Система КОСПАС-САРСАТ: 40 лет в режиме поиска

Система КОСПАС-САРСАТ: 40 лет в режиме поиска

В этом году исполняется 40 лет международной космической спасательной системе КОСПАС-САРСАТ, созданной СССР, США, Канадой и Францией и ставшей впоследствии глобальной. Для чего создавалась эта технология, кому она помогает и как развивается в наши дни? Есть ли проблемы? В этом разбирался «Армейский стандарт»
Различные виды аварийных маяков разных производителей.
© cospas-sarsat.int
В этом году исполняется 40 лет международной космической спасательной системе КОСПАС-САРСАТ, созданной СССР, США, Канадой и Францией и ставшей впоследствии глобальной. Для чего создавалась эта технология, кому она помогает и как развивается в наши дни? Есть ли проблемы? В этом разбирался «Армейский стандарт»
' + '' + ' ' + ''+ ' Различные виды аварийных маяков разных производителей.
01 февраля 2019, 12:28
Реклама

Автоматический сигнал бедствия

Специфика авиационных и морских катастроф в том, что оборудование радиосвязи зачастую повреждается, а те, кто мог бы его хоть как-то восстановить и запустить, — гибнут. В результате у выживших резко сокращаются шансы на спасение...

В 1967 году в США, в безлюдной части штата Калифорния, произошла катастрофа небольшого самолета. Место крушения искали в течение нескольких дней. За это время единственная уцелевшая пассажирка, 16-летняя Карла Корбус умерла от травм и голода, не дождавшись спасателей. Других выживших в той катастрофе не оказалось — никто не мог выйти в эфир, запустить сигнальную ракету или хотя бы разжечь привлекающий внимание дымный костер.

Анализ подобных несчастных случаев в воздухе и на воде в самых разных странах привел к пониманию необходимости автоматизированной подачи сигнала бедствия, не связанной со штатным оборудованием радиосвязи самолетов, вертолетов и судов, не требующей навыков радиста и способной работать вообще без участия человека. Например, после калифорнийской истории Федеральная авиационная служба США начала стимулировать массовое оснащение воздушных судов автономными аварийными маяками — устройствами, активирующимися без участия человека при перегрузке в несколько g.

© cospas-sarsat.int

Автоматические аварийные радиомаяки — лучше, чем ничего, но и они отвечали поставленной задаче лишь частично. Дело в том, что обнаружить маяк и место бедствия можно, если их… искать! А если полет или плавание проходили без оповещения? В таком случае спасательная операция не начнется, радиомаяк, подающий сигналы фактически в никуда, не услышат, и помощь не придет.

На этом фоне в ряде стран (в первую очередь имеющих собственные космические программы) практически одновременно стали задумываться о развертывании гражданских автоматизированных спутниковых сетей обнаружения катастроф и бедствий. Спутники должны были охватывать наблюдением огромные территории, круглосуточно и круглогодично мониторить эфир на единой аварийной частоте и, что самое главное, автоматически же ретранслировать сигнал в дежурные спасательные центры на земле.

Экспериментальные зачатки таких систем уже появлялись, и, дабы в очередной раз не вкладывать силы и ресурсы в полумеры, СССР, США, Франция и Канада начали переговоры о создании международной сети спасательных спутников, покрывающей всю планету и работающей в едином стандарте. В 1979 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был дан старт проекту, названному КОСПАС-САРСАТ. В него вошли советская часть системы — КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) и зарубежная — SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking, поиск и спасение с помощью спутникового слежения).

В число участников проекта входят более четырех десятков государств, обеспечивающих запуск спутников, функционирование приемных станций наземного сегмента и иную поддержку.

© cospas-sarsat.int

Справка «АС». Страны-участницы КОСПАС-САРСАТ

Австралия, Алжир, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, ФРГ, Греция, Дания, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Катар, Кипр, КНР, Республика Корея, Малайзия, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, РФ, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Таиланд, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, Швейцария, ЮАР, Япония.

Как это работает?

КОСПАС-САРСАТ обеспечивает практически полное покрытие спутниками поверхности планеты. Для этого применяются космические аппараты на низких, средних и геостационарных орбитах. Оборудование КОСПАС-САРСАТ достаточно компактное, поэтому узкоспециализированные спутники для спасательной системы обычно не запускают. Просто устанавливают дополнительное оборудование на многофункциональных орбитальных аппаратах.

Спутники постоянно мониторят эфир на единой всемирной аварийной частоте 406 мГц. Как только их антенны засекают сигнал аварийного маяка, они ретранслируют его на землю уже на другой частоте — около 1500 мГц. На этом канале постоянно работают приемные станции наземных центров слежения в разных странах, синхронизированные между собой. Станции передают информацию в ближайший координационный центр КОСПАС-САРСАТ, а тот — в спасательные службы.

Аварийные маяки бывают авиационные, судовые и носимые персональные. Первые два вида обычно имеют функцию автоматической активации при перегрузке от падения/удара и от попадания в воду. Портативные устройства имеют компактные размеры и способны переноситься в кармане или рюкзаке.

Особенность маяков КОСПАС-САРСАТ — полная автономность и защищенность от внешних воздействий. В особо прочных корпусах имеются аккумуляторы, передающие антенны, приемные антенны GPS/ГЛОНАСС для определения собственного местоположения, системы автоматической и принудительной ручной активации. Плюс в памяти каждого маяка «зашит» индивидуальный код, под которым он зарегистрирован в единой общемировой базе данных. При подаче сигнала SOS на спутник передается ID-код и географические координаты места бедствия. Эта же информация попадает в наземный координационно-мониторинговый центр. Там сразу видят, где и с кем произошло «ЧП», поскольку маяк — это не телефон, обратной связи с ним нет!

В нашей стране наземным координатором системы является ФГУП «Морсвязьспутник» из Федерального агентства морского и речного транспорта. Компания обеспечивает функционирование и развитие российской части наземного сегмента КОСПАС-САРСАТ.

В мире зарегистрировано более миллиона аварийных радиомаяков. Последние официальные данные относятся к началу 2016 года. Согласно им, КОСПАС-САРСАТ помог спасти 41 тыс. 750 человек в 11 тыс. 788 поисково-спасательных операциях!

Распределение поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ по типу событий.
© cospas-sarsat.int
Распределение поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ по типу событий.

КОСПАС-САРСАТ в рюкзаке

Проект КОСПАС-САРСАТ начинался как система для спасения экипажей самолетов, вертолетов и судов. Но позже к стационарным маякам, монтируемым на летающей и плавучей технике, добавились сухопутные носимые маяки — персональные устройства. Их могут брать с собой команды тех же спасателей, военных, пограничников, путешественников. За рубежом персональные маяки КОСПАС-САРСАТ получили достаточно широкое распространение у туристов, участников экстремальных авторалли, фермеров, пасущих стада в отдаленных от цивилизации районах. В нашей же стране персональные маяки тоже разрабатываются и выпускаются. Вот только воспользоваться частные лица ими… не могут!

В СССР частным лицам маяки КОСПАС-САРСАТ не продавали и не выдавали. Считалось, что гражданам эта система не требуется… Разрабатывались и производились подобные устройства, как и многое в то время, только для нужд госорганизаций. Персональный носимый маяк могла получить, к примеру, экспедиция, снаряженная НИИ при Министерстве геологии или Минтрансе.

Ситуация изменилась, но не стала от этого менее странной. Частное лицо может вполне законно и легально приобрести носимый радиомаяк КОСПАС-САРСАТ, но его просто не зарегистрируют. То есть на обслуживание в «Морсвязьспутнике» не поставят.

В правилах работы системы КОСПАС-САРСАТ в России использование и поддержка персональных маяков не значатся! Если вы за свои деньги обзаведетесь спасательным устройством, попадете с ним в беду и активируете тревожный вызов, сигнал, как и положено, пойдет на спутник, со спутника ретранслируется обратно на землю, будет принят и передан в координационный центр. Вот только никаких действий за этим не последует! Если индивидуальный идентификационный номер вашего маяка не числится в базе системы — его все равно что не существует…

Несмотря на то что наша страна стояла у истоков КОСПАС-САРСАТ, российский гражданин «помощь из космоса» получить не может… В отличие, например, от иностранца, который вдруг решит черпнуть экстрима и попутешествовать пешком с рюкзаком или на внедорожнике по российским горам, тайге или тундре с собственным персональным маяком КОСПАС-САРСАТ. На территории нашей страны он будет спасен в стандартном общем порядке! Ибо его устройство, купленное за рубежом, числится в едином международном реестре маяков системы, и наш координационный центр будет обязан принять меры по передаче информации в МЧС, которое, в свою очередь, организует спасательные мероприятия. Выглядит подобный расклад обидно и несправедливо…

Как рассказали «АС» в НИИ космического приборостроения — отечественном разработчике и производителе оборудования для КОСПАС-САРСАТ, компания неоднократно обращалась и в МЧС, и в Госдуму, чтобы инициировать рассмотрение и принятие документов, позволяющих начать регистрацию в России персональных спасательных радиомаяков частным лицам. Но пока дело с места не сдвинулось.

Видимо, боятся ложных вызовов… Хотя на самом деле проблема решаемая. Активация радиомаяка по причинам, не связанным с бедствием, расценивается как преступление во многих странах мира и может привести к судебному преследованию. И вполне достаточно прописать в договоре об использовании маяка штрафные санкции за ложное включение!

Персональные аварийные маяки нужны. Это очевидно и подтверждается массовым введением на госуровне системы ЭРА-ГЛОНАСС для автовладельцев. Она отчасти выполняет аналогичные функции. Но ЭРА работает лишь в зоне функционирования сотовых сетей, а у нас в стране огромные площади GSM-покрытия не имеют, в том числе и на трассах федерального значения вдали от населенных пунктов… А если, скажем, что-то произошло с автомобилем, везущим опасный груз? Маяк КОСПАС-САРСАТ, не зависимый от сотовой связи, мог бы быстро оповестить спасателей, передать координаты и максимально ускорить прибытие помощи.

Кто заплатит за спасение «частника»?

Почему персональные носимые маяки системы КОСПАС-САРСАТ, предназначенные для использования частными лицами, продаются за рубежом и благополучно работают по всему миру, а российские — нет?

Дело в том, что маяку мало просто подать сигнал — он должен еще иметь финансово-правовую основу для инициации спасательных мероприятий. Поднятые по тревоге люди, техника, использованное топливо, оборудование — все это кто-то должен оплачивать. За рубежом в частном сегменте системы КОСПАС-САРСАТ участвуют страховые компании, и их услуги уже заложены в стоимость маяка. За их счет организуется спасательная операция. В российских реалиях страховые компании к этой деятельности не привлечены, и, по сути, финансово спрашивать не с кого...

© cospas-sarsat.int

В России маяки КОСПАС-САРСАТ, установленные на самолетах или кораблях, регистрируются в рамках деятельности Минтранса по обеспечению безопасности в зоне его ответственности. После спасения потерпевшего аварию воздушного или морского судна министерства проводят между собой взаимозачеты по расходам на спасательные операции.

Персональные маяки у нас тоже используются, но лишь «людьми государевыми», из госструктур. Если маяк применяют геологи — значит, зарегистрирован он на Минприроды, если военные — на Минобороны и т.п. А вот за частными лицами, не имеющими «привязки» к организациям и ведомствам, в финансово-обеспечительном плане никто не стоит…

Плюс власти, видимо, весьма опасаются ложных срабатываний персональных терминалов КОСПАС-САРСАТ. Дескать, народ у нас безответственный, «станут по пьянке нажимать кнопку SOS — и полетят вертолеты со спасателями…» Или путешественник заберется куда-нибудь в глушь, за Полярный круг, где от ближайшего города несколько сотен километров, и ошибочно активирует маяк? Чтобы расплатиться за спасательные мероприятия, ему придется, наверное, продать квартиру, да еще и не хватит! Понятно, что рассчитывать на возврат израсходованных МЧС средств в такой ситуации не приходится — судебные приставы будут потом годами по копейке вытрясать из нашалившего гражданина огромные деньги, потраченные государством на бесцельные спасательные мероприятия… Вот и боятся у нас доверять обывателям кнопку доступа к «космическому спасению»…

Показательный пример — та же система ЭРА-ГЛОНАСС, установленная в миллионах автомобилей. На конец 2018 года в колл-центр ЭРЫ поступило почти 2,5 миллиона вызовов, из которых лишь около 25 тыс. оказались сообщениями об авариях. Это означает, что 99% вызовов (почти все эти два с половиной миллиона!) были ложными — ради интереса, для проверки системы на работоспособность и просто от скуки.

Но у ЭРЫ-то хотя бы обратная связь по GSM-каналу есть — оператор сперва уточняет, действительно ли нужна помощь, а не отправляет ее автоматически на каждый вызов. А у КОСПАС-САРСАТ такой связи нет. Если сигнал пошел, маяк идентифицирован как зарегистрированный, то спасательная операция непременно начнется. Никаких иных вариантов быть не может! В итоге частных лиц, имеющих маяки КОСПАС-САРСАТ, в нашей стране, наверное, всего двое — путешественники планетарного масштаба Конюхов да Шпаро…

Tron 60S/GPS — аварийный радиобуй для морских, речных судов и спасательных плотов.
© cospas-sarsat.int
Tron 60S/GPS — аварийный радиобуй для морских, речных судов и спасательных плотов.

Когда есть лишний миллион…

Как ни странно, в России есть-таки один способ использования КОСПАС-САРСАТ частными лицами. Существует уникальная в своем роде модель наручных часов премиальной швейцарской марки Breitling, в которые встроены передатчик КОСПАС-САРСАТ и кнопка SOS для его активации. Гаджет действительно уникальный, без иронии, идентичный снаряжению Джеймса Бонда. Правда, стоят эти часы неприлично дорого для большинства граждан. Все же это единственная возможность получить персональное спасение «из космоса», не нося погоны и не будучи на иной госслужбе.

Есть нюанс… После активации радиомаяка в часах его сигнал, как и сигнал любого иного маяка КОСПАС-САРСАТ, отправится на спутник, с него — в центр слежения, затем в координационный центр, а оттуда, как сообщили в компании-операторе, он пойдет не в МЧС, а… в колл-центр одного из крупнейших российских частных охранных агентств. Так что помощь придет, но не государственная, а коммерческая. А в чем разница между компанией, хоть и крупной, и МЧС? Во многом ответ на этот вопрос зависит от места, откуда подан сигнал тревоги… Насколько эффективна будет помощь от частного охранного агентства, если вы лежите со сломанной ногой где-нибудь на побережье Ледовитого океана?

 

 

Реклама
Реклама