Пеший маршрут урезается…

Пеший маршрут урезается…

Новейшее техническое оснащение меняет характер службы военных топографов
Система ПЦТС.
© 106eomz.ru
Новейшее техническое оснащение меняет характер службы военных топографов
' + '' + ' ' + ''+ ' Система ПЦТС.
19 февраля 2021, 09:28
Реклама

Еще не так давно военный топограф — это непременно человек с теодолитом или другим инструментарием, пешком забирающийся в такую глушь, где десятилетиями (а то и веками!) никто не бывал. Плюс физическая нагрузка — в экспедициях — «все свое ношу с собой». Словом, служба нелегкая и ответственная. Ответственная она и сегодня, но теперь на помощь топографам пришли современная техника и новейшие технологии. «Армейский стандарт» изучил новинки.

«Рабочая лошадка» для поля

Уже несколько лет идет перевооружение армии на новое топогеодезическое оборудование и технику. Появляется все больше электронных приборов: теодолиты, нивелиры, тахеометры, дальномеры. Новое техническое оснащение — это оперативность, повышенная точность измерений и компактность — вес уже не тот, что у предшественников.

Впрочем, в Центре геопространственной информации и навигации Западного военного округа довелось увидеть куда более впечатляющую современную технику, которая позволяет говорить о возросшей эффективности службы военных топографов. Так, в распоряжении топогеодезических расчетов находится уже успевшая себя зарекомендовать основная «рабочая лошадка» — подвижный навигационно-геодезический комплекс ПНГК-1 на базе автомобиля «КамАЗ 4350».

Развертываение комплекса ПНГК-1.
© Олег Починюк
Развертываение комплекса ПНГК-1.

Эта спецмашина позволяет оперативно решать задачи навигационно-геодезического обеспечения войск, как при заблаговременной подготовке, так и в режиме времени, близком к реальному. Иными словами, из любой точки местности, в движении и на остановках, с помощью этого комплекса можно производить обмен массивами данных со штабами, получать новые задания и тут же приступать к их выполнению.

На вооружении ПНГК-1 навигационный модуль, геодезический спутниковый многочастотный GPS/ГЛОНАСС-приемник, специализированное вычислительное устройство, планшетный компьютер, дальномерно-угломерное устройство передачи координат, электроагрегат. Расчет из трех человек готовит аппаратуру к работе за 30 минут.

Всестороннее оснащение ПНГК-1 позволяет ему успешно работать автономно. Судите сами. С использованием навигационно-геодезического спутникового приемника комплекс при безостановочном движении способен выдавать информацию на маршруте протяженностью до 50 км. Погрешность измерений при этом минимальная — не более 15 метров, а если делать кратковременные остановки (30–40 секунд), то точность и вовсе в пределах 1 метра. А если нет связи со спутником? Тогда на маршруте такой же протяженности достаточно лишь через каждые 5 минут делать кратковременные остановки на те же 30–40 секунд и получать тот же результат.

Идет работа в ПНГК-1.
© Олег Починюк
Идет работа в ПНГК-1.

В комплексе используются две видеокамеры, установленные справа и слева на крыше фургона. Надежная техника позволяет осуществлять привязку к местности и производить 3D-съемку, определять плановые координаты и высоты точек местности, обследовать и восстанавливать геодезические сети в перепланируемых районах.

Как рассказал начальник топогеодезического расчета старший лейтенант Михаил Коновалов, программное обеспечение дает возможность непосредственно в период полевого выхода тут же обрабатывать информацию на ноутбуках и еще до возвращения к месту постоянной дислокации иметь готовый отчет о выполненных работах.

Одна из последних новинок для выполнения задач в полевых условиях — подвижный многоцелевой топографо-геодезический комплекс ПМТГК. Он оснащен навигационным модулем НМ-1-01, в составе которого бесплатформенная инерциальная навигационная система и геодезическая спутниковая аппаратура. В ПМТГК также входят системы автоматизированного определения составляющих уклонения отвесной линии и измерения глубин и скорости течения, а также аппаратно-программные и технические средства защиты информации.

Такой, без преувеличения, универсальный комплекс позволит качественно повысить оперативность и эффективность решения задач топогеодезического и навигационного обеспечения действий войск.

Подвижные комплексы оснащены не только современным оборудованием: конструкторы позаботились и о комфортных условиях для жизни специалистов в полевых условиях. Микроклимат обеспечивает кондиционер, есть емкости для запаса воды, установка для приготовления пищи.

Инструктаж топогеодезического расчета перед выездом в поле.
© Олег Починюк
Инструктаж топогеодезического расчета перед выездом в поле.

3D — это актуально!

Еще одна новинка военных топографов — подвижная цифровая топографическая система. Она, как и подвижный навигационно-геодезический комплекс ПНКГ-1, призвана решать задачи топогеодезического обеспечения с использованием цифровых технологий передачи, обработки и хранения информации о местности. Модули ПЦТС смонтированы на автомобильных шасси «Урал 532361» и прицепах 2-ПН-8.

Подвижная цифровая топографическая система (ПЦТС) позволяет изготавливать цифровые и электронные карты местности, аналоговые топографические карты и печатать их, как в стационарных, так и в полевых условиях.

В составе системы полиграфический и универсальный модули, а также модуль жизнеобеспечения. Современные технологии в несколько раз сократили процесс изготовления специальных карт и фотодокументов местности. Так, на изготовление топографической карты в один цвет уходит полчаса, в четыре цвета — около двух часов (максимальное количество используемых цветов — шесть). Кроме того, есть возможность получать изображения местности не только в привычном уже электронном виде, но и создавать цифровые пространственные модели отдельных участков в формате 3D. 

Вообще сам этот формат и 3D-моделирование как технология — одно из наиболее актуальных направлений в нынешней деятельности военных топографов. Оно открывает дополнительные возможности снабжения пользователей востребованной информацией, например, об особенностях застройки конкретных участков местности, обеспечивает получение более полных данных о находящихся там объектах, условиях радиовидимости, дает наглядное представление о расположении точек относительно друг друга и т.д.

Настоящим прорывом в 3D-моделировании стало появление новинки последних лет — комплекса ГЕО 3D ПАК СН. Он предназначен для оперативного изготовления объемных макетов местности и карт различных видов и масштабов.

Комплекс состоит из ЭВМ со специальной защищенной операционной системой, плоттера для печати на различных носителях (бумага, винил для баннеров, самоклеящаяся пленка), фрезерно-гравировального станка для изготовления заготовки рельефа и вакуумно-формовочного аппарата.

За 3D-моделированием капитан Дмитрий Гусев.
© Олег Починюк
За 3D-моделированием капитан Дмитрий Гусев.

Заготовку рельефа размещают в формовочный аппарат, сверху помещают лист пластика и на него — отпечатанную на самоклеящейся пленке карту. Затем все это разогревается мощными лампами, и на выходе получается рельефный макет с четко обозначенными постройками, реками и озерами, лесами, инженерными сооружениями и т.д. Это вам уже не прежние сооружения из песка или пенопласта!

Красоты не отменяются

Выходит, теперь военным топографам не резон отправляться в полевые экспедиции? В таком объеме, как прежде, нужды и в самом деле нет. Однако выезжать на местность все же требуется.

«В ряде случаев при обновлении карт требуется детализация, которой не добиться с помощью аэрофотоснимков или информации спутника, — поясняет начальник отделения капитан Дмитрий Гусев. — Лишь на местности специалист может уточнить реальное состояние того или иного важного объекта, например моста, или определить глубину затопления — снимок покажет только лишь его границы».

Кстати, для проведения оперативных локальных работ топогеодезического и навигационного обеспечения в труднодоступных местах в топографические подразделения поступает ТГА-ЛПП — «топогеодезический автомобиль легковой повышенной проходимости». Он создан на базе автомашины «УАЗ 3163-103-63» из семейства «Патриот» с колесной формулой 4х4 и снабжен антенной GPS/ГЛОНАСС с приемником, а также рацией.

Спецавто ТГА-ЛПП не страшны ни 40-градусный мороз, ни 50-градусная жара. Теперь туда, где не пройдут «КамАЗы» и «Уралы», можно будет добраться с носимым оборудованием на таком компактном вездеходе.

Словом, экспедиции не отменяются, равно как и возможность любоваться природными красотами — служба военных топографов без них по-прежнему не обходится. Хотя сами по себе пешие маршруты укорачиваются, да и комфорта теперь больше: удобные автомашины повышенной проходимости, современные системы жизнеобеспечения.

Романтика странствий привлекает молодых людей, что ежегодно подтверждает конкурс в Венно-космическую академию имени А.Ф.Можайского — единственный вуз Минобороны РФ, где готовят специалистов этого профиля.

Реклама
Реклама