Есть ли жизнь после армии?

Есть ли жизнь после армии?

«Армейский стандарт» выяснял, как адаптироваться к гражданской жизни после службы в Вооруженных силах
© flickr.com
«Армейский стандарт» выяснял, как адаптироваться к гражданской жизни после службы в Вооруженных силах
22 августа 2018, 09:45
Реклама

Армия за плечами — и, казалось бы, наконец можно выдохнуть. Но, как выясняется, гражданская жизнь после службы — это только начало, причем не всегда безоблачное и беспечное. Как не оказаться после демобилизации в настроении «цвета синего»? Какие приемы помогут справляться с неожиданными трудностями? Как правильно строить планы и добиваться своих целей? На эти и другие вопросы «Армейскому стандарту» ответила клинический психолог, психоаналитик Марина Монченко.

Скорый поезд к дому мчится...

— Марина Валентиновна, с какими проблемами может столкнуться молодой человек после возвращения из армии?

— Одна из проблем, с которыми достаточно часто сталкиваются молодые люди, связана с тем, что во время службы, переживая ее тяготы, они нередко обращаются к воспоминаниям о прежней гражданской жизни, ее легкости и беззаботности. В воспоминаниях и фантазиях она представляется легкой, веселой, интересной. При этом прошлая жизнь зачастую идеализируется. Солдат живет в ожидании возвращения в этот рай, но, вернувшись, видит несовпадение этого идеала и реальности. И тогда он может столкнуться с разочарованием, отчаянием, потерей смысла существования, что может стать причиной апатии, депрессии.

Ситуация может осложняться в тех случаях, когда, вернувшись из армии, молодой человек узнает о том, что девушка не дождалась его, или когда в семье господствуют конфликтные отношения.

Тревоги и опасения могут возникать у молодого человека в связи с необходимостью принимать решение о своем будущем, решать вопросы трудоустройства или поступления в учебное заведение. Отсутствие специальности может значительно осложнить поиск работы, а отказы в приеме будут усиливать растерянность, тревогу, чувство собственной неполноценности, безнадежности. Решение о поступлении в учебное заведение тоже нередко сопровождается тревогой, ведь за год школьные знания могли немного стереться в памяти, а результаты ЕГЭ, действующие только два года, висят дамокловым мечом, и если не поступить снова, то этот процесс в дальнейшем еще более осложнится.

— Как все это может отражаться на поведении молодого человека?

— Например, встречаясь со своими сверстниками, после школы поступившими в вузы, нашедшими себе хорошо оплачиваемую, перспективную работу, эти ребята испытывают чувство неполноценности, ущербности. Непереносимость этих чувств нередко приводит к защитным реакциям: «А мне это и не нужно, вы все хлюпики, а я настоящий мужчина». Порой такой молодой человек, борясь со своими тяжелыми переживаниями, становится агрессивным, склонным к отстаиванию своей точки зрения кулаками, замкнутым, необщительным.

— Могут ли психологические проблемы стать основой для серьезных расстройств?

— Конечно, если описанные трудности не разрешаются, если потенциал молодого человека слишком низок для преодоления жизненных сложностей и выхода из кризиса, исключить развитие более серьезных расстройств нельзя. Наиболее частыми являются депрессии, тревожные расстройства, аутоагрессивные и аутодеструктивные проявления вплоть до суицидальных тенденций.

— Существуют ли первые «тревожные звоночки», на которые стоит обратить внимание?

— Первыми признаками неблагополучия могут быть нарушения сна и аппетита, раздражительность, утомляемость, скука, пассивность, потеря интереса к тому, что раньше было интересно, замкнутость, раздражительность, повышенная агрессивность, протестное поведение, высказывание пессимистических взглядов, употребление алкоголя, наркотиков. Вообще, любое изменение обычного поведения и стиля общения может быть свидетельством развития эмоциональных нарушений и требует пристального внимания.

— К тому же не у всех служба в армии проходит гладко. Некоторые возвращаются с травмами…

— Да, особенно тяжелые переживания могут испытывать молодые люди, получившие в ходе армейской службы психическую травму. Но нужно помнить, что не сами события являются травмирующими. Они становятся травмой, если психика человека не может справиться с их переработкой, то есть станет ли событие травматическим — зависит от индивидуальных особенностей человека. То, что является травмой для одного, для другого может оказаться просто напряженной ситуацией. Травматическими могут быть события, связанные с угрозой для жизни самого человека или его товарищей, участие в боевых действиях с оружием в руках, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, физическое и психологическое насилие. Если после травмы молодому человеку не была оказана должная помощь, то весьма вероятно развитие посттравматического стрессового расстройства.

— В чем оно проявляется?

— Проявляться оно может так называемыми флешбэками — повторным переживанием травматических событий в сновидениях, мыслях, воспоминаниях, а также избеганием ситуаций, напоминающих о травматических событиях. Кроме того, возникают подавленность, безразличие или раздражительность, потеря интереса к происходящему вокруг, снижение активности, внимания, памяти, нарушение сна и аппетита. В этом случае молодому человеку необходима психологическая и медицинская помощь.

Психологическая аптечка

— Марина Валентиновна, сравнение себя с более успешными сверстниками может подстегнуть к более решительному, скажем, поиску работы или поступлению в вуз?

— Сравнивать себя с другими — дело бесполезное в любой ситуации, даже во вполне благополучной, а уж в кризисной — тем более.

— Стоит ли отказываться от глобального планирования будущего, когда реальность крайне зыбка?

— А вот в том, что касается планирования будущего, на мой взгляд, отказаться от построения жизненных планов было бы большой ошибкой. Именно цели делают нашу жизнь осмысленной, создают мотивацию к деятельности, позволяют двигаться вперед. Поэтому планирование — это как раз способ возвращения к прежней жизни, но в новом качестве — в качестве автора своей жизни. Но тут важно правильно определить цели — для того, чтобы они стали той путеводной звездой, к которой будет стремиться молодой человек.

— Как научиться правильно планировать?

— Цель должна быть реалистичной, конкретной, достижимой и, главное, желанной. Она должна быть целью самого человека. Не родителей, не друзей или кого-то еще, а его, личная.

Определив для себя цель, очень полезно разбить путь к ней на этапы, то есть сформировать план, промежуточные цели. Их достижение будет уже не столь сложным и не столь отдаленным по времени. И это очень важно. Достигнув промежуточной цели, человек обычно чувствует прилив сил, повышение самооценки, уверенность в своих силах: вот я сделал это — значит, сделаю и все остальное.

Это придает дополнительный импульс, усиливающий мотивацию, дающий силы для дальнейших действий.

— Что еще может помочь снизить психологическую нагрузку?

— Для преодоления приступов эмоционального дискомфорта полезно владеть навыками релаксации или медитации. И еще одно средство, необходимое каждому, это так называемая психологическая аптечка — набор того, что приносит удовольствие, доставляет радость. Причем важно, чтобы это удовольствие исходило от разных каналов восприятия — звуковых, зрительных, обонятельных, осязательных, вкусовых, от движений и т.д. К сожалению, не всегда люди осознают это, и в сложной ситуации, когда кажется, что все идет не так, что все безнадежно, не всегда оказывается легко вспомнить то, что радует. Поэтому очень полезно каждому иметь для себя такую «аптечку», составленную в пору пребывания в состоянии равновесия.

— Расскажите подробнее, что может входить в эту «психологическую аптечку»?

— Кому-то доставят удовольствие занятия в бассейне или в спортзале, кому-то нравится слушать пение птиц, шум воды, треск костра или любимую музыку, кто-то любит уединение, а для кого-то спасительным будет разговор по душам или «ни о чем», кто-то предпочтет общество друзей, кто-то почувствует облегчение от разговора с незнакомым человеком… В общем, продолжать можно бесконечно, ибо то, что приносит радость, для каждого индивидуально.

Мама мия!

— Как родители должны себя вести, чтобы не навредить своему ребенку?

— Начну с того, что уже в самом вопросе содержится ошибка, способная нанести вред до армии, во время службы в армии и после возвращения из нее. Я имею в виду отношение к молодому человеку как к ребенку. Он и в армию-то уходил далеко не ребенком, а уж тем более не ребенком вернулся домой. Это сын, но не ребенок; это юноша, молодой мужчина, возмужавший, повзрослевший. Поэтому родителям необходимо изменить отношение к своему сыну. Родитель должен быть скорее заинтересованным, но не вторгающимся.

— Чем может обернуться вторжение родителей в личное пространство?

— Вмешательство в дела взрослого сына, требования, навязывание родителями своих решений зачастую становятся причиной агрессивного поведения, эмоциональной дистанцированности, протестного поведения. При этом нередко у молодого человека возникает ощущение, что никто его не понимает, что ему не на кого рассчитывать, и это способствует развитию депрессивных и тревожных проявлений.

Аналогичная реакция может развиваться в тех случаях, когда молодой человек, не вполне адаптировавшийся к службе в армии, переживший травматичные события, страдающий от депрессии, апатии или тревоги, слышит от родителей упреки в том, что он «раскис», «с жиру бесится», «притворяется» и т.д. В этих случаях состояние не улучшается — напротив, к нему добавляются отчаяние, одиночество, безнадежность, ведь даже близкие люди не способны понять его. А еще появляются злость и — порой — ненависть к окружающим и к самому себе.

Нередко из самых добрых побуждений родители совершают серьезную ошибку и бросаются самостоятельно решать проблемы сына: «тебе нужно поступить туда-то, устроиться туда-то, я позвоню, я договорюсь» и т.д.

— Но у родителей действительно больше возможностей и шире взгляды на жизнь…

— Помощь — штука весьма коварная. Она хороша, когда о ней просят, — это во-первых. Во-вторых, когда вы можете ее оказать без особого труда и с желанием, и, в-третьих, когда человек сам не может этого сделать. В противном случае благие намерения оборачиваются злом. Это то, что развивает у человека выученную беспомощность: «я ничего не могу сделать сам, я совершенно никчемный, другие (мама, отец) делают это с легкостью». Одним словом, снижаются самооценка, уверенность в себе.

— Можете дать советы родителям, чтобы избежать грубых ошибок в поведении со своим ребенком, который только что вернулся из армии?

— Хочется порекомендовать родителям быть внимательными к эмоциональному состоянию сына. Для того чтобы вас слушали и слышали, используйте универсальное средство «я-сообщения». Начинайте фразы не с «ты», а с «я» и «мне». Говорите о своем отношении, о своих переживаниях, о своих желаниях, не обвиняя и не нападая.

Почувствуйте разницу между следующими фразами: «Сколько ты уже будешь бездельничать?! Другие на работу устроились, а ты на моей шее сидишь! И все время недоволен! С жиру бесишься!» Что бы вы ответили на это обращение? Наверное, разозлились бы, сказали что-то грубое, но вряд ли поспешили бы исправлять положение. А если это сказать примерно так: «Меня беспокоит неопределенность дальнейших планов. Я переживаю, что не решился вопрос с трудоустройством (с учебой). Нам бы стало значительно легче, если бы появился еще один источник доходов. Меня волнует то, что ты часто бываешь расстроенным. Я могу тебе помочь?..» В этих словах больше понимания и сочувствия, они вряд ли вызовут бурный протест. Весьма вероятно, что в ответ сын расскажет о своих планах или о своих затруднениях.

Важно признавать новый, взрослый статус сына, привлекать его к обсуждению насущных проблем семьи, прислушиваться к его мнению, уважать его точку зрения.

— Через какое время происходит «перестройка» на новый лад? Есть определенные сроки или у каждого человека этот период индивидуален?

— Наверное, не совсем корректно было бы говорить о перестройке на новый лад. Как я уже говорила, это не новые условия — это возвращение к прежней жизни, но уже в новом качестве: молодого мужчины, принимающего самостоятельные решения и несущего за них ответственность.

Для молодых людей, чье решение служить в армии было осознанным и служба проходила в благоприятных условиях, этот период может быть совсем коротким. Для юношей инфантильных, незрелых, воспринимавших службу в армии как бессмысленную трату времени, наказание, невезение, и период возвращения к гражданской жизни тоже может затягиваться. Это может усугубляться и тем, что описанные выше личностные особенности этой категории молодых людей связаны со стилем семейного воспитания, с существующими в семье ценностями. Возвращаясь из армии, юноша снова попадает в те же условия, которые не способствуют переходу к взрослой, самостоятельной жизни, а напротив, поддерживают его инфантильность и зависимость. В этих случаях процесс адаптации может значительно удлиняться, растягиваться на годы.

В общем, если процесс затягивается более чем на полгода, если при этом присутствуют признаки эмоциональных, поведенческих нарушений, соматические недуги, то имеет смысл подумать об обращении за психологической и медицинской помощью.

Реклама
Реклама