«Цусима. Незаживающая рана»

«Цусима. Незаживающая рана»

В трехсотлетней истории российского военно-морского флота немало славных побед. Но есть и трагические страницы, например, поражение русской эскадры в Цусимском сражении в 1905 году
© Фото из архива
В трехсотлетней истории российского военно-морского флота немало славных побед. Но есть и трагические страницы, например, поражение русской эскадры в Цусимском сражении в 1905 году
' + '' + ' ' + ''+ '
16 августа 2019, 11:04
Реклама

Забывать такое нельзя. И прежде всего потому, что горькие неудачи и правильные выводы, сделанные из них, помогают идти вперед и добиваться в будущем успехов. Именно эта мысль стала главной темой книги Сергея Колдина «Цусима. Незаживающая рана». «Армейский стандарт» публикует одну из глав подготовленной к печати книги. Отрывок посвящен лишь одному вопросу из детального анализа событий Русско-японской войны и Цусимского сражения.

....27–28 мая 1905 года (по новому стилю) произошло одно из самых трагических событий в российской военной истории. Имя этой трагедии — Цусимский разгром. Что же привело Российский императорский флот к столь страшному поражению? В советской историографии, исходя из теории «классовой борьбы», основной упор делался на обличение самодержавия и «бездарных» царских адмиралов. Военно-техническим проблемам в анализе тех событий уделялось меньше внимания. Хотя многие из них оказали значительное влияние на исход противостояния российской и японской эскадр.

Один из таких технических вопросов — состояние и развитие российской корабельной артиллерии в предвоенный период, в частности, ситуация с боеприпасами для корабельных пушек. Артиллерийские дуэли были тогда основной формой ведения боя на море.

В 1892 году по предложению вице-адмирала С.О.Макарова русские 12-дюймовые орудия получили облегченный 332-килограммовый снаряд. Аналогичные японские снаряды весили 386 кг.

На расстоянии до двух морских миль (3,7 км) такой облегченный боеприпас из-за большей начальной скорости лучше пробивал броневые плиты. Но вот на более дальних дистанциях он явно уступал принятому до этого на вооружение русского флота самому тяжелому в мире 12-дюймовому снаряду (454 кг), как в бронепробиваемости, так и в точности стрельбы (чем тяжелее снаряды, тем меньше эффект «рассеивания»).

© Фото из архива

Считалось, однако, что бои на море будут идти на дистанциях не более 20 кабельтовых (3,7 км), поэтому эффективность огня орудий главного калибра русских броненосцев возрастет. Если в отношении бронебойных снарядов это спорное утверждение кажется в общем-то логичным, то касательно фугасных боеприпасов оно никак не может быть верным. Уменьшение массы снаряда привело к тому, что количество взрывчатого вещества в нем оказалось неоправданно малым (в 6,5 раза меньше, чем в японском: 6 кг против 39).

А на больших дистанциях боя именно фугасные снаряды приобретали решающую роль: их эффективность не зависит от дальности стрельбы, в то время как пробивная способность бронебойных с увеличением дистанции обратно пропорционально падает.

Русский 12-дюймовый фугас по количеству взрывчатки в нем (то есть по эффективности) оказался примерно равен японскому 6-дюймовому, общая масса которого составляла 45,4 кг! Ну а наш 6-дюймовый боеприпас, при общей массе в 41,3 кг, начинялся лишь килограммом взрывчатого вещества!

Отсутствие в русском флоте полноценных фугасных снарядов оказало впоследствии значительное влияние на результат Цусимского сражения, в то время как несостоятельность бронебойных боеприпасов японцев на ход битвы особо не повлияла: дистанции между противниками почти во все периоды боя были значительно больше 20 кабельтовых.

Важным оказалось и еще одно обстоятельство: спешно принятые для всех русских снарядов и «не доведенные до ума» взрыватели замедленного действия конструкции главного инспектора морской артиллерии А.Ф.Бринка оказались слишком «тугими». Благое намерение обеспечить взрыв снаряда уже после пробития им брони привело к тому, что от 25% до 33% снарядов не взрывалось даже при попадании в броневые плиты. При попадании в легкие конструкции, такие, как небронированные борта и трубы, снаряды насквозь прошивали их, вообще никогда не взрываясь и причиняя пораженной цели минимум ущерба.

Но и взрываясь, русские фугасные боеприпасы давали всего несколько крупных осколков и имели слабое бризантное и термическое действие. Японские же фугасы взрывались с большой силой, разрушая небронированную часть борта, корежа легкие конструкции, трубы, сбивая со станин орудия, поджигая все, что только могло гореть, и сея вокруг огромное количество раскаленных мелких осколков, ранивших людей и становившихся дополнительной причиной пожаров.

Когда задолго до войны у русских флотских артиллеристов возникли сомнения в эффективности новых снарядов, они обратились с просьбой о проведении их дополнительных испытаний. Председатель Морского технического комитета вице-адмирал Ф.В.Дубасов обращение рассмотрел, но счел уж слишком обременительными для казны дополнительные расходы в 70 тыс. рублей, необходимых для новых испытаний. Особенно принимая во внимание, что снаряды вовсю уже производятся и надо будет их производство приостанавливать.

Сэкономленная этим «мудрым» решением сумма была примерно в 200 раз меньше стоимости одного эскадренного броненосца! Надо ли расписывать, к чему привела такая экономия в скором будущем? Вопрос, конечно, риторический.

А для 75-мм пушек фугасные снаряды вообще не успели разработать! Да и не торопились особо. Посредством умозрительных рассуждений пришли к выводу, что остановить атакующий миноносец гораздо проще будет не разрушением его бортов и надстроек, не уничтожением экипажа, а выведением из строя его силовой установки (паровой машины). Для этой цели бронебойные снаряды, легко прошивающие борта и палубы, посчитали наиболее подходящим средством. Потому-то русские орудия этого самого большого из вспомогательных калибров огонь по вражеским миноносцам и крейсерам вели бронебойными болванками. По небронированным целям!

© Фото из архива

Еще один просчет — конструкция боевых рубок русских броненосцев. Их грибовидная форма с нависанием краев крыши над цилиндрическим корпусом должна была, по замыслу конструкторов, обеспечить дополнительную защиту от падающих по настильной траектории вражеских снарядов. Вместо этого в реальной боевой обстановке свисающие края крыши улавливали и отражали внутрь рубки через непомерно широкую (целых 30 сантиметров!) смотровую прорезь даже те осколки, которые пролетели бы мимо!

На всех русских кораблях в большой массе присутствовало дерево и другие горючие материалы, наличие которых было продиктовано не необходимостью, а лишь соображениями комфорта. С учетом использования японцами почти исключительно фугасных снарядов это приводило к очень сильным пожарам.

Орудия кораблей Первой тихоокеанской эскадры не имели оптических прицелов. Вторая эскадра получила их, и это, несомненно, сказалось на лучшей точности стрельбы русских комендоров при Цусиме по сравнению с боем в Желтом море. Перед войной считалось, что в оптике нет необходимости, опять-таки по причине предполагавшейся оптимальной дистанции стрельбы в 20 кабельтовых. У японцев же изначально все орудия на кораблях главных сил были оснащены оптическими прицелами.

К другим техническим проблемам российского флота накануне войны с Японией можно отнести, например, значительно более низкую, чем у японцев, скорострельность русских тяжелых орудий (из-за неудачной конструкции затвора), недостаточное количество дальномеров, плохо отработанную систему централизованного управления стрельбой, отсутствие в портах нормальной ремонтной базы и т.д. Все эти недостатки в той или иной мере сказались на итогах Цусимского сражения....

Реклама
Реклама