставаться неподвижным. На останках были обнаружены следы от переломов ключицы и ребер — указание на то, что при жизни человек этот бывал неоднократно ранен. А одно из ранений — проникающее, в области сердца, говорит о ране, которая стала смертельной...

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем что-то еще о жизни и подвигах Ильи Муромца. Вряд ли сможем до конца сопоставить и слить воедино былинный образ богатыря Ильи и Илью — печерского монаха. Да это, наверное, и не нужно. Достаточно знать, что Илья Муромец, сочетающий в себе силу, умение воевать, любовь к родине и мудрость монаха, является одним из идеальных образцов для подражания. А то, что день его почитания приходится на 1 января — прекрасный повод отметить Новый год по-армейски, со смыслом.

Реклама
Реклама