Не перестающий удивлять

Не перестающий удивлять

Лучший танк последней четверти ХХ века до сих пор эффективен и остается в строю
Танк Т-72Б-3.
© Фото автора
Лучший танк последней четверти ХХ века до сих пор эффективен и остается в строю
' + '' + ' ' + ''+ ' Танк Т-72Б-3.
26 июля 2023, 09:50
Реклама

В Книгу рекордов Гиннесса Т-72 вошел как самый массовый танк второго поколения — было выпущено около 30 тысяч(!) машин. Кроме нашей страны по лицензии его производили в пяти странах — Индии, Ираке, Польше, Чехословакии и Югославии. Это тоже показатель качества и доказанной эффективности. Еще убедительнее тот факт, что Т-72, вернее, его современные модификации, до сих пор в строю и достойно воюют в ходе специальной военной операции.

В поисках замены

Впервые Т-72 — тогда еще новинку увидел на стажировке в 1-й гвардейской мотострелковой Пролетарской Московско-Минской дивизии в Калининграде. Впечатления сохранились до сих пор: в парке боевых машин эти танки стояли рядом с моими самоходными артиллерийскими установкам (САУ) «Акация» и выглядели куда элегантнее самоходок, да и вообще сразу привлекали внимание.

Опять же — было с чем сравнивать: в военном училище нам давали водить Т-62, который по всем параметрам уступал «семьдесятдвойке».

Конечно же, в первую очередь речь не о внешней красоте, а о тактико-технических характеристиках. Само появление Т-72 связано с тем, что потребовалось на качественно новый уровень вывести в целом неплохой предыдущий основной танк Т-64, принятый на вооружение в 1968 году. У военных и производственников к нему были вопросы по надежности в эксплуатации и двигателю. Неудивительно, что хотя Т-64 выпускали в течение шести лет — с 1963-го по 1969-й, в войска поставили всего около 1200 единиц. Причем его предшественника — танк Т-62 — производили вплоть до 1975 года и выпустили порядка 20 тысяч единиц.

Танк Т-72 на марке, посвященной 100-летию отечественному танкостроению.
© wikipedia.org
Танк Т-72 на марке, посвященной 100-летию отечественному танкостроению.

Улучшил характеристики Т-64А: появилась 125-мм пушка, более мощная броня, удельная мощность двигателя выросла с 15,7 л.с. до 18 л.с. Это позволило танку и его модификации (Т-64Б) несколько лет оставаться основным — всего было выпущено около 13 тысяч машин.

С прицелом на перспективу

Тем не менее Минобороны СССР требовался качественный скачок — танк на длительную перспективу, сочетающий высокую надежность, огневую мощь и максимальную защищенность. Уже в 1967 году конструкторы Харьковского КБ машиностроения и Уралвагонзавода (Нижний Тагил) приступили к созданию такой машины, где были бы устранены выявленные недостатки Т-64 и заложен фундамент базовой модели танка. Эту задачу совместными усилиями удалось решить: Т-72 на десятилетия опередил своих зарубежных конкурентов и блестяще проявил себя в целом ряде вооруженных конфликтов.

В чем его наиболее значимые преимущества? При классической конструкции Т-72 весьма невысок — 2190 мм, что само по себе снижает риск обнаружения. У него мощная толщина комбинированной лобовой брони — от 310 мм до 1100 мм (в различных модификациях вплоть до сегодняшнего дня), плюс ювелирно рассчитанная полусфера башни, увеличивающая вероятность рикошета снарядов противника.

Калибр пушки остался прежним — 125 мм. Механизм заряжания позволил обойтись в кабине тремя членами экипажа. Наводчик получил основной многоканальный комбинированный прицел с оптическим и тепловизионным каналами, а чуть позднее — с лазерным дальномером и лазерным каналом управления ракетой, независимой двухплоскостной стабилизацией. Ночной прицел наводчика позволял опознать цель на расстоянии в 3–3,5 км. Командир танка имел круглосуточный прицельно-наблюдательный комплекс с дальностью опознавания 4 км днем и 1 км — ночью.

Существенно возросла мощность двигателя: установленный первым В-46 выдавал 780 л.с. При том, что Т-72 был на 2,5 тонны тяжелее Т-64А, на пересеченной местности он двигался куда быстрее: 60–65 км/ч против 25–45 км/ч (скорость по шоссе 70–85 км/ч и 45–50 км/ч соответственно). Кроме того, Т-72 преодолевал со специальным оборудованием брод глубиной до 6 метров (Т-64А — только 1,9 метра).

Танк Т-72Б-3 на Танковом биатлоне 2013 года.
© Виталий Кузьмин
Танк Т-72Б-3 на Танковом биатлоне 2013 года.

В числе других плюсов — невысокая стоимость в производстве, что при массовом выпуске весьма важно. Для экипажа существенный фактор — ремонтоспособность: значительную часть поломок можно устранить на месте. Те же иностранные конкуренты из стран НАТО («Абрамс», «Леопард» и др.) требуют куда более затратного и долговременного ремонта при обязательной эвакуации в соответствующие мастерские или на завод.

Достоинства Т-72 позволили ему стать базовой моделью при разработке бронетехники самого различного назначения. Среди них — боевая машина тяжелой огнеметной системы ТОС-1 «Буратино» и ТОС-2 «Солнцепек», а также транспортно-заряжающая машина к ней ТЗМ-Т; боевая машина поддержки танков «Терминатор-2»; бронированная машина разминированная БРМ-3.

Омолодился и порядок!

Полвека службы — срок немалый для бронетехники. Не пора ли на покой? Вопрос, который периодически звучит и из уст специалистов, но каждый раз находятся варианты «омоложения» Т-72.

Так в 1989 году появился модернизированный вариант Т-72Б (объект «184»), где применена встроенная динамическая защита второго поколения «Контакт-5» и усилен состав лобовой брони. Последнее — ответ на возросшие огневые возможности кумулятивных и подкалиберных противотанковых боеприпасов.

Уже в постсоветский период в 2012 году начались поставки танка Т-72Б3, год спустя впервые показанный на полигоне в Алабине на «Танковом биатлоне». На этой машине установлен заметно более мощный двигатель В-84-1 — 840 л.с.

Для наводчика появился многоканальный прицел «Сосна-У», позволяющий обнаружить танк противника на дальности до 5 км днем и до 3,5 км — ночью. Кроме того, можно использовать дублирующий прицел-дальномер 1А40-4.

Танк Т-72Б-3.
© Фото автора
Танк Т-72Б-3.

Предусмотрен ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения, а также автомат сопровождения целей. Еще один плюс — за люком наводчика размещены стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды — эти данные также необходимы для точности стрельбы. Более современным стал автомат заряжания, а ходовую часть оснастили гусеничными лентами с параллельным шарниром.

Крайняя модификация — Т-72Б3М образца 2016 года отвечает самым последним требованиям. Новая пушка 2А46М-5 имеет улучшенную баллистику и больший ресурс, а также автомат сопровождения целей.

К двигателю В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. прилагается автоматизированная коробка передач — это возможность быстрее давать задний ход. В числе новинок — цифровой дисплей и телевизионная камера заднего обзора. Комплекс модульной динамической защиты «Реликт» серьезно улучшил безопасность экипажа — он пришел на смену «Контакт-5.

На должном уровне и средства связи — установлена цифровая танковая радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук», отвечающая всем требованиям, в том числе к кодированной приемо-передаче. Актуальны и новые системы дымовых гранат. Три года назад французские тепловизоры заменили на отечественные аналоги.

Танки Т-72Б-3 на занятии.
© Фото автора
Танки Т-72Б-3 на занятии.

Не так давно для защищенности башни сверху стали использовать так называемый скворечник для танков. Это довольно несложный для изготовления противокумулятивный козырек «Контакт-1» из прочной решетки с прикрепленными рядами контейнерами динамической защиты. Общий вес чуть более 200 кг. В результате после попадания сверху или по крутой навесной траектории боеприпас противника (кумулятивная граната, дрон и т.п.) срабатывает преждевременно, не нанося существенного вреда броне танка.

Еще в 2020 году на «Армейских играх–2020» министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, говоря о танке Т-72Б3М, заявил, что в планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации. Эта работа продвигается, наряду с появлением такой новинки, как Т-90.

…Нет сомнения в том, что Т-72 в различных модификациях еще послужит и вполне вероятно установит еще один рекорд для Книги рекордов Гиннесса — на этот раз по долговременности эксплуатации. Особенно если учесть, что он до сих пор в строю не только в России, но и в полусотне других стран.

Реклама
Реклама