Лейпциг, 1813. «Битва народов»

Лейпциг, 1813. «Битва народов»

Самое крупное сражение эпохи наполеоновских войн произошло 210 лет назад
Атака казачьей лейб-гвардии под Лейпцигом (картина Карла Рехлина).
© wikipedia.org
Самое крупное сражение эпохи наполеоновских войн произошло 210 лет назад
' + '' + ' ' + ''+ ' Атака казачьей лейб-гвардии под Лейпцигом (картина Карла Рехлина).
27 октября 2023, 10:00
Реклама

210 лет назад, с 16 по 19 октября (по новому стилю) 1813 года, близ города Лейпцига состоялось решающее сражение всего периода наполеоновских войн. В нем приняли участие более полумиллиона человек. Представители почти всех стран и народов Европы решали ее дальнейшую судьбу с оружием в руках. Это обстоятельство дало повод современникам назвать грандиозную баталию «Битвой народов».

Почти целое столетие, до состоявшегося в 1905 году сражения между русской и японской армиями у Мукдена, совокупная численность бойцов обеих сторон не достигала ни на одном поле брани того числа солдат, что было задействовано в Лейпцигской битве. 127 тысяч из них были русскими. «Армейский стандарт» напомнит об этой славной странице заграничного похода русской армии.

Стратегия накопления сил

Катастрофическое окончание московского похода Великой армии подорвало военную мощь империи Наполеона Бонапарта, однако не сломило ее окончательно. Бежав из России, император принял энергичные меры к пополнению рядов своих войск. Во Франции он мобилизовал 140 тысяч призывников, 100 тысяч человек зачислил в армию из Национальной гвардии, множество матросов бесполезного в сложившейся ситуации флота перевел в пехоту, даже отозвал несколько полков из Испании. Кроме того, в распоряжении Наполеона были армии продолжавших трепетать перед ним европейских вассалов.

Наполеон (портрет Поля Делароша).
© wikipedia.org
Наполеон (портрет Поля Делароша).

Значительные сложности возникли у него только с воссозданием полностью потерянных в России кавалерии и артиллерии, однако уверенности в себе Наполеону было не занимать, и он рассчитывал, что сумеет справиться с этим обстоятельством. К тому же поначалу французский император полагал, что Россия по-прежнему останется его единственным противником на востоке.

Но победоносная русская армия вдохновила пруссаков, тяготившихся своим униженным положением. В марте 1813 года они восстали. Король Фридрих Вильгельм III, дабы не лишиться власти, вынужден был возглавить народный порыв. В апреле к антифранцузской коалиции открыто примкнула Швеция, а в августе, после долгих колебаний, — и Австрия. Расклад сил в Европе изменился.

И все же Наполеон оставался грозным противником. 27 августа он одержал при Дрездене решительную победу над австрийско-русско-прусской армией, возглавляемой австрийским фельдмаршалом Карлом Шварценбергом. Этот конфуз союзников едва не привел к распаду их коалиции. Только благодаря успеху русско-прусской армии Гебхарда Блюхера в битве на реке Кацбах и великому подвигу у Кульма русских полков под командованием Александра Остермана-Толстого удалось удержать вечно стремящихся «держать нос по ветру» австрийцев от заключения сепаратного мира с Наполеоном.

Однако постепенно перевес коалиции в силах начал сказываться. Особенно влияла на ход военных действий нехватка у Наполеона конницы, из-за чего он не мог проводить широкомасштабную разведку боем и зачастую не имел достоверных сведений о передвижениях армий противника. Это приводило к неоправданным утомительным маршам пехоты, отнюдь не повышающим ее боеспособность.

Верно рассудив, что единственным для Наполеона шансом на успех в войне является победа в генеральном сражении, командование коалиции избрало тактику временного отказа от такового. Армии союзников отходили, когда на них надвигались главные силы французов во главе с самим императором, но непрестанно наносили удары по отдельным вражеским корпусам, ведомым наполеоновскими маршалами. Такая стратегия имела смысл, поскольку время играло на стороне коалиции, имеющей гораздо большие ресурсы. Это позволяло ей накопить достаточные силы для того, чтобы не опасаться исхода генерального сражения, к которому так стремился Наполеон.

Надежды Наполеона

Плохо поставленная по объективным причинам разведка и в еще большей степени граничащая с губительной самоуверенностью вера французского императора в свой непревзойденный полководческий гений сыграли с ним очень злую шутку. Имея довольно расплывчатое представление о том, где именно находятся все армии противника, он двинулся из-под Дрездена к Лейпцигу на перехват наступавших с севера Силезской армии Гебхарда Блюхера и Северной армии под командованием шведского кронпринца Жана-Батиста Бернадота (бывшего наполеоновского маршала).

На пути наиболее многочисленной Богемской армии союзников (командовал ею Шварценберг) Наполеон выставил у Дрездена заслон, который она легко обошла с юга. Что же касается русской Польской армии во главе с Леонтием Беннигсеном и австрийского корпуса Иеронима Коллоредо (46 тыс. и 8 тыс. бойцов соответственно при 186 пушках), то их своевременное прибытие к Лейпцигу в ходе битвы вообще оказалось для французского императора неприятным сюрпризом.

После того как Блюхер (до 60 тыс. солдат с 315 орудиями) благоразумно уклонился от сражения с вдвое превосходящими силами Наполеона, тот решил разбить до подхода остальных войск союзников приблизившуюся к Лейпцигу Богемскую армию (133 тыс. бойцов, 578 пушек). При ней, кстати, находились император Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III.

Александр І (портрет Дж. Доу).
© wikipedia.org
Александр І (портрет Дж. Доу).

У Наполеона под Лейпцигом к началу сражения было в общей сложности 172 тыс. солдат и примерно 650 орудий, но 50 тыс. бойцов под командованием маршалов Мишеля Нея и Огюста Мармона он вынужден был выдвинуть на север для прикрытия от ударов неугомонного Блюхера и вяло движущегося ему на помощь Бернадота, возглавлявшего 58 тыс. солдат с 256 пушками.

Однако и с оставшимися силами французский император надеялся разбить медлительного Шварценберга. Он к тому же имел основания предполагать, что Александр I, как и при Аустерлице, будет вмешиваться в командование войсками, чем невольно поможет ему добиться успеха. Но Александр в этот раз, наоборот, весьма положительно повлиял на развитие событий в первый день битвы.

Заявив, что не является человеком военным и оставляет разработку плана сражения Шварценбергу, император все же настоял на очень значительном уменьшении числа солдат, которые австрийский фельдмаршал собирался двинуть в обход правого фланга французов. А ведь при Аустерлице почти такой же обходной маневр был совершен именно по его требованию, и это дало Наполеону возможность нанести в центре мощный удар, обрушивший русско-австрийскую оборону. Урок, как оказалось, пошел впрок. Мы еще вернемся к этому примечательному моменту.

Как едва не повторился Аустерлиц

16 октября 1813 года сражение началось фронтальным наступлением 80-тысячного войска под командованием Михаила Барклая-де-Толли. Наполеон, имея на этом направлении численный перевес, измотал атакующих активной обороной и в 3 часа дня перешел в мощное контрнаступление. Решающий удар в центре наносила кавалерия Иоахима Мюрата. 35 тыс. союзников в это время были фактически выключены из битвы как раз из-за вышеупомянутого обходного маневра. Так под Лейпцигом для союзных войск едва не повторился трагический Аустерлиц!

Схема битвы при Лейпциге.
© Соцсети
Схема битвы при Лейпциге.

Французские кирасиры находились уже в 800 шагах от возвышенности, с которой за ходом сражения наблюдали Александр I и Фридрих Вильгельм III. Монархов спасла от вполне возможного плена или даже гибели геройская контратака лейб-гвардии казачьего полка. Русский император, надо отдать ему должное, проявил выдержку и хладнокровие, не только оставшись на месте, но и отдав грамотный приказ о вводе в бой резервной артиллерии и гвардейского корпуса под командованием его младшего брата Константина Павловича. Французский натиск в центре был отбит, и это вырвало из рук Наполеона необходимую ему как воздух победу.

Вклад в успешное окончание первого дня битвы внесла и армия Гебхарда Блюхера. Не одаренный талантом Александра Суворова и не раз битый противником, прусский фельдмаршал тем не менее обладал такой же неукротимой энергией и качествами, за которые солдаты, как и нашего великого генералиссимуса, прозвали его «Генералом Вперед». Проявив чудеса отваги, прусские и русские бойцы Силезской армии Блюхера сходу атаковали корпуса Мармона и Нея и в результате яростных встречных боев заставили их попятиться. Столь серьезная угроза левому флангу вынудила Наполеона окончательно прекратить попытки наступления в центре.

Наказание за самоуверенность

На второй день выдалось затишье. К обеим противоборствующим армиям подошли подкрепления. Но если на помощь французскому императору прибыл только один 25-тысячный корпус, то силы союзников увеличились более чем на 100 тыс. человек. Наконец «дополз» до поля битвы Бернадот. Ближе к двум часам дня подошла и армия Беннигсена вместе с корпусом Коллоредо. Шварценберг хотел было сразу после этого возобновить битву, но русский генерал заявил, что его солдаты вымотаны долгим переходом и нуждаются в отдыхе. Приняв мнение Беннигсена во внимание, наступление перенесли на 7 часов утра следующего дня.

Наполеон, осознав, что численный перевес противника стал полуторным и ему предстоит теперь вести оборонительное сражение, приказал отойти с неудобных для обороны позиций ближе к Лейпцигу. Союзники охватили его армию полукольцом общей протяженностью в 15 километров. Жаждавший генерального сражения Наполеон получил его в крайне неблагоприятной для себя ситуации. А организованно отступить он уже не мог, так как позади лежала болотистая местность, пересеченная руслами сразу нескольких небольших рек. Рассчитывая только на победу, самоуверенный корсиканец не озаботился путями к отступлению. Это привело его к катастрофе.

Утром 18 октября союзники начала концентрические атаки со всех сторон. Французы оборонялись с мужеством отчаяния, переходили в контратаки. В конце концов им пришлось местами отступить, однако в целом они смогли сдержать натиск превосходящих сил коалиции. Был даже момент, когда Наполеону показалось, что появился шанс прорвать фронт противника на южном направлении. Он перебросил туда 150 орудий и отправил в атаку старую гвардию. Но даже его закаленные во многих битвах ветераны уже ничего не могли изменить. Артиллерия союзников сорвала это наступление.

А вскоре произошло нечто подчеркнувшее полную безнадежность попыток как-то свести сражение к приемлемому результату. Поневоле воевавшие за Наполеона саксонцы, а за ними вюртембергцы и баденцы, общим числом от пяти до десяти тысяч, неожиданно переметнулись на сторону неприятеля (вот уж воплощение сарказма — «а я всегда за тех, кто побеждает»). Французам только огромным напряжением сил удалось заткнуть возникшую огромную брешь в обороне. Ни о каких контратаках больше не могло быть и речи.

Ночью французский император понял, что еще одного дня сражения армия не выдержит, и приказал начать отступление по единственному мосту через реку Эльстер. Прикрывать отход остались части Жака Макдональда и поляка Юзефа Понятовского, только два дня назад получившего из рук императора жезл маршала Франции.

Объявление о победе после битвы при Лейпциге 18 октября 1813 г. (картина Питера Крафта).
© wikipedia.org
Объявление о победе после битвы при Лейпциге 18 октября 1813 г. (картина Питера Крафта).

До середины дня этот арьергард упорно оборонялся в Лейпциге, но тут саперы издали услышали крики «ура» и преждевременно взорвали мост, оставив на восточном берегу примерно 28 тысяч не успевших переправиться солдат. Началась паника. Кто-то бросался вплавь, многие стали разбегаться, хотя половина все же продолжила безнадежное яростное сопротивление, предпочтя смерть плену.

Раненый Понятовский бросился в воду на коне и утонул. Макдональду повезло больше, он смог преодолеть реку и выбраться на противоположный берег. Но многие тысячи простых солдат расплатились за самоуверенность Наполеона своими жизнями…

«Битва народов» завершилась сокрушительным поражением французской армии. Ее потери убитыми, ранеными и пленными составили около 80 тыс. человек. В ходе дальнейшего отступления продолжали разбегаться солдаты союзных французам германских государств. Вдобавок началась эпидемия тифа. В итоге во Францию Наполеон вернулся с армией численностью всего лишь 40 тыс. бойцов. Это была полная катастрофа.

Потери войск коалиции тоже были очень серьезными — примерно 54 тыс. человек убитыми и ранеными. Из этого числа русских было больше всех — около 22,6 тыс., пруссаков — 16 тыс., подданных австрийского императора — 15 тыс., а шведов — всего 180. (Бернадот беззастенчиво берег только своих солдат, стараясь сохранить армию для согласованного с Англией отвоевания Норвегии у Дании).

Храм-памятник в Лейпциге русским воинам погибшим в «Битве народов».
© wikipedia.org
Храм-памятник в Лейпциге русским воинам погибшим в «Битве народов».

Даже исходя из одной только статистики потерь, можно утверждать, что Россия внесла наиболее весомый вклад в общую победу союзников под Лейпцигом. Как, впрочем, и в целом в победу над Наполеоном. Факт этот является общепризнанным. И мы не должны забывать о великом подвиге наших предков, унявших непомерные амбиции одного из известнейших в истории претендентов на мировое господство. Вечная память и великая слава солдатам России, отдавшим за нее свои жизни!

Реклама
Реклама