Как мы союзников лечили

Как мы союзников лечили

В годы Второй мировой военврачи СССР оказали помощь сотням военнослужащим стран антигитлеровской коалиции
Операция в советском госпитале в Германии - военное фото. 1945 г.
© Фото Валерия Фоминского, rosphoto.org
В годы Второй мировой военврачи СССР оказали помощь сотням военнослужащим стран антигитлеровской коалиции
' + '' + ' ' + ''+ ' Операция в советском госпитале в Германии - военное фото. 1945 г.
19 января 2021, 09:23
Реклама

Известно, что в годы Великой Отечественной войны советские медики вылечили более 17 миллионов человек. В их числе были военнослужащие и гражданские лица из государств антигитлеровской коалиции — США и Великобритании. Американцев и англичан лечили в Мурманске и Архангельске, Полярном и Рембертуве — список военных и военно-морских госпиталей можно продолжить. Среди пациентов были моряки с кораблей и судов полярных конвоев, пилоты ВВС, солдаты и офицеры сухопутных войск, специалисты тылового обеспечения.

Отважный десантник и другие

...Когда в сентябре 2010 года посол США в России Джон Байерли приехал в Санкт-Петербург на открытие выставки «Вместе мы сильны» в Военно-медицинском музее, его ожидал сюрприз. Сначала ему передали список с фамилиями более 200 американцев, проходивших лечение в советских госпиталях в годы Великой Отечественной войны, а затем в ходе знакомства с экспозицией в одной из витрин высокопоставленный дипломат увидел фото отца — Джозефа Байерли, и его сохранившуюся в архиве историю болезни.

Плакат 1944 года художника Александра Кейля.
© Фото из архива
Плакат 1944 года художника Александра Кейля.

В 1942 году Джозеф Байерли пошел в армию США добровольцем и с открытием Второго фронта в составе 101-й десантной дивизии после выполнения боевой задачи в немецком тылу попал в плен. В январе 1945 года он в третий (!) раз бежал из концлагеря и сумел добраться до позиций танкового батальона из состава 1-го Белорусского фронта. В его составе воевал до тяжелого ранения в начале февраля 45-го.

После лечения в военном лазарете в польском городке Рембертув Джозеф узнал о награждении его советской медалью «За отвагу». Затем американского десантника отправили в посольство США в Москве, а оттуда на родину в штат Мичиган. Там пропавшего Джозефа Байерли с июня 1944 года официально считали погибшим...

История отважного десантника получила известность, но это лишь один, пусть и весьма показательный пример, когда военнослужащих и гражданский персонал государств-союзников, США и Великобритании, советские врачи возвращали в строй. Вот еще два случая.

Английский моряк Дэвид Аткинсон после гибели корабля «Эфигем» из конвоя PQ-13 в конце марта 1942 года четверо суток провел в штормовом море на шлюпке. Затем его нашли советские катерники, и Дэвида с обморожением обеих стоп доставили в военно-морской госпиталь в Мурманск, а затем в Полярный. Англичанин проходил лечение вплоть до августа, после чего был отправлен на родину.

Перевязка раненых в эвакогоспитале.
© regsamarh.ru
Перевязка раненых в эвакогоспитале.

Кочегар Уильям Гиббс в ночь на 26 мая 1942 года волею судьбы находился не внизу в машинном отделении, а на палубе американского судна «Сайрос». Именно в этот момент в борт попала торпеда с немецкой подводной лодки. Получивший тяжелое ранение моряк оказался в море, но он был в спасательном жилете, и вскоре его подобрал с воды английский тральщик.

В 73-м военно-морском госпитале в Новом Полярном Гиббса лечили 86 дней, после чего перевели в 71-й госпиталь и 23 августа отправили домой в Нью-Йорк.

В вышедшей в прошлом году книге Анатолия Будко и Дмитрия Журавлева «Милосердие Победы» таких примеров немало, и все они основываются на хранящихся в Военно-медицинском музее документах. Часть из них была использована при подготовке выставки «Одна на всех», приуроченной к 75-летию Великой Победы. Кстати, это единственный музей, который был создан в годы Великой Отечественной войны.

Спасенные на воде

Начиналось все осенью 1941 года: 5 ноября в Советский Союз прибыл первый морской караван союзников из десяти судов с грузами (250 танков, продовольствие, медикаменты, теплая одежда) и нескольких кораблей прикрытия.

Всего за годы войны в северные порты СССР был проведен 41 конвой — прибыли 738 транспортов и 573 корабля охраны. Конечно же, Германия всячески препятствовала этому: за караванами охотились немецкие корабли и подводные лодки, большие силы авиации. Так из 811 торговых судов, отправленных по северным маршрутам, противником были потоплены 58. Союзники потеряли 18 кораблей охранения.

В советском госпитале в Германии - военное фото. 1945 г.
© Фото Валерия Фоминского, rosphoto.org
В советском госпитале в Германии - военное фото. 1945 г.

Лишь часть моряков удавалось спасти в студеных водах — тех, кто не умер от переохлаждения и смог воспользоваться спасательными средствами. Членов экипажей снабжали теплой одеждой, но она была влагопроницаемой и в шлюпках за считанные минуты превращалась в ледяную корку...

Как правило, на помощь приходили советские моряки на катерах и небольших кораблях. Обмороженным тут же оказывали первую медицинскую помощь, а затем спасенных отправляли в прибрежные военно-морские госпитали в Мурманске, Архангельске, Северодвинске и базовые лазареты на острове Кильдин, полуострове Поной и Новой Земле.

Хотя возможности госпиталей, особенно в первые годы войны, были ограничены как в медикаментах, так и в продовольствии. Даже с размещением возникали проблемы. Вот выдержка из воспоминаний матроса-катерника В.М.Нечаева, который проходил лечение в мурманском военно-морском госпитале: «В последний день марта в Кольский залив вошел конвой PQ-13, и в актовом зале (госпиталь вынужден был переехать в здание бывшей школы №17. — Авт.) стало тесно. Среди раненых — моряки с крейсера «Тринидад» и эсминца «Эклипс». А с началом апреля немцы словно озверели. Десятки самолетов, несмотря на большие потери, рвутся к городу и порту, и опять бомбежки, стреляют зенитки. Только с транспорта «Нью министр сити» доставили сразу около 30 пострадавших от прямого попадания в судно. Теперь в зале ставили кровати уже в два ряда поплотнее друг к другу…».

Операция в эвакогоспитале.
© udmurt.ru
Операция в эвакогоспитале.

В 200-коечном архангельском военно-морском госпитале количество пациентов в отдельные периоды доходило до тысячи человек. Медперсоналу приходилось работать по несколько суток подряд, оказывая помощь раненым и больным.

И все же в госпиталях, несмотря на объективные трудности, для союзников стремились создать более комфортные условия при размещении. Кроме того, нередко им целевым образом доставлялись медикаменты, продуктовые передачи.

Вылечили и — домой

Впоследствии, избавляя Европу от нацизма, Красная Армия освобождала в том числе и военнопленных. Среди них оказалось 22 429 граждан США. Большинство узников нуждались в медицинской помощи, которую до репатриации на родину им оказывали советские военные врачи.

Амбулаторная помощь для нетяжелых пациентов осуществлялась в основном на специально созданных 77 фронтовых и окружных сборных пунктах, а стационарная — в выделенных для этой цели госпиталях. В архивах Военно-медицинского музея хранятся истории болезни.

Так, лейтенант 93-го пехотного полка армии США Вильяс Брюнц попал в плен 13 сентября 1944 года, а 21 января 1945-го из концлагеря в Шубене его освободили советские войска и в тяжелом состоянии отправили в эвакуационный госпиталь, а затем в госпиталь в Ванковице. Спустя пять месяцев он выздоровел, и был доставлен в пункт обмена советских и американских граждан в Магдебурге.

История болезни американского лейтенанта Вильяса Брюнца.
© Фото из архива
История болезни американского лейтенанта Вильяса Брюнца.

Лечение проходили и военнослужащие армий союзников, волею судьбы оказавшиеся на территории, занятой Красной Армией. Так американский летчик-штурман, 29-летний Юджин Джонс, 24 марта 1945 года при выполнении задания на «летающей крепости» Б-17 получил в воздухе ранение зенитным снарядом. Экипаж сумел приземлиться на близлежащем советском аэродроме. После первой помощи в лазарете американца направили в армейский авиационный госпиталь №136, где провели операцию. Лечение продолжалось до середины июля, после чего летчика-штурмана Юджина Джонса передали в Будапеште представителю США подполковнику медслужбы Гарри Маклейну Кемерону.

Еще до окончания войны вернулся в строй другой американский летчик — 20-летний Дональд Бенус. В сортировочный эвакуационный госпиталь №1872 он поступил 13 декабря 1944 года с осколочным ранением бедер и ушибом коленного сустава. Спустя девять дней его осмотрел известный хирург генерал-лейтенант Николай Еланский. Выздоровление наступило после нескольких операций, и 7 апреля 1945 года Бенуса выписали и передали командованию США.

…Конечно, это только один небольшой пласт из истории Второй мировой войны. Но показательный: в период тяжелых испытаний недавние соперники стали союзниками и вместе выступили против общего врага — гитлеровского нацизма. Хороший пример взаимодействия в нынешнее неспокойное время, когда вместо противостояния под зачастую выдуманными предлогами, гораздо продуктивнее совместно решать актуальные проблемы человечества. Их сегодня немало: терроризм, эпидемии, климатические катаклизмы и природные катастрофы.

Вместе мы сильнее — это аксиома, которая, как известно, в проверке не нуждается.

Реклама
Реклама