Война и деньги

Война и деньги

Минобороны впервые опробует схему финансового обеспечения войск при переходе с мирного на военное время
© Фотокомпозиция Владимира Гундарова
Минобороны впервые опробует схему финансового обеспечения войск при переходе с мирного на военное время
14 июля 2021, 09:37
Реклама

На совместных российско-белорусских военных учениях «Запад-2021», которые пройдут с 10 по 16 сентября на территории Союзного государства, впервые будет отработана в полном объеме новая схема финансового обеспечения войск. Она разработана на период перехода с мирного на военное время. Руководящие документы, по словам замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой, подготовлены совместно с Генштабом Вооруженных сил РФ, Минфином, Национальным центром управления обороной, Федеральным казначейством и Банком России.

«В результате была выработана совершенно новая, инновационная схема финансового обеспечения войск (сил) в период перехода с мирного на военное время. Она позволит в военное время финансовым органам обеспечить бесперебойное финансовое обеспечение войск (сил) в различных условиях обстановки, в том числе в условиях отсутствия устойчивых каналов связи, перебоев в энергоснабжении, с использованием исключительно национальной платежной системы», — рассказала Татьяна Шевцова журналистам. Замминистра не раскрыла подробностей, так как основные документы, очевидно, имеют гриф «Секретно».

Военные финансисты в полевых условиях.
© mil.ru
Военные финансисты в полевых условиях.

Как раздать деньги миллиону военных за четыре часа

В мирное время для управления войсками Минобороны использует программные изделия ресурсного обеспечения (ПИРО) «Алушта» (83т633). Их начали внедрять в повседневную практику военных финансистов, кадровых служб и вообще всех должностных лиц военного ведомства в 2012 году.

В 2015 году поставка технических средств и комплекс работ по вводу в эксплуатацию изделий 83т633 («Алушта») в интересах Управления начальника инженерных войск Вооруженных сил и Главного автобронетанкового управления Минобороны для нужд Министерства обороны РФ, по данным Росэлторга, обошлась военному ведомству в 180 млн 697 тыс. 975 рублей.

Победителем открытого конкурса стало Научно-производственное объединение вычислительных систем. С тех пор стоимость «Алушты» с учетом всех новых подсистем только росла. Но, как поется, мы для победы за ценой не постоим.

© mil.ru

В 2019 году «Алушта» охватывала 840 объектов и свыше 3,5 тысячи рабочих мест в системах автоматизации деятельности должностных лиц. ПИРО могли решать свыше 400 информационно-расчетных задач и содержали базу данных более чем о 700 тысячах военнослужащих. А всего, как указано в презентации Госкорпорации «Ростех», база данных может содержать «более 4 млн обслуживаемых сотрудников и членов семей».

За прошедшие годы функциональные возможности автоматизированной системы постоянно расширялись благодаря подключению новых подсистем. Например, если в 2016 году информация о персональных данных военнослужащих и лиц гражданского персонала вводилась в базу данных вручную на основании документов, то сейчас это происходит без участия человека благодаря разработанной в Минобороны автоматизированной системе «Паспорт». Новая система позволила отказаться от ручного ввода данных и таким образом избежать дублирования процедур сбора и обработки информации. Кроме того, она постоянно поддерживает базы данных в актуальном состоянии.

На стенде Правового департамента Минобороны России продемонстрирована информационно-справочная система «Армюрист».
© cniieisu.ru
На стенде Правового департамента Минобороны России продемонстрирована информационно-справочная система «Армюрист».

Сегодня программные изделия «Алушта» функционируют в едином защищенном информационном пространстве. Они объединены в централизованную систему управления ресурсным обеспечением огромной территориально распределенной структуры видов Вооруженных сил и родов войск, а также взаимодействуют с контрагентами.

Проще перечислить, что «Алушта» не умеет делать. Ну, например, вести боевые действия. Зато у нее огромный функционал в ресурсном обеспечении боеготовности Вооруженных сил. Сфера ее применения — от централизованного автоматизированного расчета денежного довольствия военнослужащих и заработной платы служащих до раздельного учета в организациях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) итогов финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам.

Система легко справляется с обработкой массивов высоконагруженнных баз данных. Например, для расчета всех видов довольствия личному составу Вооруженных сил РФ требуется не более четырех часов.

Военные финансисты в полевых условиях.
© mil.ru
Военные финансисты в полевых условиях.

В кадровой службе, связанной также с денежным довольствием, с помощью ПИРО производят все назначения и перемещения военнослужащих. Увольнение со службы осуществляется электронными приказами с последующей автоматической разноской информации по базам данных. Это дает возможность сократить время формирования приказов и выписок из них в три раза.

Работа центральных органов военного управления, органов оперативно-стратегического и тактического звеньев организована в едином информационном пространстве по алгоритмам, согласно определенным ролям. При этом обеспечивается децентрализованный и однократный ввод информации, а расчеты осуществляются одним финансовым органом.

Хранение информации в единой базе данных позволяет в режиме реального времени получать, например, сведения о численности личного состава по категориям военнослужащих, о расходах по видам денежного довольствия, причем как в отношении одного военнослужащего, так и воинской части, дивизии, армии, военного округа, рода войск и вида Вооруженных сил.

Система позволяет оперативно доводить правовые акты Минобороны России до конкретных воинских частей.
© cniieisu.ru
Система позволяет оперативно доводить правовые акты Минобороны России до конкретных воинских частей.

Если представить «Алушту» в виде вертикально интегрированной системы, то «внизу» находятся электронные личные кабинеты. Каждый военнослужащий или гражданский служащий в режиме реального времени может получить информацию о расчете своего денежного довольствия или зарплаты.

«Вверху» единая база данных ПИРО «Алушта» сопряжена с государственной информационной системой «Электронный бюджет» Минфина России и Федерального казначейства. Ныне действующая на федеральном уровне система охватывает все бюджетные процедуры — от планирования ассигнований и закупок до бухгалтерской отчетности.

Остается добавить, что ПИРО «Алушта» сертифицированы по требованиям Минобороны России для обработки закрытой информации, что становится ключевым требованием в условиях информационных и гибридных войн. Этим современные войны отличаются от географических войн прошлого, приводит ТАСС мнение замминистра обороны Татьяны Шевцовой.

Боеспособность и толщина кошелька

Если представить на секундочку невообразимое — перенести технологии XXI века на 80 лет назад, «Алушта» значительно облегчила бы жизнь военным финансистам. Сегодня трудно вообразить, как они справлялись без современных средств коммуникации и вычислительных комплексов с задачей ресурсного обеспечения действующей армии.

В 1941 году 20,4 млрд рублей, поступивших в виде добровольных пожертвований и от распространения государственного военного займа, хватило на финансирование 56 дней войны. Благодаря контролю военных финансистов за ценами на вооружение, военную технику и имущество был сэкономлен каждый десятый рубль.

Памятник военным финансистам на аллее Памяти в городе Ярославле.
© grekovstudio.ru
Памятник военным финансистам на аллее Памяти в городе Ярославле.

Например, танк Т-34 в 1941 году стоил 269,5 тыс. рублей, в 1942-м — 193 тыс., с 1943-го до 1945-го — 135 тыс. рублей.

Понятно, что это результат не только финэкономии, но и оптимизации производственного процесса. Но ценовая регламентация активно понуждала промышленность снижать себестоимость. Конечно, не в ущерб боевым качествам.

Самолет Ил-4 в 1941 году стоил 800 тыс. рублей, в 1942-м — 468 тыс., а начиная с 1943-го — 380 тыс. рублей.

Пистолет-пулемет Шпагина «ППШ» в начале войны стоил 500 рублей, в 1942-м — 400 рублей, с 1943-го — 148 рублей.

Такие цифры привел в одном из интервью директор департамента финансового обеспечения Минобороны действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса (замещающий воинскую должность категории генерал-полковника) Евгений Пронский.

«Общая экономия, полученная за годы войны от снижения цен на военную продукцию, составила порядка 50 млрд рублей. Это соответствовало примерно 138 дням издержек войны», — рассказал Евгений Пронский.

Всего через руки военных финансистов прошло более половины государственного бюджета СССР — 520 млрд (по другим сведениям — 581 млрд) из 960 млрд. Были случаи, когда народный комиссар финансов СССР Арсений Зверев при нехватке наличных средств обращался за помощью к начальнику финансового управления при народном комиссаре обороны генерал-майору интендантской службы (впоследствии — генерал-лейтенанту) Якову Хотенко.

Служебная книжка красноармейца, в которой делались отметки о выдаче ежемесячного денежного довольствия.
© mil.ru
Служебная книжка красноармейца, в которой делались отметки о выдаче ежемесячного денежного довольствия.

Кстати, накануне войны финансовый отдел состоял из трех отделений: сметно-планового, денежного довольствия личного состава Рабоче-Крестьянской Красной армии, учетно-расчетного и финансовой инспекции. С началом войны отдел преобразовали в управление, в котором было 12 отделов.

Имея только телефон и телеграф, военные финансисты разыскивали в тылу эвакуированных из западных областей страны членов семей сотен тысяч фронтовиков, потерявших связь с близкими, чтобы обеспечить их аттестатами. В картотеке были восстановлены адреса более 700 тыс. человек и высланы им около 72 тыс. аттестатов на денежное довольствие воевавших мужей, братьев, сыновей.

Масштаб предстоящих российско-белорусских учений «Запад-2021», конечно, не позволит в полной мере воспроизвести условия и испытать новую, инновационную схему финансового обеспечения армии и флота в период перехода с мирного на военное время. Но проверить ее на стойкость к кибератакам, устойчивость к потере каналов связи и перебоям в энергоснабжении, несомненно, удастся. Если не условный противник, то заклятые друзья об этом обязательно позаботятся. Вот тогда и проверим, у кого кошелек толще, а у кого — крепче. В смысле боеготовности к современной войне.

Реклама
Реклама